Тофик Аббасов: «Баку может сыграть конструктивную роль в снижении напряженности в турецко-российских отношениях»
Интервью 1news.az с известным азербайджанским экспертом Тофиком Аббасовым
- Правительство Азербайджана на встрече в Баку с турецкой делегацией во главе с министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу заявило о готовности приложить усилия для устранения напряженности в турецко-российских отношениях. Насколько эффективным может быть посредничество азербайджанской стороны в этом вопросе?
- Во-первых, визит министра иностранных дел Турции - это знаковое событие, особенно когда на повестке дня имеется очень много горящих вопросов, связанных с региональной безопасностью, где пересекаются интересы многих государств, в том числе с урегулированием карабахского конфликта, который является частью общей программы стабилизации, с выравниванием отношений между Россией и Турцией, где Азербайджан может сыграть очень конструктивную роль. Азербайджан зарекомендовал себя на международной арене в качестве серьезного государства, занимающего довольно конструктивную позицию в региональных вопросах. В то же время у нас имеются тесные доверительные отношения с Турцией и давние дружественные связи с Россией, есть общность целей, имею в виду энергетические проекты, транспортно-коммуникационные проекты и прочее, одним словом, имеется потенциал для их реализации. Тем не менее, наряду со всем этим необходимо обоюдное согласие и Москвы, и Анкары, чтобы официальный Баку предоставил площадку для переговоров или, возможно, мог стать ретранслятором каких-то месседжей для одной и другой стороны. Думаю, такой вариант вполне может быть успешным, учитывая высокий политический вес Президента Азербайджана Ильхама Алиева на международной арене, тот факт, что его в мире знают и уважают, прислушиваются к его мнению, чего, конечно, не скажешь о лидерах некоторых соседних государств. Немаловажную роль в урегулировании неожиданно возникшего конфликта могут сыграть и личностные отношения между Ильхамом Алиевым с Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом.
- Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу на днях высказался о том, что Анкара будет содействовать деоккупации всех оккупированных земель Азербайджана, включая Нагорный Карабах, а также устранению напряженности в отношениях Баку и Еревана. С чем связана активизация турецкой дипломатии в этом вопросе?
- Безусловно, мы всегда ощущали и чувствуем поддержку Турции в разрезе карабахской проблемы, в то время как имеется группа стран, которые строго лоббируют интересы официального Еревана и тоже хотят воспользоваться какими-то моментами, чтобы включить Армению в происходящие текущие процессы. Имеется целый клубок проблем, которые где-то противоречат друг другу, где-то дополняют, но дипломатия для этого и существует, чтобы, во-первых, не складывать в одну корзину все яйца, и, во-вторых, чтобы определить первоочередность важных вопросов и далее предусмотреть последовательные шаги на будущее. Все это делается с той целью, чтобы отношения межгосударственного уровня не пострадали, соблюдался общий режим спокойствия и возникающие риски и вызовы не будоражили общественное настроение, не отвлекали полезный ресурс от первоочередной задачи.
Турецкое политическое руководство ввиду того, что сложилась непростая ситуация в отношениях с Россией и вообще в регионе, предпринимает усилия, для того чтобы не оттолкнуть от себя партнеров - соседей и в то же время обозначить участие Турции в региональных процессах и тем самым подтвердить свои заверения, сделанные ранее, в контексте того, что турецкое высшее политическое руководство остается верным своему курсу, что в общем-то является характерной чертой официальной политики Анкары. Однако в свете событий, связанных с происшедшим между Россией и Турцией недавним инцидентом, предположу, что такого рода заявления носят несколько конъюнктурный характер. Безусловно, Турция для нас очень близкий и в каком-то смысле испытанный партнер, но учитывая нынешний разлад в турецко-российских отношениях, Турция прекрасно понимает, что Россия влияет на ситуацию на Южном Кавказе, поскольку имеет рычаги давления на Армению как на страну-агрессора. С другой стороны, она имеет хорошие отношения с Азербайджаном. Поэтому турецкий премьер, скорее всего, не преминул воспользоваться моментом, чтобы напомнить и о подобающей роли, которая сохраняется за официальной Анкарой, и что его страна не сдает позиции Азербайджана и не исключает вероятности в случае справедливого решения карабахского конфликта еще и помочь соседней Армении вернуться в орбиту добрососедских отношений.
