Сочинское заявление – это второй акт о капитуляции для Иревана
Азербайджан записал в свой актив очередную дипломатическую победу.
Одержана она была на состоявшейся накануне в Сочи трехсторонней встрече лидеров Азербайджана, России и Армении, венцом которой стало принятие совместного заявления. Этот документ, учитывающий в полной мере интересы Баку, наглядно показывает приоритетность повестки Азербайджана, построенной на прагматизме и его видении благополучного будущего для всех стран региона. Документ не содержит в себе ни одного термина или выражения, использующихся армянской стороной и сочувствующими ей международными силами в качестве раздражителя для Баку. Напротив, формулировки и заявленные цели не выбиваются из общей картины видения Азербайджаном перспектив взаимоотношений и сотрудничества между странами региона.
Оценивая итоги состоявшейся трехсторонней встречи в верхах, известный политолог, профессор Западно-каспийского университета Фикрет Садыхов назвал итоги встречи показателем верности выбранного Азербайджаном внешнеполитического курса.
«Вне всяких сомнений, сочинская встреча – это итог всей внешнеполитической деятельности Азербайджана, ее наступательной дипломатической активности, автором которой является Президент Ильхам Алиев», - сказал Ф.Садыхов.
По его словам, судя по тексту совместного заявления, армянский премьер Никол Пашинян подписал практически второй документ о капитуляции в противостоянии с Азербайджаном: «Это видно невооруженным глазом, потому что все те решения, которые были приняты на этой встрече, они способствуют, во всяком случае, должны способствовать тому, чтобы ситуация на Южном Кавказе была более безопасной, предсказуемой и были выполнены все решения, которые были запланированы в предыдущий период».
Политолог подчеркнул, что в заявлении нашли отражение вопросы, актуализировавшиеся для Азербайджана со времени окончания 44-дневной войны. В первую очередь - это открытие транспортных коммуникаций в регионе. В этой связи профессор привлек внимание к тому факту, что Президент России Владимир Путин, говоря на тему региональных коммуникаций, употребил термин «коридор», от использования которого прежде всячески увиливал армянский премьер Никол Пашинян.
«Еще одним вопросом, отраженным в документе, является делимитация и демаркация границ, в связи с чем будет создана комиссия, которая в ближайшее время приступит к своей работе», - указал Ф.Садыхов.
«Мы добились и другого: в заявлении нет упоминания ни о «статусе Нагорного Карабаха», ни вообще термина «Нагорно-Карабахский конфликт». Это, конечно же, результат продуманной активной дипломатической деятельности Азербайджана», - считает эксперт.
По его убеждению, премьер-министр Армении не был настроен на подписание этого заявления. Ведь саботировавший намечавшуюся еще 9 ноября встречу Пашинян с целью привлечения к процессу Запада, в преддверие сочинской встречи предпринял похожие шаги. В частности, озвученные им в ходе онлайн пресс-конференции деструктивные, провокационные высказывания были нацелены на то, чтобы сделать сочинскую встречу безрезультатной. Этими своими действиями Пашинян по сути продемонстрировал неуважение и к личному посредничеству Владимира Путина. Но попытка саботажа со стороны Пашиняна не удалась, и в Сочи ему пришлось пойти на уступки.
«Очевидно, что Пашинян не был настроен на подписание этого заявления, потому что его обращения к возобновлению деятельности сопредседателей Минской группы ОБСЕ, к намеченной на декабрь встрече в Брюсселе под патронажем Евросоюза – это конкретное свидетельство его очередного шарахания и метания», - сказал Ф.Садыхов.
По его мнению, для России стало очевидным, что отношения с Азербайджаном для нее более предпочтительны, нежели с союзником вроде Армении: «Лучше иметь дело с процветающим, развивающимся, вменяемым, проводящим устойчивую, принципиальную как внутреннюю, так и внешнюю политику Азербайджаном, чем с таким союзником по ОДКБ и ЕАЭС как Армения».
Политолог заявил, что сочинская встреча по сути свела на нет значимость намеченной на 15 декабря встречи лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе: «Стремление Пашиняна быть на организованной Брюсселем встрече провалилась. То есть он потерпел и в этом вопросе фиаско, потому что если вопросы, связанные с транспортными коммуникациями, железными и автомобильными дорогами, делимитацией границ будут решаться уже на основе сочинской встречи, то мне непонятно, о чем вообще будет идти речь в Брюсселе».