Эльман Рустамов: «После девальвации курс маната почти достиг своей точки стабильности» - ДОПОЛНЕНО | 1news.az | Новости
Экономика

Эльман Рустамов: «После девальвации курс маната почти достиг своей точки стабильности» - ДОПОЛНЕНО

04:50 - 16 / 07 / 2015
Эльман Рустамов: «После девальвации курс маната почти достиг своей точки стабильности» - ДОПОЛНЕНО

«После февральской коррекции азербайджанского маната курс национальной валюты стабилизировался. Для утоления «манатного голода» ЦБА осуществил операции с банками на сумму около 300 млн долларов».

Об этом в интервью телеканалу AzTV сказал председатель правления Центрального банка Азербайджана (ЦБА) Эльман Рустамов.

«В последние месяцы курс маната ищет свою точку стабильности, и можно сказать, почти достиг ее», - подчеркнул глава Центробанка.

Главный банкир страны также отметил, что возглавляемый им надзорный орган в последние два месяца увеличивает валютные запасы: «Мы приобрели более 120 млн валюты (долларов - ред.). Кроме этого, мы осуществили операции с банками на сумму около 300 млн долларов. Они предложили нам свою валюту, мы же, взамен, предложили банкам манаты для «утоления манатного голода». Правда, они не отразились на наших официальных резервах, но, думаю, указанные средства останутся в Центральном банке», - отметил он.  

При нынешних ценах на нефть в районе 59 долларов за баррель азербайджанская экономика довольно далека от зоны риска. Торговый баланс Азербайджана будет бездефицитным даже и при цене в 40 долларов за баррель, поэтому нынешний средний уровень цен на нефть опасности не представляет, а платежный баланс страны к концу года ожидается с профицитом.

В то же время, глава Центробанка полагает, что было бы неправильным делать прогнозы  относительно стоимости нефти, поскольку в глобальной экономике есть очень непредсказуемые факторы. Неизвестно также и то, как поведут себя торговые партнеры Азербайджана в будущем. «Их очень много, у каждого есть свои проблемы в развитии экономики. Но наблюдаемый тренд состоит в том, что отрицательные процессы на валютных рынках приостановились», - подчеркнул Э.Рустамов.

«Это очень хорошо, что мы являемся частью международной экономики. Мы сами продаем свои нефтегазовые ресурсы, и это привело нас на тот уровень социально-экономического, инфраструктурного развития, на котором мы сегодня находимся. Мы свободно торгуем со всеми странами мира, но и страны мира свободно торгуют с нами. Мировая экономика строится на отношениях спроса и предложения. Мы конкурируем с нашими торговыми партнерами, и у этой конкуренции есть свои стороны, одна из них - ценность национальной валюты», - отметил глава Центробанка.

При этом, по его словам, после проведенной ЦБА 21 февраля коррекции курса маната, в структуре азербайджанского импорта прогнозируются серьезные изменения.

«Мы видим рост экспорта продукции ненефтяного сектора, и спрос на внутреннем рынке покрываем продукцией собственного производства, то есть конкурентоспособность нашей продукции растет. В таких условиях внешнеторговый баланс страны к концу года будет сбалансированным», - указал Э.Рустамов.

Возвращаясь к курсу национальной валюты: по словам главы Центробанка, не будет никаких проблем с курсом маната до конца года и на среднесрочный период, если средняя цена на нефть будет сохраняться на уровне 50 долларов, а также не произойдет никаких серьезных событий в экономиках наших торговых партнеров.

«Если эти базисные условия сохранятся, то для беспокойства населения нет оснований. Я открыто и объективно выразил позицию ЦБА, и никакие другие прогнозы ничем, кроме как спекуляцией, не являются», - подчеркнул Э.Рустамов.

Сейчас курс маната больше зависит от внешних факторов, чем от внутренних. Девальвация маната стала ответом на происходящие в мире процессы, отмечает глава Центробанка.

«Сильное падение цен на нефть и ожидаемые изменения в поступлениях в платежном балансе Азербайджана вынудили нас пойти на такой шаг. Наши торговые партнеры тоже пережили процесс серьезной девальвации. Это создавало проблемы для конкурентоспособности наших товаров как на внутреннем, так и - для ненефтяных экспортных товаров – на внешнем рынке. С точки зрения микроэкономики, конкурентоспособности, долгосрочной устойчивости азербайджанской экономики этот шаг был неизбежен», - указал Э.Рустамов, отметив, что текущая ситуация показывает, что эта непопулярная мера необходима для создания платформы для будущего подъема экономики.

Вследствие коррекции курса маната Азербайджан получил хорошие торговые преимущества, а  конкурентоспособность национальной продукции увеличилась.

«Как отмечал Президент Ильхам Алиев, у нас должна быть разветвленная, экспортоориентированная, конкурентоспособная экономика», - напомнил глава ЦБА.

