Тамерлан Вагабов: Как использовать передовой опыт Эстонии в Азербайджане
После падения цен на нефть Азербайджан объявил о своем стремлении всесторонне развивать инновационные и многие другие сектора экономики.
За последние 3 года в этом направлении, в том числе и в структуре государственного управления, произошли существенные изменения. Созданы институт вице-президента, аппарат вице-президента, произошло слияние нескольких ведомств в сфере транспорта и коммуникации, назначены более молодые кадры на ключевые посты. Уже ощущаются определенные сдвиги и конкретные результаты в других отраслях экономики, не зависящих от нефтяного сектора. Наряду с этим считаем, что на данном этапе необходимо изучить опыт стран, которые прошли схожий с Азербайджаном путь, для более практичного осуществления новых и эффективных реформ. Одной из таких стран является Эстония.
Азербайджан имеет ряд базовых общих черт с Эстонией, одной из стран Европейского Союза (ЕС), которая по праву считается страной с передовой экономикой и развитым стартап-сообществом. Размер рынка обеих стран сравнительно небольшой, имеются общее советское наследие и институциональная память старых государственных институтов при распаде СССР, а сейчас уже ориентация на диверсификацию экономики.
Наша страна при определенных условиях может повторить определенную часть успеха Эстонии в реформах экономического сектора и стимулировать рост предпринимательства.
Так, Эстония сделала большой прорыв в реформах государственного сектора за счет омолаживания кадров, эффективных изменений в налоговой системе и создания необходимых законодательных инструментов в помощь предпринимательству.
Секреты Эстонии
Когда Эстония после распада Советского Союза, в 1991 году, восстановила свою независимость, менее половины населения страны имело телефонную линию. Два десятилетия спустя она уже является мировым лидером в области технологий. Эстонские разработчики создали код для Skype и Kazaa (сеть обмена файлами). В 2007 году Эстония стала первой страной, разрешающей онлайн-голосование на всеобщих выборах. Эстония долгое время сохраняла за собой рекорд по количеству стартапов на человека. Граждане страны платят за парковочные места со своих мобильных телефонов и хранят свои медицинские записи в цифровом облаке. Подача ежегодной налоговой декларации онлайн занимает пять минут.
Как Эстония смогла добиться таких успехов?
Еще в 1992 году Эстония начала последовательные реформы по искоренению советского институционального наследия. Менее чем через два года молодое правительство (средний возраст 35-40 лет) внедрило единую ставку подоходного налога, свободную торговлю и широкий спектр приватизации.
Главным принципом успешных реформ в Эстонии было не просто оцифрование старых операционных процессов, а изменение мышления и подхода к делам в корне. К примеру, в новом цифровом формате подачи налоговой декларации налогоплательщик получает уже почти заполненную форму, ему остается только подсчитать необходимую сумму перед электронной подачей.
Эстонские реформы также охватили сферу образования, где еще в конце 90-х была внедрена широкомасштабная компьютеризация школ. С начала 2000-х в свободном доступе Wi-Fi. Все эти и другие реформы стимулировали рост экономики Эстонии.
К примеру, продажа Skype (был разработан в Эстонии) компании eBay в 2005 году за сумму в 2,6 млрд у.е создала первую волну предпринимателей с ликвидностью на руках. В настоящее время на высокотехнологичные отрасли приходится около 15-18 % ВВП.
Маленький размер рынка стимулировал эстонцев подумать о глобальных рынках сбыта своих услуг. Будучи членом Европейского Союза, Эстония открыла для себя единый рынок ЕС, а также создала удобные условия миграции для предпринимателей, которые могут получить статус резидента при открытии компании. В Эстонии очень легко открыть компанию, создано много платформ, которые собирают местное и иностранное стартап-сообщество. Созданные платформы привлекают ежегодно на свои встречи большое количество инвестиционных компаний и разработчиков. Таким образом, появляются удобное законодательное поле, инфраструктура, открываются большие и платежеспособные рынки, а также создается естественная среда для обучения за счет присутствия иностранных компаний и их экспертизы. Причины такой активной деятельности - это внедрение инновационных идей в законодательство, статус э-резиденции и много других нововведений, нацеленных на рост бизнеса.
Отдельного рассмотрения требует налоговая составляющая стимулирования предпринимательства.
Эффективная налоговая система: опыт Эстонии
Эстония может на сегодняшний день похвастаться самой конкурентоспособной системой налогов в странах Организации стран экономического развития (ОЭСР). Эстония занимает передовые места по налогам на недвижимость, корпоративным налогам, налогам на прибыль и потребительским налогам. Одним из самых привлекательных моментов в системе налогообложения Эстонии является возможность погасить капиталовложения. Это означает, что когда бизнес определяет свою прибыль, он может учитывать полную стоимость капитальных вложений (завод, оборудование, структуру и т.д.) в том году, в котором они были понесены. Каждая другая страна ОЭСР требует, чтобы бизнес списал эти бизнес-инвестиции в течение нескольких лет, а иногда и вовсе.
Предприятия, зарегистрированные в Эстонии, по умолчанию считаются налоговыми резидентами.
