Тофиг Зульфугаров: «ОБСЕ - самый неудачный посредник, а Макрон и вовсе далек от реалий политики»
Интервью 1news.az с бывшим министром иностранных дел Азербайджана Тофигом Зульфугаровым.
- Из публикаций армянских СМИ стало известно, что спустя несколько дней после капитуляции Армении президент Франции Эммануэль Макрон участвовал в обеде с представителями армянской общины. В ходе этой встречи Макрон выразил удивление, что Пашинян не обратился к нему за помощью, хотя он был бы готов оказать её и даже "отправлял sms-сообщения армянскому премьеру". Как вообще произошло, что поддерживающая Армению на столь высоком уровне Франция стала сопредседателем МГ ОБСЕ?
- После Лиссабонского саммита 1996 года Франция стремилась стать сопредседателем в Минской группе ОБСЕ. Азербайджан был против и выступал за кандидатуру Германии.
Но официальный Париж приложил много усилий, давал заверения на высоком уровне, что они будут проводить сбалансированную политику. Очевидно, эти заверения остались с теми главами, которые в тот момент руководили Францией.
- Насколько позиция Макрона соответствует национальным интересам Франции?
- Макрон занял достаточно странную позицию с точки зрения интересов Франции.
В ближайшем будущем, когда будет дана оценка действиям политической элиты Франции, возникнет ряд вопросов.
Например, почему такого значимого торгового партнера, как Азербайджан, игнорируют из-за армянских избирателей? Выстраивается нереалистическая структура взаимоотношений, когда приоритет отдается Армении.
Так что сегодняшние фокусы, которые показывает Макрон в отношении политики в регионе, еще будут подвержены серьезной критике в самой Франции.
- Макрон задавался вопросом перед армянской диаспорой, как должна была вести себя Франция: оставаться в МГ или продвигать процесс признания марионеточного режима, выйдя из Минской группы. Как Вы это прокомментируете?
- Макрон пытается заработать очки перед армянской диаспорой. Даже если принять во внимание то, что он говорил на встрече с диаспорой… А что бы это изменило в реальной ситуации? Да ничего.
Франция выставила бы себя в качестве неадекватного члена мирового сообщества, потому что Азербайджан не нарушал территориальную целостность Армении, все военные действия велись на нашей территории.
- Макрон выражает недовольство тем, почему Пашинян не советовался с ним во время подписания капитуляции.
- Почему Пашинян к нему не звонил? Потому что у Франции нет реальных механизмов воздействия на ситуацию в регионе. Поэтому все театральные представления, которые без устали демонстрирует перед армянской диаспорой Макрон, вызывают большие сомнения в том, насколько он адекватен в политике.
Достаточно вспомнить заявление Макрона о том, что они должны иметь дело с Россией, потому что Москва имеет влияние в регионе. То есть он стремился провести какие-то внешнеполитические концепции в отношении региона через Россию. Довольно странная конструкция для политика. Вся эта ситуация четко показывает, насколько далек французский президент от реалий не только региона, но и в целом мировой политики.
Азербайджан со своей стороны сделал правильный выбор, являясь партнером тех государств, которые реально имеют влияние в регионе.
- Что будет с МГ ОБСЕ?
- Да ничего не будет. В свое время Азербайджан обратился за посредничеством к Минской группе ОБСЕ. Но сейчас ситуация изменилась. МГ вошла в историю как организация с самым неудачным опытом посредничества в течение 30 лет. В лучшем случае от нас они могут дождаться официальной ноты в ОБСЕ.
- Но ведь они сейчас делают заявления, что готовы продолжить «посредническую» миссию?
- Они предлагают какие-то переговоры с непонятной тематикой. Нас это не интересует. Мы на территории своего государства в рамках своих суверенных прав намерены с международными партнерами – Турцией и Россией - решить оставшиеся проблемы.
Мы устранили последствия вооруженной агрессии против Азербайджана. Что касается населения, в том числе армянской национальности, мы сами решим этот вопрос в том формате, который мы выбрали.
Эльшан Рустамов