Он подчеркнул, что низкий курс валюты, низкий уровень налоговой нагрузки и низкие процентные ставки, с точки зрения микроэкономики, создают серьезные преимущества для национальной экономики. Низкий курс делает ее конкурентоспособной, позволяет увеличить объем экспортных товаров на внешних рынках, низкие процентные ставки напрямую снижают себестоимость продукции, а низкие налоги расширяют инвестиционные возможности. «Поэтому со стратегической точки зрения коррекция курса валют является одним из факторов новой экономической модели», - считает глава Центробанка.

Э.Рустамов подчеркнул: стратегически необходимо, чтобы процентные ставки по бизнес-кредитам уменьшились до однозначных величин, а курс маната сохранялся на конкурентоспособном уровне, который позволит обеспечить стабильность и оптимизировать, и упростить налоговую нагрузку в экономике.

В целом, глава Центробанка отметил, что процентные ставки по кредитам в Азербайджане сегодня необъективно завышены.

«Если посмотреть на кредитный портфель банков, можно увидеть, что приблизительно 76% – это бизнес-кредиты, 24% – потребительские ссуды, и если исключить ипотечные кредиты, то доля потребительских кредитов в портфеле банков составляет около 20%», - указал он.

Э.Рустамов обратил внимание на тот факт, что, хотя по всему миру процентные ставки потребительского кредитования достаточно высоки, в Азербайджане отсутствуют объективные причины этому. По его словам, ЦБА дал банкам жесткие предписания относительно снижения стоимости кредитов.

«Может быть, с правовой точки зрения у нас нет достаточных оснований на это. Денежный рынок Азербайджана очень либеральный», - замечает глава ЦБА, напомнивший банкам о том, что они несут серьезную социальную ответственность и не вправе злоупотреблять недостаточным уровнем финансовой грамотности населения.

Глава ЦБА также затронул муссирующуюся в обществе тему списания кредитных долгов. «Например, пассивный гражданин открывает депозитный счет в одном из банков страны. В свою очередь, банк выдает эти средства в качестве кредита активным гражданам, которые, скажем, хотят открыть свой бизнес. Но завтра они этот долг возвратить не могут. Люди говорят, что долги должны быть списаны. Но за чей счет? Здесь часто подразумевается банк, но банк всего лишь посредник, у него зачастую и средств таких не бывает», - указал он.

Ранее коммерческие банки получили предписание о снижении комиссии за обслуживание потребительских кредитов до 1%. По словам Э.Рустамова, это решение было воспринято банками неоднозначно, и некоторые попытались компенсировать потери, увеличив ставку по кредитам. Между тем, возможности у банков для сокращения стоимости ссуд имеются.

«Мы надеемся, что до конца года ставки будут снижены, так как мониторинг уже подтверждает уменьшение средних ставок. Мы продолжаем работу с банками в этом направлении, причем стабильное ядро банковской системы готово подключиться к данному процессу. Мероприятия в этом направлении будут осуществляться поэтапно до конца года, и банки смогут получить доступ к дешевым ресурсам в случае, если они будут отвечать всем регулятивным требованиям ЦБА и займут место во внутренней системе рейтингования», - подчеркнул Э.Рустамов.

Отдельной темой в интервью главы Центробанка прошло изменение условий по ипотечному кредитованию. По его словам, банки-участники Азербайджанского ипотечного фонда (АИФ) получат доступ к дополнительному финансированию, в случае если они будут придерживаться упомянутых требований ЦБА.

Как стало известно, до конца 2015 года правительство может выделить около 250 млн манатов на финансирование жилищного кредитования, что сопоставимо с суммой бюджетных средств, направленных на ипотеку ранее. Как указал  Э.Рустамов, соглашение по этому вопросу между ЦБА и Министерством финансов уже достигнуто.

Средства будут предоставлены Центробанком в виде кредита, выданного под государственную гарантию, которую дает Минфин. Часть этих денег будет направлена на финансирование социальной ипотеки, часть – на стандартные ипотечные кредиты. Отметим, что планируется снижение ставок по обеим категориям жилищных ссуд, а сумма ипотечного кредита увеличится в два раза (на данный момент сумма кредита ограничивается 50 тыс. манатов, под 8% и 4% соответственно).

В будущем году объемы финансирования возрастут еще больше, отмечает Э.Рустамов, по мнению которого расширение ипотечного кредитования приведет в движение строительную индустрию, которая, в свою очередь, внесет серьезный вклад в развитие экономики, повышение занятости и бюджетных доходов. Также будет решаться задача по улучшению жилищных условий населения.

Как отметил глава ЦБА, всего на сегодняшний день по линии АИФ было выдано ипотечных кредитов более чем на 692,8 млн манатов, в том числе 97,1 млн манатов в 2014 году, 112,9 млн манатов - в 2013 году, 74,77 млн манатов - в 2012 году, 95,64 млн манатов - в 2011 году, 97,08 млн - в 2010 году, 76,9 млн манатов - в 2009 году, 70,2 млн манатов - в 2007 году и 5,6 млн манатов - в 2006 году.

Поделиться:
6552

Последние новости

Все новости

1news TV