Позиция России в нагорно-карабахском урегулировании вновь изменилась - Мубариз Ахмедоглу

Заявления министра иностранных дел России С.Лаврова, сделанные по нагорно-карабахскому урегулированию на пресс-конференции, проведенной после встречи с генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингерем в Москве, привлекают достаточно серьезное внимание, и с точки зрения сущности эти заявления могут создать продвижение в нагорно-карабахском урегулировании.
Одновременно с заявлением С.Лаврова российский сопредседатель И.Попов, находясь с визитом в регионе, отказался ехать из Армении в Нагорный Карабах, другими словами не встретился с армянами в Нагорном Карабахе. Группа проармянских российских экспертов связала непосещение И.Поповым Нагорного Карабаха с техническими вопросами. Якобы что-то случилось, Попов улетел из Еревана в Баку, не посетив Ханкенди. Однако Попов встретился в Баку с представителями азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Как минимум этот факт доказывает, что непосещение И.Поповым Нагорного Карабаха является дипломатическим, а не техническим вопросом. То есть, если бы возникла техническая причина, то Попов отказался бы и от встречи в Баку с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха.
Эти действия в поведении России являются наглядным подтверждением изменения позиции России в нагорно-карабахском урегулировании. Россия в который раз так меняет свою позицию и спустя определенное время опять возвращается в прежнее состояние. Каждый раз, когда Россия меняет позицию в направлении урегулирования нагорно-карабахского конфликта, то что-то получает от Армении, или же Армения что-то теряет в направлении России. А потом позиция России по нагорно-карабахскому урегулированию возвращается в прежнее состояние. Однако сущность нынешних изменений позиции России в нагорно-карабахском урегулировании не заключается в получении чего-то от Армении. Нынешнее изменение позиции России связано с внутренней ситуацией этой страны, или же проводимой политикой. Россия вынуждена поддерживать принцип территориальной целостности. Должна показать как минимум один пример в этой области. Среди конфликтов на пространстве СНГ для России, по сравнению с конфликтами на территории Грузии, Молдовы, Украины, легче всего продемонстрировать поддержку территориальной целостности в нагорно-карабахском конфликте.
Защита Россией территориальной целостности на Ближнем Востоке без поддержки территориальной целостности на пространстве СНГ является нонсенсом. Из-за двойных стандартов мировой политики, никто не обращает внимания на такие действия России. Однако в последнее время ситуация на Ближнем Востоке складывается не в пользу России, растет давление на Россию. С этой точки зрения в России понимают, что рано или поздно тот же аргумент будет использоваться в этом регионе. То есть, Россия не поддерживает территориальную целостность на пространстве СНГ. Поддержка Россией принципа территориальной целостности в Сирии или на Ближнем Востоке является ничем иным, как синтетика, фальшь.
Однако эта позиция России так или иначе привлекает интерес. Армяне воспринимают эту позицию Россию как не соответствующую их интересам. С точки зрения Азербайджана последняя позиция России воспринимается как шаг в направлении объективности, норм международного права. Россия является самым большим соседом Азербайджана и других стран СНГ. Устойчивый подход России к нормам международного права, и их соблюдение очень важны для всех стран СНГ, в особенности для Азербайджана, у которого нарушена территориальная целостность. С этой призмы в России должны знать, что мы видим изменение в ее позиции. Мы надеемся, что эта позиция России будет такой до конца.
Глава Центра политических технологий и инноваций Мубариз Ахмедоглу