Нурипаша Талыбов: «Непрестижный чемпион? Это абсурд!»
В последние годы азербайджанский бокс, традиционно имеющий сильные позиции в мировом рейтинге, переживает заметный подъем.
Достаточно вспомнить, что с Лондонской Олимпиады -2012 Теймур Мамедов и Магомедрасул Меджидов привезли бронзовые медали, а на Чемпионате мира-2013 наша сборная стала 3-й в общекомандном зачете.
Достойно представлены оте-чественные мастера ринга и на клубном уровне, где во Всемирной боксерской серии под эгидой WSB (World Series Boxing) столичный «Баку Файрс», одолев по сумме двух встреч итальянский «Дольче Габбана Милано Сандер», пробился в полуфинал престижнейшего соревнования. Там «бакинцев» ждет двухматчевое выяснение отношений с действующим чемпионом, казахстанским «Астана Арланс». Первая встреча состоится 26 апреля в Астане, ответная — 3 мая у нас.
Гость газеты «Бакинский рабочий» — главный тренер «Баку Файрс» Нурипаша Талыбов.
— В первую очередь хотелось бы поздравить с выходом в полуфинал.
— Большое спасибо.
— После безоговорочной победы в родных пенатах (5:0) в ответной встрече вам достаточно было выиграть всего
1 бой. Такой расклад как-то расслабил команду?
— Скорее, придал уверенности. Ехали в Италию и не сомневались, что в полуфинал пройдем именно мы. Но никакого «шапкозакидательства» не было. Все понимали, к кому пожаловали в гости и на что способен данный противник. В принципе, «Дольче Габбана» в очередной раз подтвердил статус суперклуба.
— Итак, при счете 4:0 в пользу хозяев за канаты приглашается пара Михаи Нистор — Арсланбек Махмудов. Признайтесь, сомнения в успехе предприятия уже начали посещать вас?
— Нет, ни разу не засомневался.
— Бой прошел при подавляющем преимуществе Нистора. Он доминировал с первой секунды и ровно до того момента, как пропустил «комбинацию» от Арсланбека. Всего одну, но разящую наповал. Многим любителям спорта такой сценарий невольно напомнил историческое противостояние Мохаммеда Али и Джорджа Формена в 1974 году. Тогда тотальное преимущество Формена было прервано в 8-м раунде убойным выпадом «Великого Али».
— Ничего не скажешь, лестное сравнение для молодых бойцов. Мохаммед Али, Джордж Формен — это же величайшие персоны. Но суть вопроса я понял. Вы хотите знать, не был ли уход в защиту со стороны Арсланбека заранее спланирован?
— Да, именно это хотелось бы узнать.
— Отвечаю: не был. Просто в первой же атаке Нистор пару раз «попал» в нашего боксера. Поэтому Арсланбек и «закрылся», чтобы прийти в себя. Соперник это почувствовал и бросился развивать успех. Что было дальше, вы знаете: Нистор увлекся, подустал, чуть опустил руки и сразу получил встречную контратаку…
— … пославшую его на настил, а «БФ» в полуфинал, где вас ожидает (ни много, ни мало) действующий чемпион Лиги «Астана Арланс».
— «Астана», как и весь казахстанкий бокс, очень сильная команда. Но хочу напомнить, что в текущем розыгрыше мы уже встречались с ними. Каждая из команд одержала победу у себя дома. Так что не вижу причин, которые могут нам помешать одолеть соперника во второй раз.
— Кстати, кто в текущем розыгрыше понравился вам больше всего?
— Самое яркое впечатление оставила «Куба Домадорес».
— WSB называют полупрофессиональной лигой бокса. Вы согласны, что она является своеобразным переходным элементом между любительским и профессиональным боксом?
— В принципе, так оно и есть. Есть маленькие различия. Главное — вместо привычных для любителей 3 раундов тут их 5.
— «Бокс приобрел печальную известность: 1) частым изменением правил; 2) плохим судейством; 3) обесцениванием звания чемпиона мира, что происходит ввиду наличия более 10 чемпионских версий», — заявил пару лет назад легендарный кубинский тренер Альсидес Сагарра.
— Да, правила действительно периодически меняются. Это и изменение принципа подсчета очков, и так далее. А любое изменение на первых порах создает неудобства как для спортсменов, так и для арбитров.
Что до несправедливого судейства, то не всегда это делается умышленно. Необходимо понять, что судья работает несколько лет по одним правилам, привыкает к ним. А тут изменение, потом еще одно, следом другое. Немудрено, что в какой-то момент он «теряет» ситуацию.
И еще: редко какой турнир обходится без жалоб на арбитров. Человеку свойственно ошибаться, поэтому ждать идеального судейства всегда и везде попросту нереально. Но, даже когда оно безукоризненно, жалоб меньше не становится. Ведь легче все свалить на судью, чем признать, что оказался слабее или недостаточно хорошо подготовился.
Что касается пункта №3 — наличие более 10 чемпионских версий, то я отношусь к данному явлению крайне отрицательно. Не может быть одновременно несколько чемпионов мира в одном и том же весе — это, извините, абсурд. По одному чемпиону у любителей и профессионалов — такое деление мне понятно, но не может быть сразу 10 чемпионов, никак не может.
Более всего вызывает недоумение, когда идет деление: престижная версия, не очень престижная. И что же получается? Боксер является чемпионом мира, но «не очень престижным»?! Чемпион мира, не имеющий престижа — это абсурд! Нонсенс! И никто не сможет убедить меня в обратном.
— А что бы вы предложили?
— Прежде всего нужно лишить всех и вся возможности раздавать чемпионские титулы. Чемпион должен быть один! WBO, WBC, WBA, IBO, IBF и так далее — только одна из этих организаций должна иметь полномочия присуждать титул чемпиона. Пусть соберутся и сами решат, какая из них наиболее достойна.
— Выберут одну, а что делать остальным?
— Работать! Проводить турниры, организовывать бои, раскручиваться и завоевывать «место под солнцем». Надо имя завоевывать, а не награждать титулом «непрестижного чемпиона». Если вы хороший организатор, то боксеры сами потянутся к вам.
Соревнования между клубами под эгидой WSB — наглядный пример. Когда все только начиналось, многие отнеслись скептически к этой идее. Мол, классным бойцам такой формат будет не интересен. Прошло около 4 лет, и сейчас участники Всемирной лиги укомплектованы первыми номерами любительского бокса — призерами Олимпийских игр и чемпионатов мира.