Читаем между строк, или О фиаско Пашиняна в Сочи
Автор: Депутат Милли Меджлиса Шахин Сеидзаде
На днях в Сочи состоялась трехсторонняя встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
По итогам трехсторонних переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении были сделаны заявления и принято совместное Заявление. Совместные позиции были представлены трижды: (1) во время встречи, (2) во время заявления для прессы и (3) в текстовой форме совместного заявления. Возможно, было и то, что осталось «за дверями». Но нам лишь дано ознакомиться со стенограммами всех речей и текстом совместного заявления.
Постараемся прочитать «между строк», тезисно сконцентрироваться на основных посылах.
(1) Основные тезисы выступлений руководителей трех стран за столом
Президент России Владимир Путин:
«…сочли возможным откликнуться на мое приглашение и приехать в Россию для того, чтобы подвести некоторые итоги той работы, которая была проведена за год после принятия мирного заявления в прошлом году…» Сколько бы Пашинян ни пытался отказаться от встречи, в конце концов он был «сломлен». Причем, особенно было подчеркнуто, что встреча проводится на фоне годовщины капитуляции Армении. В самом начале встречи медленно и верно начинается моральное давление на Пашиняна.
«…Я знаю и об инцидентах на границе…» Обращаем внимание на то, что Путин затрагивает инциденты на границе, при этом ничего не говорит об инцидентах в самом Карабахском регионе. Лишь об инцидентах на границе. Ниже будет показано, насколько это параллельно позиции Пашиняна.
«…Работает и функционирует российско-турецкий центр по наблюдению за прекращением огня…» Путин подчеркивает роль России и Турции. Можно лишь представить, что испытывал Пашинян, когда слышал про Турцию.
«…в ближайшее время мы сможем не только подтвердить работу соответствующей группы по разблокированию транспортных коммуникаций, но и принять соответствующие необходимые для всех решения…» Итак, первая главная тема встречи – разблокирование транспортных коммуникаций. К тому же Путин четко дал знать, что ждет конкретных шагов по данному направлению. Всем прекрасно известно, кто тянет с этим вопросом.
«…Мы сейчас с Ильхамом Гейдаровичем обсудили предварительно и те вопросы, которые подлежат нашему согласованию в ходе совместной работы… После нашей трехсторонки Никол Воваевич останется, мы еще двустороннюю встречу проведем…» Путин и Алиев все уже решили, Пашиняну же придется это услышать и принять. Путин - Алиев – равноправные отношения, Путин - Пашинян» – отношения «сверху вниз». Практически как в знаменитом фильме, «А вас Никол Владимирович, я попрошу остаться».
Идем дальше…
Президент Азербайджана Ильхам Алиев:
«…в целом в зоне ответственности российских миротворческих сил ситуация стабильная, не было серьезных инцидентов, не было намеренных провокаций…» Полная поддержка позиции Путина – в Карабахе инцидентов нет, есть инциденты на границе;
«… мы с Вами уже предварительно об этом поговорили – эта тема будет обсуждаться, так же, как и тема по определению границ между Азербайджаном и Арменией…» Когда Ильхам Алиев подчеркивает, что «предварительно поговорили», речь идет о двухсторонней встрече между Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным, которая состоялась до трехсторонней встречи. На двухсторонней встрече Президент Ильхам Алиев отметил, что «…были боестолкновения на границе Азербайджана и Армении, но это не зона ответственности российских миротворцев…» Ильхам Алиев на двухсторонней встрече четко подчеркнул инциденты на границе и отсутствие инцидентов в Карабахском регионе. Во время трехсторонней встречи Путин и Алиев следуют одной позиции. У Пашиняна же позиция иная (о чем читаем ниже).
«…Граница между Арменией и Азербайджаном не делимитирована, поэтому неоднократно мы высказывались публично о том, что готовы начать безотлагательный процесс делимитации…» Ильхам Алиев внес новую тему для обсуждений – делимитация границы. Причем отметил, что ждет конкретных шагов.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян:
«… после 9 ноября уже российские миротворческие силы разместились в Нагорном Карабахе вдоль Лачинского коридора…» Хотелось обратить внимание на то, что во время трехсторонней встрече как Владимир Путин, так и Ильхам Алиев ни разу не использовали термин «Нагорный Карабах». При этом Пашинян во время своего выступления пять раз использовал термин «Нагорный Карабах». Пашинян явно одинок в своей позиции, но при этом его неоднократное «настаивание» на данной формулировке свидетельствует о попытках сохранить «дестабилизирующие» интонации.
