Иран сделал первый шаг в направлении ЕАЭС. Не отдалится ли он от Азербайджана?
Исламская Республика Иран 17 мая в Астане подписала временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и входящими в его состав государствами.
По итогам этих переговоров стороны достигли следующих договоренностей по товарному охвату: Иран предоставил ЕАЭС тарифные уступки по 246 товарам (в том числе, по 74 агротоварам, 172 промышленным), а ЕАЭС - Ирану - по 175 товарам (в т.ч. 53 с/х, 122 промышленные).
Так, для Ирана будут снижены таможенные пошлины на нечувствительные для ЕАЭС товары: фисташки, финики, инжир, изюм, креветки, бахчевые культуры, апельсины, лимоны, лаймы, кондитерские изделия, некоторые виды соков, краски и лаки строительные, посуду, моющие средства, ковры, изделия из пластмасс.
На товары основного экспортного интереса Ирана (яблоки, томаты, огурцы) ЕАЭС предоставляет только сезонные уступки в период отсутствия производства (с ноября по март). Кроме того, зафиксировали текущие тарифы в отношении поставляемых из Ирана картофеля, томатной пасты и овощей (в диапазоне 7,5-9%).
Соглашение подписано сроком на 3 года.
Документ урегулирует применение санитарных и фитосанитарных мер, технических барьеров, таможенных процедур, направленных на упрощение процедур торговли в рамках ВТО и международного права.
По истечении трех лет стороны приступят к переговорам по подписанию полноформатного соглашения о ЗСТ.
Ранее глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф назвал формирование ЗСТ «абсолютно своевременным и обоснованным в условиях, когда против Ирана и России введены американские санкции».
В ходе своей встречи с главой МИД России Сергеем Лавровым Зариф пожаловался, что санкции значительно затрудняют доступ к финансовым, технологическим, промышленным и иным рынкам Запада, «вынуждают Иран искать другие возможности» для экономического сотрудничества и роста внешней торговли.
Иранский министр полагает, что создаваемая ЗСТ с ЕАЭС усилит прямое сотрудничество его страны с Россией и всеми государствами ЕАЭС.
К настоящему моменту уровень товарооборота между Ираном и государствами ЕАЭС довольно мал - в 2017 году доля участников этого союза составляла около 2-3% от суммарного внешнеторгового оборота ИРИ. Объем взаимной торговли составил $2,7 млрд. Основная ее часть пришлась на экспорт из России.
Для сравнения - товарооборот Ирана с Китаем и странами ЕС приблизился к $40 млрд и $13 млрд соответственно.
В контексте ЗСТ для Ирана есть одно крайне важное обстоятельство – между ИРИ и ЕАЭС будет взаиморасчеты в рублях, а не в долларах.
Отметим, что Иран запретил использование доллара, торгуя за евро. Иран начал осуществлять взаиморасчеты в национальных валютах с Турцией и решает этот же вопрос с Азербайджаном.
Иран же интересен государствам ЕАЭС как одна из ключевых стран евразийского пространства с огромным населением – свыше 80 миллионов человек, колоссальным и недостаточно освоенным рынком сбыта, хорошими транзитными возможностями. Кроме того, Иран занимает второе место в мире по доказанным запасам природного газа, входит в число крупнейших нефтедобывающих стран.
В основном Иран экспортирует в государства ЕАЭС сельскохозяйственную, фармацевтическую и нефтехимическую продукцию и нефть, а импортирует изделия из стали и дерева, древесину; из России — еще и зерно, продукцию военного назначения.
РФ, как известно, активно сотрудничает с Ираном в энергетической сфере, в области разведки и добычи нефти и газа, что, как ожидается, принесет последнему миллиардные инвестиции, а России — усиление своих позиций на энергетическом рынке.
Иран является огромным рынком сбыта зерна и металлов для Казахстана, также заинтересованного в экспорте нефтехимических технологий, различного оборудования, продукции оборонной промышленности, причем с выходом через ИРИ в государства Среднего Востока.
По прогнозам казахстанского министерства экономики, экспорт Казахстана в Иран возрастет более чем в 30 раз благодаря ЗСТ.
Ниш в Иране для государств ЕАЭС достаточно, хотя в большей степени, учитывая номенклатуру имеющихся у них товаров, они более всего открыты для России и Казахстана.
И именно РФ и Казахстан были основными инициаторами «застолбиться» в Иране.
Недавно президент РФ Владимир Путин заявил, что «вместе с партнерами по Евразийскому экономическому союзу Россия намерена сделать этот союз глобальным, конкурентным интеграционным объединением».
«На повестке дня в ЕАЭС - создание единого рынка электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа, гармонизация финансовых рынков, работа таможенных служб. Мы продолжим работать и над проектом по созданию большого евразийского партнерства», - сообщил В.Путин.
АРМЕНИЯ и ИРАН
Что же касается Армении - едва ли не самой бедной страны ЕАЭС – то ей ЗСТ с Ираном дает шанс развить транспортные связи с другими странами региона, ведь общей границы с членами ЕАЭС у нее нет.
Иран однозначно имеет для неё и всех стран ЕАЭС статус важной транзитной страны. Из-за карабахского конфликта почти вся внешняя коммуникация Армении обеспечивается только Грузией, т.к. Армения не имеет дипломатических связей с Азербайджаном и Турцией из-за оккупации части территории Азербайджана.
В прошлом году Иран и Армения создали свободную экономическую зону «Мегри», которую позиционировали как хорошую площадку и для бизнеса стран ЕАЭС.
По мнению ряда российских экспертов, в связи с Ираном страны ЕАЭС наконец-таки заметили геополитическое положение Армении, и она надеется на рост своей роли в ареале евразийского интеграционного пространства.