Дело в том, что у Турции сейчас очень щекотливое положение, потому что как член НАТО она повязана обязательствами и в определенной степени ограничена в своих действиях и возможностях, большей частью ей приходится ретранслировать то, что ей говорят, скажем, более влиятельные страны. Западная коалиция лоббирует интересы Армении, даже невзирая на то, что эта страна совершила агрессию в отношении соседнего государства. Мы видим, как избирательно Париж, Вашингтон и Лондон страстно добиваются восстановления территориальной целостности Украины - до крымского кризиса, но замалчивают справедливые ожидания Азербайджана по восстановлению его территориальной целостности. Это нездоровый пример, который не делает чести западной коалиции. Я всегда придерживался той позиции, что карабахская проблема началась не в постсоветское время, а в советское, когда две республики были в составе единого государства, и как раз карабахский проект, выработанный в недрах западных государств, был призван сместить советский режим, хотя тогда мало кто предполагал, что в начале 90-х огромная страна рухнет. Поэтому первопричиной возрождения Карабахского конфликта было западное участие в этом проекте с тем, чтобы столкнуть Армению с Азербайджаном, спровоцировать на сепаратистской основе карабахскую проблему и тем самым создать огромный хаос в стране, где и так было немало межнациональных и межрелигиозных конфликтов или же предпосылок к ним. Сейчас мы наблюдаем, как эта двойственность по-прежнему сохраняет свою силу, и западные государства в лице США, Великобритании, Франции и их партнеров поддерживают Армению. Наверняка определенное значение в подобном подходе имеет и религиозный фактор, тем не менее, армянский вопрос как таковой является неотъемлемой частью внутренней политики США и той же самой России. Сама Армения, как ни странно, барахтается в нищете, в социально-экономической яме, в то время как влиятельные лоббисты этой республики во многих странах вкладывают большие ресурсы и средства, чтобы затушевать позицию Азербайджана и выпячивать видение официального Еревана.
В данном случае они очень сильно давят на Турцию, чтобы добиться примирения между Турцией и Арменией и таким образом открыть ей дорогу в сообщество, придать импульс развития в экономике, включить в интеграционные процессы, и наконец, дать, скажем так, кислородную подушку, чтобы экономика этой страны задышала в полную грудь. Турция еле сдерживает этот натиск, это видно по всему и поэтому на данный момент после случая, связанного с крушением российского самолета, считаю, что все-таки российско-турецкие позиции пошатнулись и тем самым осложнили турецко-западные отношения. Лидеры западного мира все еще не знают, как прокомментировать случившийся факт, хотя твердо сознают, что надо как-то выкарабкиваться из ситуации. На фоне происходящих событий в Сирии ко всем опасным трендам прибавилась еще одна негативная линия и еще один проблемный дискурс для Запада. В связи с этим некоторые так называемые смотрящие силы стремятся активизировать еще и армянский вопрос и навязать официальной Анкаре какой-то проект быстрого сближения с Ереваном.
- В таком случае можно сказать, что недавний призыв госсекретаря США Джона Керри к сохранению спокойствия и диалога между турецкой и российской сторонами во время телефонного разговора с главой МИД РФ Сергеем Лавровым говорит о крайней обеспокоенности Вашингтона последствиями случившегося инцидента…
- Безусловно. Запад не заинтересован в ухудшении российско-турецких отношений прежде всего потому, что Турция, как я уже сказал, является членом НАТО. США втянули в эту авантюру весь Североатлантический альянс, поэтому многие из лидеров западных государств в мягкой форме осудили политику Анкары в случившемся инциденте. В Вашингтоне понимают, что если Россия предпримет какой-то ответный, военный удар, то это может иметь нежелательные последствия для альянса, поскольку пятый пункт Хартии НАТО предусматривает активную помощь любой стране члена этой организации, если она вступит в военный конфликт или окажется в поле агрессии со стороны других сил. То есть вопрос достаточно серьезный, поэтому американский истеблишмент дает отчет себе в том, что раз уж сие нежелательное событие имело место быть, придется разрулить ситуацию дипломатическими методами и не дать ни одной из сторон поводов для излишне эмоционального поведения. В данном случае они понимают, что с Россией так грубо и безапелляционно поступать нельзя, это все-таки супердержава, которая обладает мощным потенциалом, и полагают, что Кремль будет в лоне предсказуемости, и что его действия будут указывать на то, что с Россией шутки плохи. Так что опасения американского госсекретаря вполне оправданы, и он как человек прагматичный старается внести ноту конструктивности во все то, что произошло за последнее время.