Ильгар Велизаде: Напряженность на линии фронта будет стимулировать переговорный процесс по Карабаху
Итоги 2015 года в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта неутешительны, и этого следовало ожидать, считает азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
«К сожалению, в уходящем году в целом процесс урегулирования конфликта не сдвинулся с мертвой точки, хотя в отдельные моменты появлялись признаки возможного изменения ситуации», - сказал он в интервью 1news.az.
В целом, несмотря на наличие существенных расхождений, договоренности интенсифицировать в 2016 году диалог по всестороннему урегулированию конфликта и продолжить обсуждения, проведенные в Сочи, Нью-Порте и Париже, по словам политолога, говорят о наличии возможностей для подвижек в переговорном процессе.
«Однако совершенно очевидно, что переговорный процесс в таких условиях будет сопровождаться и ростом напряженности на линии фронта, - сказал Ильгар Велизаде. - Как это ни странно, но именно эта напряженность и будет стимулировать переговорный процесс».
«Много это или мало, можно судить лишь в сравнении, - сказал он. - Если подходить с позиции результативности переговорного процесса в целом, то можно сказать, что этих результатов явно недостаточно, но если говорить о сохранении диалога даже в такой непростой ситуации, это несомненное достижение».
Нынешний этап конфликта отличается от всех предыдущих лет тем, что никогда раньше на линии фронта не использовались артиллерия и тяжелое вооружение. В сочетании с ужесточением риторики между сторонами конфликта это привело к увеличению числа вооруженных инцидентов с человеческими потерями.
«Режим прекращения огня уже практически не действует, - говорит Ильгар Велизаде. - Когда в течение дня этот режим нарушается десятки раз, не то чтобы о его эффективности, но даже о фактическом наличии говорить не приходится».
Как отмечает политолог, есть лишь «морально устаревший документ», который называется «Бишкекским протоколом». Он не отражает сложившейся специфики и сохраняет свою номинальную актуальность только благодаря тому, что альтернативы ему нет.
«Увы, призывы Азербайджана обратить внимание на то, что сохранение статус-кво образца середины 1990-х годов не просто контрпродуктивно, но и губительно, должной реакции не вызывают», - говорит Велизаде.
Он, однако, отмечает, что определенные усилия предпринимаются в организации встреч между президентами и главами МИД Азербайджана и Армении. Тем не менее, зачастую встречи не имеют глубокой повестки. К таким встречам можно отнести и последнюю встречу лидеров в швейцарском Берне в декабре.
По словам Ильгара Велизаде, эта встреча, тем не менее, была весьма своевременной для определения позиций сторон и решения актуальных задач, исходя из объективной оценки ситуации.
Была она полезной и с точки зрения обмена мнениями по текущей обстановке на линии соприкосновения войск, считает он. В частности, был обсужден и вопрос создания механизма расследования инцидентов на фронте.
«Но надо понимать, что речь идет не только о механизме расследования инцидентов, который к тому же сопровождается рядом вопросов. Важно учитывать и то, что Армения целенаправленно отодвигает на задний план вывод своих войск с оккупированных территорий Азербайджана, что является самым важным элементом процесса всестороннего решения конфликта», - говорит Ильгар Велизаде.
«Азербайджанская сторона совершенно ясно понимает, что Армения под предлогом этого механизма пытается закрепить оккупацию азербайджанских земель и оставить неизменным статус-кво», - подытожил он.
Нагорно-карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном длится уже более 20 лет. В течение всего этого времени Армения удерживает под оккупацией 20% азербайджанской территории, включая Нагорный Карабах и семь прилегающих районов. Резолюции Совета Безопасности ООН, принятые еще в 1990-е годы и требующие немедленного вывода армянских войск с азербайджанских земель, остаются лишь на бумаге.
Елена Остапенко