Поствыборная Турция: переговоры по коалиции
Все четыре партии, пробравшиеся в турецкий парламент 25-го созыва, озвучили свои условия для вступления в политическую коалицию.
Накануне центральный избирательный орган Турецкой Республики – Высший избирательный комитет (Yüksek Seçim Kurulu) официально объявил предварительные результаты парламентских выборов в стране. Согласно результатам, ни одна из политических партий, прошедших в парламент, не получила достаточного количества голосов, чтобы единолично сформировать новое правительство.
Тем временем, правящая Партия справедливости и развития (ПСР), Народно-республиканская партия (НРП), Партия националистического движения (ПНД) и Демократическая партия народов (ДПН), представители которых ранее выступали с заявлениями о невозможности какой-либо коалиции, начали выдвигать свои условия для вступления в политическую коалицию.
В частности, официальные представители правящей партии, получившей 40,87% голосов турецких избирателей, то есть 258 мест в новом парламенте, заявили о готовности ПСР вступить в коалицию с одной из оппозиционных партий.
Главные условия правящей ПСР
При этом функционеры ПСР выдвинули три главных условия их участия в коалиции.
Первое условие властей заключается в продолжении борьбы с так называемым «параллельным государством». В ПСР считают, что коррупционный скандал 17-25 декабря 2014 года был ничем иным, как попыткой государственного переворота, и это лишний раз доказывает, что «параллельные силы», замыслившие захватить власть, по сей день представляют угрозу национальной безопасности Турции. Непримиримая борьба с этими силами – вопрос государственного значения, а не партийного уровня. Предатели должны быть наказаны, государственный аппарат должен быть очищен от них вне зависимости от состава коалиционного правительства, уверены в ПСР.
Во-вторых, реализация платформы Демократической инициативы (Demokratik Açılım), которую также называли Проектом национального единства и братства, будет продолжена. Курдская инициатива, запущенная в рамках данной платформы и направленная на решение проблем турецких курдов, будет реализована на основе существующей дорожной карты. Все недостатки и ошибки прошлого будут учтены, но никакой пощады террористам на востоке и юго-востоке страны не будет.
И, наконец, третье, самое главное условие правящей партии касается возможного перехода страны к президентской форме правления. Президент Реджеп Тайип Эрдоган является законно избранным главой государства и его легитимность не может быть предметом обсуждений. В ПСР по-прежнему считают, что президентская республика – идеальная форма государственного устройства для Турции.
Альтернативные условия парламентского меньшинства
Между тем, с самым интересным предложением выступила левоцентристская Народно-республиканская партия, набравшая 24,95% голосов избирателей (132 места в парламенте). В крупнейшей оппозиционной партии НРП заявили, что приоритетом для них является коалиционное правительство без участия ПСР.
Заместитель председателя НРП Сезгин Танрыкулу предложил лидерам ПНД и ДПН тройственную коалицию, которая оставила бы ныне правящую партию за бортом нового правительства.
«Мы полностью готовы к сотрудничеству с двумя оппозиционными партиями для того, чтобы сформировать правительство реставрационного периода», - сказал он.
А лидер партии Кемаль Кылычдароглу заявил, что НРП готова вступить в коалицию с одной из партий лишь с условием обеспечения полной независимости судебной власти и свободы прессы.
Что касается ультраправой Партии националистического движения, набравшей 16,29% голосов (80 депутатских мандатов), то ее условия вступления в коалицию идут вразрез с условиями ПСР. Условия ПНД прозвучали из уст самого лидера турецких националистов Девлета Бахчели. Партия националистического движения готова вступить в коалицию, если потенциальные партнеры по ней откажутся от идеи перехода к президентской форме правления и Турция останется парламентской республикой.
В партии считают, что турецкая идентичность и унитарная форма государственного устройства не подлежат обсуждению в Конституционной комиссии вне зависимости от ее состава. Курдская инициатива, направленная на раскол турецкого государства, должна быть прекращена немедленно, а чиновники, замешанные в коррупционном скандале после спецопераций 17-25 декабря 2014 года, должны предстать перед законом, уверен лидер ПНД.
Сопредседатель прокурдской Демократической партии народов, за которую проголосовало 13,12%, избирателей (80 мандатов), также внес коррективы в свою речь. Селахаддин Демирташ, который ранее был против какой-либо коалиции, теперь не исключает подобную возможность. По его мнению, пусть даже временно, нельзя оставлять страну без правительства. ДНП выразила готовность поддержать наиболее оптимальный состав коалиционного правительства, даже без собственного участия.
Отметим, что одним из возможных вариантов развития событий является формирование правительства меньшинства во главе с лидером ПСР Ахметом Давутоглу, которую поддержала бы ДПН. Однако, при таком раскладе, из-за вотума недоверия кабинету министров, проведения досрочных парламентских выборов в течение года просто не избежать.
Тем временем, президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что воля турецкого народа выше любых политических амбиций и призвал руководителей всех парламентских партий к благоразумию.
Джейхун Алекперов