«Парижские тайны». Чем руководствовалась Франция, выделив полумиллиона на поиск пропавших азербайджанцев в Первой Карабахской войне
Определенно дружественный, но в некоторой степени неожиданный и удивительный жест сделала Франция в сторону Азербайджана, выделив более полумиллиона евро на поиск азербайджанцев, пропавших без вести в ходе Первой Карабахской войны.
Удивительный потому, что уже продолжительное время Париж в отношении Баку придерживается, мягко говоря, предвзятой и несправедливой позиции.
Наиболее явственно это проявилось в период 44-дневной войны и уже после нее. На самом высоком уровне из Франции в адрес Азербайджана сыпались безосновательные обвинения, построенные на фальшивках и фейках, которые с подачи армянства вбрасывались в зарубежную прессу.
И, напротив, на единичные французские медиа, которые, в соответствии с золотыми правилами журналистики, стремились быть честными и беспристрастными, оказывалось мощное давление армянской диаспоры и лобби. С такой ситуацией, в частности, столкнулся популярный телеканал TF1, корреспондент которого Лисерон Будул в середине октября прошлого года подготовила объективный репортаж с линии фронта в Карабахе, рассказав об отваге Азербайджанской армии, атаках вооруженных сил Армении на мирную Гянджу, тяжелой жизни населения прифронтовой зоны.
Но, столкнувшись с грязной кампанией шантажа, оскорблений и угроз франко-армянских лоббистов - в числе «мер наказания» звучали такие предложения, как убить корреспондента и «отрезать головы» некоторым руководителям телеканала - TF1 был вынужден удалить со своего сайта этот репортаж.
Предвзятость Франции дошла до принятия в ноябре 2020 года Сенатом резолюции о необходимости признания независимости марионеточного режима, созданного Арменией на территории Карабахского региона Азербайджана. Парадоксальность ситуации в том, что Франция оказалась впереди Армении - страны, которая, казалось бы, больше всех заинтересована в признании Карабаха.
Правда, данная резолюция не имеет юридической силы, нося лишь рекомендательный характер, к тому же, французский МИД поспешил заявить, что «одностороннее признание независимости Карабаха не пойдет на пользу ни Армении, ни населению Карабаха, ни самой Франции». Тем не менее, таким своим шагом французский Сенат, поправ международное право, фактически выступил против четырех резолюций Совета Безопасности ООН и поддержал нарушение международно признанных границ Азербайджанской Республики.
Уже после Отечественной войны, не так давно, в июле этого года, одновременно два известных российских издания - «Московский комсомолец» и «Независимая газета» сообщили о том, что Эммануэль Макрон и Никол Пашинян рассматривают возможность принять новый план, предполагающий пересмотр предыдущей резолюции Совбеза ООН по ситуации в Карабахе. Отмечалась возможность не просто введения французских войск на Южный Кавказ и их размещения вдоль армяно-азербайджанской границы, но и заход в Карабах. Сообщалось также, что дипломаты Франции и Армении проводят интенсивные встречи для того, чтобы попытаться делигитимизировать трехстороннее заявление от 10 ноября 2020 года.
После всех этих недружественных шагов, теперь Франция делает жест в сторону Азербайджана, заявив о выделении более полумиллиона евро на поиск азербайджанцев, пропавших без вести в ходе Первой Карабахской войны.
«В 2021 году Франция внесла более полумиллиона евро в виде добровольных взносов в Международный комитет Красного Креста для его работы по поиску почти 4000 азербайджанцев, пропавших без вести во время Первой Карабахской войны», – написал в своем Twitter посол Франции в Азербайджане Захари Гросс.
Что стоит за таким шагом – попытка загладить прежнюю несправедливость или или завуалировать ее в стремлении продемонстрировать беспристрастие? А может, это осознание того, что Париж многое может потерять от замораживания экономического диалога с Азербайджаном, в том числе, остаться в стороне от перспективных проектов восстановления освобожденных территорий?
Выразить свое мнение по этому вопросу мы попросили депутата Милли Меджлиса, политолога Расима Мусабекова.
«Полмиллиона евро на поиск пропавших без вести азербайджанцев в ходе Первой Карабахской войны – это просто жест со стороны Франции. Возможно, тем самым она пытается показать, что не является явным армянским лоббистом в этом конфликте.
Сейчас, когда с ней вообще никто не хочет разговаривать, она пытается таким образом сбалансировать свою откровенно проармянскую позицию. Но я думаю, что этот шаг ничего не балансирует – при том, что ты проводишь в парламенте, где большинство составляет правящая партия, резолюцию не только против Азербайджана, но и против международного права в целом, при том, что обещаешь Армении чуть не вооруженную поддержку, и т.д.
И тут нам предлагают полмиллиона для поиска пропавших без вести в Первой Карабахской войне. Я бы вообще отказался от этих денег, потому что это фарисейство. Франция как придерживалась проармянской позиции, так при ней и остается. Шаг в сторону Азербайджана – это никакое не раскаяние, а попытка хоть как-то завуалировать свою проармянскую позицию, создать видимость того, что она не предвзята.
А мы, в принципе, можем обойтись и без их полумиллиона. Не думаю, что из-за таких мелочей мы должны менять свое отношение к Франции».