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ»
По мнению политолога, профессора кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов Юрия Почты, ухудшение ситуации в Иране приведет к негативным последствиям и для России, и для других стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
«Запад давно уже подготовил план по смене политического режима в ИРИ, а это приведет к серьезной дестабилизации обстановки в регионе», - считает Ю.Почта.
По мнению политолога, сейчас России приходится защищать Иран как силу, противостоящую проникновению Запада и ИГИЛ на Кавказ.
Налицо – новое столкновение интересов США и РФ, последствия которого непредсказуемы.
«Подводные камни» в сотрудничестве ИРИ и ЕАЭС увидели и аналитики европейского издания Les Echos.
«Экономические последствия такого союза будут ограниченными. С коммерческой точки зрения договор между ИРИ и ЕАЭС не сравнится с тем рынком, который действует на пространстве ЕС. Это – просто щелчок по носу Дональду Трампу, политический сигнал о том, что Москва сделает все, чтобы компенсировать Тегерану экономическую изоляцию, созданную США», - пишет газета.
По мнению ее экспертов, страны ЕАЭС и Иран, со структурной точки зрения, мало совместимы.
«Иран экспортирует углеводороды, как и РФ, и Казахстан. При этом партнеры рассчитывают, что после нового соглашения торговля между ними вырастет на 77%. Но как?», - вопрошают аналитики европейского издания.
АЗЕРБАЙДЖАН и ИРАН
Азербайджан придерживается в отношениях с Ираном взвешенной политики с учетом своих национальных интересов.
По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, по итогам 2017 года товарооборот между Азербайджаном и Ираном составил $257 млн, что на 16% больше показателя 2016 года.
По итогам первого квартала, темпы роста товарооборота приблизились к 24%.
Президент Ирана посетил Азербайджан в конце марта, и лидеры двух стран назвали итоги этого визита историческими.
За последние четыре года между президентами Азербайджана и Ирана было 11 встреч, связи стремительно развиваются.
Как заявил 29 марта Президент Азербайджана Ильхам Алиев, «при таком высоком уровне политических связей можно реализовать любые экономические и транспортные проекты, и Азербайджан и Иран делают это».
Речь идет о развитии международного транспортного коридора (МТК) Север-Юг, важнейшим сегментом которого является участок железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран) - Астара (Азербайджан).
В рамках визита Хасана Роухани 28 марта в Баку было подписано «Соглашение между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Исламской Республики Иран». Азербайджан выделил Ирану на прокладку 180 км железной дороги Астара-Решт $500 млн.
Работы на 10-километровом участке Астара (Азербайджан) – Астара (Иран) завершены.
В рамках глобальной транспортной инициативы Север-Юг ведется и строительство железнодорожной грузовой станции Астара на западе иранской провинции Гилан, которую Азербайджан берет в эксплуатацию сроком на 15 лет и вкладывает $60 млн.
«В результате строительства железной дороги Астара-Решт, а в дальнейшем – начала полного функционирования транспортного коридора Север-Юг должны открыться тысячи, а может и десятки тысяч новых рабочих мест, и эти рабочие места должны открыть предприниматели. Уверен, что торговый оборот резко увеличится как в двустороннем, так и многостороннем формате, в то же время мы создаем в регионе новый формат сотрудничества», - считает Ильхам Алиев.
По его мнению, ожидается и рост туристического потока.
В 2016 году Азербайджан посетили 240 тысяч граждан Ирана, в 2017 году – уже 360 тысяч.
В Баку 28 марта был подписан и Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Азербайджанской Республики и Министерством нефти Исламской Республики Иран по совместной разработке двух блоков в Каспийском море.
Иранская национальная нефтекомпания с 1996 года входит в азербайджанский проект «Шахдениз», между двумя государствами налажен газообмен.
Все указанные проекты могут принести сторонам значительные инвестиции и вполне способны конкурировать с проектами ЕАЭС.
«Подписание соглашения о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС никак не отразится на ирано-азербайджанских отношениях. Ведь Иран рассматривает ЕАЭС как альтернативный в евразийском регионе институт, способный решить многие экономические вопросы,а азербайджано-иранское сотрудничество на сегодняшний день носит характер стратегического партнёрства», - заявил 1news.az эксперт Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской академии наук, политолог Фархад Ибрагимов.
По его мнению, стратегический характер отношений между Азербайджаном и Ираном наглядно просматривается в рамках проекта МТК «Север-Юг», а также по линии экономического и политического взаимодействия.
«Армения ищет любые пути для того, чтобы выбраться из тяжелого экономического положения, в котором находится. В Ереване хорошо понимают, что Тегеран последовательно поддерживает Азербайджан в вопросе армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, но всячески делают все возможное, чтобы позиция сменилась. Тем не менее Иран рассматривает именно Азербайджан как главного экономического партнёра на Южном Кавказе по многим причинам, в том числе и из-за доминирования Азербайджана в регионе», - считает Ф.Ибрагимов.
Он уверен, что всё, что касается ЗСТ или СЭЗ Армении на армяно-иранской границе, связано исключительно с ЕАЭС, и угрозы отношениям с Азербайджаном не несёт.
«Льготный торговый режим у Армении опять-таки может быть только исключительно в контексте ЕАЭС, а не в рамках ирано-армянских отношений»,- пояснил политолог.
Иран - самостоятельное государство, которое главным образом исходит из национальных интересов и старается поддерживать отношения со всеми странами региона, особенно в условиях современной геополитической ситуации и, по мнению Ф.Ибрагимова, отношения с Арменией не должны вызывать сверхопасения у Баку.
«Главное, что ирано-азербайджанские отношения продолжают развиваться, и перспектива у них большая», - считает политолог.
Лада Евграшина, Г.Р.