«Страница напряженности в отношениях Азербайджана и Ирана перевернута»
Азербайджан и Иран открывают новую страницу во взаимоотношениях, благополучно оставив позади возникшую недавно, в том числе не без помощи Армении, напряженность.
Основанием для такого вывода стала прошедшая накануне в очень теплой атмосфере встреча президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Ирана Сейеда Эбрахима Раиси, состоявшаяся в Ашгабаде в рамках очередного саммита Организации экономического сотрудничества (ЕСО).
Лидеры имели возможность напрямую, без посредников, сверить позиции по региональным проблемам и вопросам двусторонней повестки и положить конец возникшим в последнее время недоразумениям в отношениях двух стран.
Стороны выразили приверженность развитию добрососедских отношений и взаимовыгодного сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках региональных инициатив.
Давая оценку этим переговорам, Президент Ильхам Алиев сообщил о достижении договоренности о том, что «отныне ирано-азербайджанские связи будут развиваться по восходящей во всех областях».
Своим мнением о состоявшейся встрече лидеров Азербайджана и Ирана с 1news.az поделился политолог Фархад Мамедов.
- После определенной напряженности, имевшей место во взаимоотношениях между Баку и Тегераном, вчера в рамках саммита ОЭС в Туркменистане состоялась встреча президентов Азербайджана и Ирана, которая вроде бы прошла в обстановке дружбы и взаимопонимания. Как вы оцениваете атмосферу состоявшейся встречи?
- Атмосфера встречи была очень позитивной, конструктивной. Это, как отметил Президент Ильхам Алиев, первый личный контакт между ним и Президентом Ирана Сейедом Эбрахимом Раиси. И очень показательно, что первый контакт был дополнен и экономической составляющей – подписанием трехстороннего соглашения о своповых поставках газа.
Следует отметить, что до этого Иран посещал вице-премьер Шахин Мустафаев, фактически курирующий координацию работы с Ираном. То есть, наверняка обсуждался большой спектр вопросов сотрудничества между двумя странами.
Иранская сторона также признает, что уже идет нормализация отношений. Страница напряженности перевернута. В принципе, это было прогнозируемо, потому что Азербайджан всегда искренне относился к Ирану, территория Азербайджана никогда не использовалась против Ирана, и те фобии, которые создаются периодически в Иране, не имеют под собой никаких оснований.
- Хотелось бы узнать ваше мнение о значении подписанного на этой встрече документа о транспортировке газа? Что это событие несет в себе для двусторонних отношений и региона в целом?
- У Азербайджана есть обширные ресурсы для налаживания взаимовыгодного и равноправного партнерства в первую очередь со своими соседями. Данный элемент, можно сказать, является приоритетом внешней политики Азербайджана. Мы сконцентрированы больше на двусторонней повестке, нежели на каких-то глобальных или даже, скажем, субрегиональных организациях и связях, хотя и состоим в этих организациях и даже достаточно в них активны. Но приоритет традиционно отдается двусторонним отношениям.
Что касается газового контракта, то у нас есть опыт в этом отношении – своповые поставки газа из Туркменистана. Мы должны учитывать, что взаимоотношения с Тегераном будут расширяться после долгожданной отмены санкций в отношении Ирана со стороны США и возобновления сделки (по ядерной программе Ирана – ред.), которая была остановлена в период президентства Трампа. В принципе, дело идет к этому. Иран будет открываться для внешних инвесторов, для реализации крупных проектов. Я думаю, что и транспортный проект Азербайджана с Ираном и Россией - он не то, чтобы возобновится, а будет новый стимул для увеличения объемов товарооборота. Также следует учитывать, что обсуждается взаимодействие между Ираном и ЕАЭС, а самым удобным сухопутным, железнодорожным маршрутом из Ирана в Россию является именно Азербайджан. Потому что он достигает конечного потребителя железными дорогами именно посредством Азербайджана.
Газовая составляющая представляет большую важность, потому что Азербайджан имеет готовую инфраструктуру для поставок газа на пространство Евросоюза, и данная сделка показывает, что есть возможность для поставок как туркменского, так и иранского газа посредством нашей инфраструктуры. Это будет важным подспорьем для взаимодействия инфраструктур, потому что иранская инфраструктура не совсем новая, она требует модернизации, чтобы эти объемы увеличивать в несколько раз и заполнять нашу трубу. Мы экспортируем по Южному газовому коридору 16 млрд кубометров газа в год, но там есть возможность увеличения вдвое, если будут соответствующие объемы, а самые близлежащие объемы газа для азербайджанской инфраструктуры – это именно Туркменистан и Иран.
- Известны усилия Армении, которая с использованием своей многочисленной диаспоры в Иране пыталась навредить отношениям Баку с Тегераном. Можно ли сказать, что Иреван в своем настойчивом стремлении нанести ущерб азербайджано-иранским отношениям потерпел крах?
- Ну, потуги Армении известны, это не новость. Но прагматизм всегда берет верх. И насколько широка будет повестка взаимодействия Азербайджана и Ирана, настолько слабыми будут те вбросы, которые осуществляются со стороны Армении. С другой стороны, после войны и после того, как в ближайшем будущем будут приняты решения по транспортным коридорам, уже создастся полная атмосфера постконфликтности, и когда она обретет практические формы, можно будет и Армению вовлечь в эти процессы, потому что Азербайджан наверняка будет создавать элементы взаимозависимости с Арменией в реализации этих транспортных проектов и так далее.
- Можно ли сказать, что после вчерашней встречи между Азербайджаном и Ираном достигнуто полное взаимопонимание? Какими вам видятся перспективы азербайджано-иранских отношений, в том числе в плане совместного использования Зангезурского коридора?
- Взаимоотношения с Ираном, как я уже сказал, будут строиться на постсанкционной составляющей. Плюс, как мы знаем, Иран является страной, которая производит большое количество стройматериалов, которые очень нужны Азербайджану в процессе восстановления Карабаха, учитывая то, что Иран в непосредственной близости находится, а стройматериалы имеют занимают большое место и имеют большие объемы, их очень сложно и дорого перевозить. Поэтому, я думаю, если и эта составляющая заработает, то торговый оборот с Ираном будет увеличиваться, причем увеличиваться в разы, что создаст хорошую атмосферу, основной базис взаимоотношений с Ираном и укрепит политическое взаимодействие стран.