Международные нормы, нарушенные армянами в отношении мирных азербайджанцев, взятых в заложники в Кяльбаджаре
БАКУ, 21 июл - 1NEWS.AZ
11 июля три мирных жителя Азербайджана были взяты в заложники в оккупированном Арменией Кяльбаджарском районе. Согласно армянским СМИ, один из них - Гасан Гасанов был убит, а у Шахбаза Гулиева выколот глаз. В то же время было оскорблено достоинство гражданина России - Дильгама Ахмедова.
В данной связи портал Azvision.az привлекает внимание к ряду норм права, грубо попранных армянами:
«Согласно части III статьи 28-ой Конституции Азербайджанской Республики, каждый человек, находящийся на территории АР на законных основаниях, обладает правом беспрепятственного передвижения по стране, а также правом выбора места жительства и выезда за границы республики.
Согласно статье 12-й Международного пакта о гражданских и политических правах от 1966 года, и пункту 2-му 4-го Дополнительного протокола к Европейской конвенции по правам человека, каждое лицо, находящееся на территории того или иного государства на законных основаниях, обладает правом свободного передвижения и беспрепятственного выбора места жительства.
Данное право может быть ограничено лишь в законодательном порядке и только в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка и пр., что необходимо для функционирования демократического общества. То есть, данные ограничения должны обговариваться законом.
Статья 4-я Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем Пакте государства могут принимать меры в отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в той степени, в которой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения».
В то же время, Консультативное заключение Международного суда «Относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории» гласит, что ограничения, обговоренные статьей 12-й Международного пакта о гражданских и политических правах, представляют исключение в контексте права на свободу передвижения. Причем данные ограничения должны служить санкционированным целям и соответствовать принципу «пропорциональности».
Кроме того, учитывая тот факт, что целью гражданских лиц Азербайджана было посещение могил родных, то согласно духу заключения Международного суда, предусматривающего в числе прочих «свободный доступ к Святым Местам», государство-оккупант должно было создать соответствующие условия для мирных жителей Азербайджана.
Приводим выдержки из заявлений министра обороны Армении Сейрана Оганяна от 15 июля:
«Руководство армии противника также использует преступные группы, которые знакомы с этим регионом… В результате операции спецназа армии НКР в Карвачаре (Кяльбаджаре - ред.) были задержаны или уничтожены члены азербайджанской диверсионной группы…Правоохранительные органы НКР возбудили уголовное дело. Диверсанты ответят согласно законодательству НКР и международным нормам права».
Тем самым, в свете вердиктов Европейского суда по правам человека по делам Лоизиду и Иляшку, можно констатировать, что слова С.Оганяна подтверждают факт эффективного контроля над оккупированными территориями со стороны Армении.
Свидетельством тому является то обстоятельство, что обвинения озвучиваются министром обороны Армении. В то же время, диверсантами называются гражданские лица, в отношении которых допускаются насильственные действия и оскорбления. При этом одного из них убивают. То есть данная группа лиц называется преступниками при отсутствии судебного вердикта.
В данной связи необходимо отметить, что в отношении лиц, взятых в заложники в оккупированном Арменией Кяльбаджарском районе, были нарушены соответствующие статьи Женевской конвенции.
Если вспомнить о кадрах взятия в заложники азербайджанцев, а также о частичном лишении зрения одного из них и убийстве третьего, то на ум приходят статьи 27-я и 29-я Женевской конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны.
В частности, статья 29-я Конвенции гласит: «Находящаяся в конфликте сторона (в данном случае, Армения - ред.), во власти которой находятся покровительствуемые лица (в данном случае, взятые в заложники азербайджанцы - ред.), ответственна за обращение своих представителей с покровительствуемыми лицами, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей».
В то же время статья 27-ая Конвенции предусматривает:
«Покровительствуемые лица при любых обстоятельствах имеют право на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы».
Наконец статья 32-я предусматривает запрет на «принятие каких-либо мер, могущих причинить физическое страдание или привести к уничтожению покровительствуемых лиц, находящихся в их власти».
Наконец, даже если определенные лица признаются «диверсантами», как это было в случае мирных азербайджанцев в Кяльбаджаре, статья 5-я Женевской конвенции предусматривает, что они имеют право на «гуманное обращение, и в случае судебного преследования не будут лишаться своих прав на справедливый и нормальный суд, предусмотренный настоящей Конвенцией».
Отметим, что в случае с убитым Гасаном Гасановым армяне нарушили статью 2-ю («Право на жизнь») Европейской конвенции по правам человека.
В то же время в отношении Дильгама Ахмедова и Шахбаза Гулиева нарушены статьи 3 («Запрещение пыток»), 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») и 6 («Право на свободное судебное разбирательство») Европейской конвенции по правам человека, а также статья 2-я («Свобода передвижения») 4-го Дополнительного протокола к Европейского конвенции по правам человека».
Р. Абдуллаев, Ф.Б.