Талех Кязымов: Работая с PASHA Bank, клиент посвящает свое время стратегическому развитию своего бизнеса, а не второстепенным задачам
Интервью c главным исполнительным директором и председателем правления крупнейшего коммерческого банка Азербайджана ОАО PASHA Bank Талехом Кязымовым.
- Г-н Кязымов, расскажите о главных преимуществах перехода на цифровой банкинг как для банка, так и для клиентов.
- Большинство полагает, что главный плюс перехода банков на digital-решения – это сокращение расходов за счет автоматизации процессов и экономии времени. Однако мы в PASHA Bank ставим это на третье место, а первые два отдаем открывающимся возможностями, а именно получению подробной информации о предпочтениях клиента, что позволяет нам лучше понимать потребности его бизнеса и строить более точные прогнозы и предположения, а также привлечению новых клиентов за счет предоставления комфортного, быстрого и эффективного банковского сервиса. Помимо всего прочего, применение цифровых решений позволяет нам более грамотно использовать свои людские ресурсы, инвестировать больше средств в развитие навыков наших сотрудников, параллельно избавляя их от рутинной работы.
Что касается преимуществ для клиентов, то это в первую очередь - экономия их времени и денег, которая в сравнении с традиционным банкингом весьма внушительна. Также очень важным преимуществом для клиентов я бы назвал тот факт, что цифровые решения позволяют, скажем так, перевести ежедневный банкинг в формат удобно интегрированного в ежедневный рабочий процесс сервиса.
Простой пример: мы стали первым банком Азербайджана, предоставившим своим клиентам – частным предпринимателям - возможность открыть счет онлайн всего за 5 минут, тогда как ранее эта операция занимала порядка 2-3-х дней. Таким образом, работая с PASHA Bank, клиент посвящает большую часть своего времени именно стратегическому развитию своего бизнеса, а не второстепенным задачам. Другими словами, цифровизация – это полная прозрачность, скорость и комфорт для клиента.
- Планирует ли возглавляемый вами банк в рамках своей стратегии развития полностью перейти на цифровой банкинг и отказаться от физических филиалов?
- Справедливости ради следует отметить, что мы никогда не стремились к развитию широкой филиальной сети. Будущее банковской сферы – в цифровом банкинге, а не в количестве точек обслуживания. Несмотря на это, банк расширял свое присутствие на рынке, но делал это не в каждом районе страны, а отдельно в тех регионах, где это было необходимо для наших клиентов. Так, например, исходя из их запросов было принято решение об открытии наших региональных бизнес-центров в Гяндже и Загатале.
Отвечая на ваш вопрос, правильнее будет сказать, что мы стоим на пороге отказа от физического обслуживания клиентов, переводя свою деятельность в цифровое поле. От самих же бизнес-центров мы не отказываемся, так как на данной стадии развития рынка их роль весьма значительна. В скором времени мы приступим к активной фазе трансформации наших бизнес-центров как в Баку, так и регионах страны в формат центров по предоставлению профессиональных консультаций. Такой же фокус будет применен и в новых бизнес-центрах банка, которые планируется открыть в Губе, а также в столице. Мы стремимся к тому, чтобы время сотрудников наших бизнес-центров было направлено не на физическое обслуживание клиентов, а на предоставление профессиональных консультационных услуг. Безусловно, это потребует дополнительных инвестиций в навыки и знания, проведения тренингов для сотрудников, работающих в наших бизнес-центрах, что и станет для нас основным приоритетом в осуществлении внутренних инвестиций в ближайшие годы.
- Какая доля ваших клиентов в настоящее время пользуется услугами мобильного и интернет-банкинга? Наблюдаете ли вы сложности в продвижении альтернативных каналов обслуживания?
- В корпоративном сегменте наши клиенты – юридические лица и частные предприниматели - проводят посредством интернет-банка местные и зарубежные оплаты, осуществляют операции по конвертации иностранной валюты, получают выписки со счетов и осуществляют прочие ежедневные банковские операции в 94% случаев. Рост объема проводимых операций составляет 4%, однако следует учитывать тот факт, что клиентская база PASHA Bank за год значительно расширилась, и реальный рост использования альтернативных каналов увеличился в арифметической прогрессии. В сегменте персонального банкинга больше используется мобильное приложение, над развитием сервисов которого мы постоянно работаем. Если в прошлом году нашим мобильным приложением пользовались чуть больше 11,000 клиентов, то в этом году их число резко выросло до более чем 51,000 человек.
Что касается определенных сервисов, то мы ожидаем, что уровень их использования посредством альтернативных каналов может составить 100%. К таким выводам мы пришли, анализируя активность наших клиентов, что позволяет нам судить об удобстве предоставленных нами в той или иной категории цифровых решений. Таким образом, мы хотим быть корпоративным банком, строящим свою деятельность на тесном взаимоотношении с клиентом и предоставляющим на рынке флагманские цифровые решения.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, отмечу, что в рамках действующей стратегии развития мы постепенно отходим от исполнения поручений на бумажных носителях, и со стороны подавляющего числа клиентов данные новшества воспринимаются позитивно. Они понимают, что удаленный банкинг - это не только быстро и удобно, но еще и дешево в сравнении с традиционным банкингом. Не пользуется цифровыми возможностями, предоставляемыми PASHA Bank, очень малое количество клиентов. Наш анализ показывает, что зачастую причина заключается, к примеру, в факторе использования корпоративных ERP-систем, которые не позволяют осуществлять операции посредством цифровых каналов банка. Эти трудности с легкостью решаются банком, который разрабатывает для своих клиентов специальные модули, которые затем успешно интегрируются с их системами. В некоторых случаях роль играют и субъективные факторы (к примеру, сотрудник компании может предпочесть посетить отделение банка в рабочее время, попутно решая при этом свои личные дела), которые успешно находят свое решение с течением времени.
- Есть ли какие-либо законодательные препятствия для развития цифрового банкинга?
- Говорить о каких-либо законодательных препятствиях было бы неверно, учитывая скорость, с которой технологии, в том числе применяемые в банковской сфере, приходят на смену друг другу, и здесь очень важно то, насколько регуляторы открыты к конструктивному диалогу по тем или иным вопросам. С удовлетворением хочу отметить, что утверждение и активная реализация в стране стратегических дорожных карт по развитию основных секторов экономики и последующие реформы вывели взаимоотношения государства и бизнеса на новый уровень. Государственные органы всецело открыты к обсуждениям и активному сотрудничеству.
- Каких финансовых показателей планирует добиться PASHA Bank от реализации своей стратегии развития, рассчитанной на ближайшие годы?
- К концу стратегического периода мы планируем увеличить общий объем проводимых посредством альтернативных цифровых каналов операций клиентов до 90%. Оставшиеся 10% операций будут относиться к операциям с использованием наличных средств. Достижение этой весьма амбициозной цели позволит нам окончательно укрепиться в статусе цифрового корпоративного банка. В общем же, по итогам стратегии развития мы ожидаем, что активы превысят 4,5 млрд, а общий кредитный портфель составит 2 млрд манатов. Рентабельность капитала (ROE) мы прогнозируем на уровне 22-27%.
На правах рекламы