Чего ждать Турции от Дональда Трампа? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Чего ждать Турции от Дональда Трампа?

13:16 - 28 / 11 / 2016
Чего ждать Турции от Дональда Трампа?

После победы Дональда Трампа на президентских выборах в США, американо-турецкие отношения могут выйти на качественно новый уровень.

После создания международной антитеррористической коалиции и начала долгосрочной военной кампании США на Ближнем Востоке в 2001 году, американо-турецкие отношения подверглись серьезным изменениям. Первые серьезные осложнения имели место в ходе военной операции «Свобода Ирака» в 2003 году, когда турецкие военнослужащие из числа несущих службу в этой стране подверглись нападкам со стороны своих американских коллег.

Тогда дело дошло до того, что американский воздушный десант совершенно неожиданно совершил налет на место дислокации турецких солдат и даже взял в плен 11 военнослужащих ВС Турции, надев им на головы мешки. Этот неприятный случай, вошедший в историю как «Инцидент с мешком» (Çuval olayı), произошел через несколько месяцев после прихода к власти в Турции Партии справедливости и развития (ПСР). Несмотря на то, что после этого неподдающегося никакому объяснению отношения к своим союзникам по НАТО Вашингтон официально принес Анкаре свои извинения, «Инцидент с мешком» (The Hood event) очень серьезно пошатнул американо-турецкие отношения.

Ситуация еще больше усугубилась после того, как президентом США в 2008 году стал кандидат от Демократической партии Барак Обама. Политика дистанцирования, традиционно проводимая демократами в отношении Турции, а также различия в подходах к Арабской весне 2011 года и начавшейся в Сирии гражданской войне стали своего рода новыми стратегическими барьерами для развития двусторонних отношений и возобновления взаимодоверия. 

Однако в течение последних нескольких лет двусторонние отношения между США и Турцией дали более серьезные трещины. США неоднократно заявляли, что их главной задачей, как в Сирии, так и в Ираке является борьба с террористами из так называемого «Исламского государства». Тем не менее, США, поставившие перед собой задачу, во что бы то ни стало полностью искоренить очаги террора в регионе, все еще отказываются от полноценного взаимодействия с Турцией – своим стратегическим партнером и союзницей по НАТО.

Турция имеет общую границу с Сирией и Ираком протяженностью 911 и 350 км соответственно. Из территорий этих соседних государств исходит постоянная угроза национальной безопасности Турции, террористы разных мастей совершают регулярные кровавые вылазки на территорию страны. Несмотря на все это Вашингтон все еще не торопится скоординировать свои действия в регионе с Анкарой и не проявляет приверженность союзническим обязательствам.

США без особого энтузиазма отнеслись к операции «Щит Евфрата», проводимой частями Вооруженных сил Турецкой Республики вместе со Свободной армией Сирии (САС) по освобождению северных районов Сирии от всяких террористических элементов. Более того, американцы на официальном уровне попросили Турцию не вести боевые действия против так называемого Отряда народной самообороны (YPG) – боевого крыла Партии демократического союза (PYD), сирийской ветви террористической Рабочей партии Курдистана (PKK). 

Официальный Вашингтон выразил свое недовольство тем, что Турция не ограничивает свои действия в Сирии борьбой с террористами из «Исламского государства», а ведет параллельную борьбу и с курдскими террористами, которых в США объявили своими союзниками. Примечательно, что при этом незаконно действующая в Турции Рабочая партия Курдистана, которой подконтрольна Партия демократического союза сирийских курдов, в США числится в списке террористических организаций.   

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что США давно следует сделать выбор между Турцией и курдскими террористами из так называемого Отряда народной самообороны.

Несмотря на многочисленные обещания руководства США обеспечить отступление курдских боевиков на правый берег реки Евфрат, Вашингтон по сей день не выполнил свои союзнические обязательства перед Анкарой.

И наконец, последний всплеск напряжения в двусторонних отношениях произошел во второй половине 2016 года. После неудачной попытки военного переворота в Турции в ночь с 15-го на 16-е июля турецкие власти потребовали от американцев экстрадировать главного зачинщика путча, религиозного проповедника Фетуллаха Гюлена, эмигрировавшего в американский штат Пенсильвания в 1998 году. Несмотря на предоставление ряда доказательств о причастности Гюлена к путчу, американские власти все еще не удовлетворили требования Анкары об экстрадиции.

В октябре Багдад, Эрбиль и Вашингтон приступили к военной операции по освобождению Мосула от террористов из так называемого «Исламского государства». По настоянию США Турции было отказано в активной участии в этой кампании. Анкаре пока пришлось довольствоваться участием своих истребителей в бомбардировке позиций террористов в составе воздушных сил стран коалиции.

На такой «мажорной ноте» и заканчивается второй президентский срок Барака Обамы. Чего ждать от его преемника, республиканца Дональда Трампа, отличающегося своей прямолинейностью и незадачливостью, сказать трудно.

В Анкаре довольны тем, что в Белый дом заселится представитель «Великой старой партии» США (Grand Old Party), и всерьез рассчитывают на то, что найти общий язык с республиканцем Дональдом Трампом будет куда проще.

И в самом деле, победа Трампа на выборах сохранила надежду на дальнейшее американо-турецкое взаимодействие на взаимовыгодной основе.

За исключением пары высказываний миллиардера по Ближнему Востоку, не устраивающих Анкару, в целом, заявлениям и целенаправленности новоиспеченного американского президента в Турции относятся благосклонно. 

Надеждой на скорейшее возобновление взаимодействия по ряду жизненно важных вопросов послужили и назначения в администрации Трампа. В частности, на пост советника по национальной безопасности Дональд Трамп назначил экс-главу американской военной разведки, генерал-лейтенанта в отставке Майка Флинна. Последний известен своим расположением к Турции, он неоднократно и публично заявлял, что США следует выполнить все обязательства перед своей союзницей и стратегическим партнером.

Как бы там ни было, очевидно лишь одно: несмотря на изменение политической конъюнктуры, США и Турция всегда будут сильно нуждаться друг в друге.

Джейхун Алекперов

Поделиться:
8877

Последние новости

Все новости

1news TV