Налоговое бремя в Эстонии умеренное, если сравнивать с остальными странами Европы. Налоговый кодекс достаточно упрощен: как правило, платится 20% фиксированным налогом на большинство операций. Это включает подоходный налог, корпоративный налог на распределенную прибыль (что означает 0% от нераспределенной прибыли) и НДС.
Эстония может стать хорошим примером в плане простоты и легкости движения денежных средств, ежедневного дистанционного управления на английском языке и в целом благоприятной для бизнеса среде.
Налоговая система Эстонии привлекательна еще по одной причине для новых предприятий: 20% корпоративный налог выплачивается только по распределенной прибыли. Таким образом, если прибыль реинвестируется, а не распределяется акционерам через дивиденды, то корпоративный налог не взимается.
Тем не менее все равно нужно платить налог, если компания фактически решит распределить прибыль. Еще один важный момент, когда прибыль в конечном итоге распределяется в виде дивидендов, налог 20% выплачивается компанией, а не лицом, получающим дивиденды. В большинстве случаев получающее лицо (юридическое или физическое лицо) должно выплачивать дивиденды или подоходный налог в соответствии с правилами налогообложения в соответствующей стране проживания.
В целом, налоговая система и ее реформа должны иметь как краткосрочный эффект для стимулирования работы предпринимателей, так и долгосрочный эффект роста экономических показателей.
Для бизнеса важны три аспекта – прозрачность и отсутствие взяточничества, нейтралитет налогообложения и, более косвенно, внедрение технологических инноваций в работу налоговиков. Нейтралитет в налогах подразумевает расширение базы обложения налогов и постепенное снижение ставок. Это может потенциально привести к общей эффективности системы и облегчить выбор предпринимателя по различным действиям в рамках своей деятельности. В системах, где нарушен нейтралитет, компании чаще прибегают к услугам юристов и бухгалтеров для «нахождения» путей обойти налоговое бремя.
Это забирает ресурсы бизнесмена, особенно стартап предпринимателей, и сводит большую часть их деятельности к навигации в сложной и неэффективной системе налогов. Один из примеров широкой базы налогообложения - это недавняя поправка в законодательство Эстонии. Согласно новому закону, налог на дивиденды будет снижен с 20 до 14 процентов, если выделенные дивиденды не превышают сумму, выделенную компанией за каждый из последних трех годов. В случае, если сумма превышает предыдущие года, налог в 20 процентов сохраняется. Также невозможно перенести неиспользованную часть дивидендов на следующий год. Такие новшества стимулируют стабильное распределение дивидендов, низкие ставки и нацелены на прозрачность работы бизнеса по налоговой части.
Кроме электронного налогообложения, на сегодняшний день набирает обороты дискуссия вокруг введения системы анализа больших данных (Big Data) в работе налоговых органов и блокчейна. Подобные нововведения могут позволить более эффективно создавать профили компаний на случай уклонения от налогов и выстраивать более целевую, индивидуальную работу с компаниями. По словам главы департамента косвенного налогообложения аудиторской компании KPMG Тима Джилиса, биг дейт-анализ позволяет рассматривать компанию на 360 градусов и снижает риск неразборчивых рейдов на СМП.
Азербайджан: первые шаги сделаны
Азербайджан уже предпринял несколько важных шагов в сфере развития среднего и малого предпринимательства (СМП). Было создано Агентство по работе с СМП, которое включает в себя стимуляцию работы стартап-инкубаторов, информационные сессии, создание центра поддержки СМП и т.д. В системе образования также были проведены определенные реформы, нацеленные на стимулирование развития технического образования, было создано Агентство по среднеспециальному образованию. Недавно назначен новый министр налогов, имеющий обширный опыт работы на руководящих должностях в государственном и частном секторах, а также с юридическим образованием, полученным в США. Кроме того, проект АSAN позволяет в достаточно короткие сроки и прозрачно пройти все этапы бюрократии.
Однако все вышеуказанные меры пока только начало очень сложного пути по созданию благоприятной среды, где инновационный азербайджанский продукт будет конкурентоспособным. Даже в США и Западной Европе подавляющее большинство стартап-ов неуспешны. Все вышеуказанные сферы, где необходимо провести реформы, представляют собой целостную систему. Необходимы новые кадры, которые называются интра-предприниматели (intrapreneur). Это - кадры с международным опытом и желательно с опытом успешного управления собственным бизнесом. Новые кадры должны понимать, как работают обе стороны – государство и частный сектор, что такое риск предпринимателя, как общаться с иностранными партнерами. В случае работы со стартап комьюнити самое важное - не заниматься самообманом и понимать серьезность конкуренции в мире, статистику неуспешных бизнес-проектов и важность целостности подхода к реформам в экономической среде.
Таким образом, Азербайджану нет необходимости изобретать велосипед, вполне можно адаптировать опыт стран, которые имели почти одинаковые с ним стартовые возможности. Важно на данном этапе решить кадровый вопрос, увеличив количество людей в государственном секторе с практическим опытом ведения бизнеса с учетом международного опыта.
Тамерлан Вагабов,
основатель компании Ivy Group, социальный предприниматель