Вернуться из мертвых. Захватывающая история героя войны Джабраила Исмайлова - ФОТО
О Джабраиле Исмайлове ранее мне приходилось несколько раз писать в контексте крупнейшей любительской футбольной лиги страны MFL.
Участник практически всех турниров MFL, один из лучших бомбардиров, звезда лиги. После июльских событий на армяно-азербайджанской границе, начавшихся после очередной провокации армянских ВС, Джабраил, как и тысячи молодых людей, записался добровольцем.
Более того, как рассказывает сам Джабраил, он четыре раза обращался в районный военкомат, чтобы его отправили на передовую. 21 сентября он был призван на сборы.
«27 сентября рано утром во всей части прозвучала тревога. Мы быстро собрались и нас отвезли в физулинском направлении», - рассказывает в беседе с 1news.az Джабраил Исмайлов.
Забегая вперед, отметим, что уже после окончания войны распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева Джабраил Исмайлов был награжден медалями «За освобождение Физули» и «За освобождение Джебраила».
Самый большой шок во время войны испытала его семья, когда в начале октября из-за ошибки одного из доставленных в госпиталь раненых до них дошла весть, что Джабраил стал шехидом. «Шла война. Мы находились вне зоны досягаемости на физулинском направлении. И ровно три дня у нас не было никакой связи с командованием и с кем-либо. Мы были поделены на группы и находились на разных позициях. Один из раненых солдат, который находился на другой позиции, сообщил, что мы были впереди них и якобы подорвались на мине. В живых никого не осталось. Эта весть дошла до моей семьи и друзей.
В это же время шехидом стал Джабраил Довлатзаде. Из-за того, что мы тезки, многие, услышав имя, подумали, что это я. Мы были без связи, и я даже ничего не знал об этом. Через три дня мы спустились с позиции, я позвонил брату, как обычно. А он мне заявляет, что это не могу быть я, так как им сказали, что я стал шехидом. Знакомые, друзья начали делиться моими фотографиями. Слава Аллаху, я живой и вернулся домой.
Для достижения победы каждый из нас преодолел невероятные трудности войны. У нас тысячи шехидов и раненых. Слава Аллаху мы одержали победу в Отечественной войне».
Джабраил отмечает, что первые дни войны были очень тяжелыми. «Когда нас призвали на сборы, я даже не думал, что скоро начнется война. Но 27 сентября началось контрнаступление. До того момента, когда нас привезли в зону боевых действий, в это не верилось. Когда мы подъезжали, были слышны минометы, гранатометы, стоял грохот. Тогда уже все поняли, что началась война.
В первые два дня было тяжело. Мы не знали, что и как будет. Вокруг непрерывно стреляли из минометов. Кроме них ничего слышно не было. Но постепенно мы привыкли. Да, было тяжело. Мы находились на пустыре, шел дождь, вокруг грязь. Но мы продвигались вперед. Даже мысли не было повернуть назад. Ежедневно мы проходили десятки километров пешком, вне зависимости от погоды.
7 октября на физулинском направлении мы попали в окружение. Сам я разведчик-дальномерщик. То есть, в мою задачу входило обнаружить противника, определить расстояние до него, передать координаты. Я увидел, что в нашем направлении едут армянские танки и сообщил об этом командованию. Но в тот момент была информация, что наши солдаты захватили армянские танки и везут их в качестве трофеев. Поэтому мы не стали открывать по ним огонь. Оказалось, что это армяне. Они даже вывесили наш флаг, чтобы ввести нас в заблуждение.
Они открыли по нам огонь, мы отступили в укрытие, где пробыли 3-4 часа, пока не пришла подмога, чтобы мы смогли выйти. Пока ждали подмогу, оставалось только молиться, произносить kəlmeyi şəhadət. Со всех сторон были враги. А нас было 30-40 человек. Но все понимали, что это война и мы здесь, чтобы освободить свои земли, пусть и ценой своей жизни.
Честно говоря, во время войны я не думал, что могу попасть в плен к врагу. Даже не допускал такой мысли. Всегда держал в запасе одну пулю и носил с собой гранаты, чтобы взорвать себя вместе с врагами, если попаду в ситуацию, из которой не будет выхода.
На войне человек учится выживать. Через 10-15 дней мы уже знали, как защищать себя от минометов, в какой момент ложиться на землю, отходить в укрытие и так далее».
Самый тяжелый момент, по словам Джабраила Исмайлова, наступил у Красного базара. «Мы выбрали позицию на одной из возвышенностей. Было около 2 часов ночи. Мы стояли на посту с боевым товарищем. На соседнем склоне был враг. В этот момент наша артиллерия нанесла точечный удар по складу оружия противника, после чего оттуда начали разноситься взрывы. Невозможно передать словами, какой стоял грохот. Я не слышал ничего, у меня в глазах потемнело. В этот момент противник начал стрелять по нам из «Града». Два снаряда упало в нескольких метрах от нас. Один из них взорвался, второй - нет. Нам повезло, что осколки не попали в нас. Тогда было по-настоящему опасно, и мы могли погибнуть. Это случилось 3-4 ноября, но тогда мы еще не знали, что война скоро закончится.
Когда объявили об окончании войны и полной победе Азербайджанской армии, я был в госпитале. У меня были проблемы с ногой. В тот момент мы восприняли это спокойно. Но потом, когда я увидел радость людей, понял, насколько это значимое событие», - заключил он.