«…инциденты случаются и в Нагорном Карабахе…» - Путин и Алиев подчеркивают, что никаких инцидентов в зоне ответственности российских миротворцев нет. Пашинян же упорно пытается продвигать «свою» позицию. Пашинян вновь «одинок» в своей позиции.
- «…Я не соглашусь с формулировкой Президента Азербайджана…» Как-то неэтично и неполиткорректно получилось. Пора Пашиняну учиться правильно вести переговоры на уровне глав государств.
«… существует еще и проблема заложников и других удерживаемых лиц, военнопленных…» Эта точка зрения не была затронута ни Владимиром Путиным, ни Ильхамом Алиевым ни во время трехсторонней встречи, ни во время совместного заявления для прессы. И по этому пункту Пашинян, оставаясь в полном одиночестве, не отказывается от дестабилизирующих интонаций. Пашинян проваливает переговоры пункт за пунктом.
«…Армения готова приступить к процессу делимитации, демаркации границы. Тема открытия, деблокады всех транспортных и экономических коммуникаций тоже очень важна для нас, и мы искренне заинтересованы в том, чтобы решить эти вопросы, и я надеюсь, что сегодня мы обсудим все вопросы…» Пашинян все же вынужденно полностью поддержал повестку, представленную Путиным и Алиевым.
«…мы считаем, что нагорно-карабахское урегулирование должно происходить в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ». Уважаемый Пашинян, какая Минская группа ОБСЕ? О чем вы? Вы на трехсторонней встрече и научитесь, наконец, придерживаться формата встречи.
Президент России Владимир Путин:
«…Мне кажется, что на самом деле очень важно то, что сейчас было вами сказано: и Президентом Азербайджана, и премьер-министром Армении. Есть заинтересованность с обеих сторон в нормализации обстановки и в развитии ситуации в позитивном ключе… (Обращаясь к Н.Пашиняну.) Вы сейчас только упомянули и о коммуникациях, о разблокировании коммуникаций. Ильхам Гейдарович тоже об этом говорил…» Мягко и дипломатично сделан посыл: «Пашинян, мы с Алиевым уже обо всем договорились, и точка». Пашиняну уже некуда деваться.
«…Вы сейчас только упомянули и о коммуникациях, и о разблокировании коммуникаций. Ильхам Гейдарович тоже об этом говорил (в этот момент Путин явно обращается к Пашиняну). В этом все заинтересованы, Россия в том числе, имея в виду, что мы все близкие страны, мы соседи, у нас большой объем товарооборота, и в этом все заинтересованы - это очевидно. Это первое…» Путин вновь обозначил первую тему переговоров и еще раз дал понять, что Пашиняну некуда деваться.
«…Второе. Мы все-таки договариваемся о том, чтобы в ближайшее время наладить работу по демаркации и делимитации границы: делимитации, затем – демаркации. Об этом тоже, конечно, сегодня поговорим…» Вторая приоритетная тема тоже четко обозначена.
Итак, Путин еще раз подчеркнул, что на повестке встречи всего 2 вопроса: (1) разблокирование коммуникаций и (2) делимитация, демаркация границ. Всего 2 вопроса и ничего более. Ничего о т.н. заложниках и других удерживаемых лиц, военнопленных, ничего о роли МГ ОБСЕ, ничего об инцидентах. Пашинян «сломлен».
И напоследок «холодный душ» для Пашиняна…
«…Знаю, что в ближайшее время у вас намечена встреча еще в Брюсселе. Вы согласились поехать туда, там провести встречу, мы это тоже приветствуем. Чем больше будет возможностей прямого общения, тем лучше. Я недавно на этот счет тоже разговаривал с председателем Евросовета господином Мишелем, он вас ждет…» Главный посыл: Россия «держит руку на пульсе», никаких новых инициатив и никакой креативности от Пашиняна.
(2) Совместное заявление для прессы
Основные тезисы выступления Владимира Путина:
- делимитация, демаркация границ;
- вопросы гуманитарного характера;
- разблокирование транспортных коридоров.
Основные тезисы выступления Ильхама Алиева:
«…Не хочу повторять то, что сказал Владимир Владимирович о вопросах, связанных с делимитацией, с демаркацией, разблокированием транспортных артерий…» Путин и Алиев вновь, в очередной раз, продемонстрировали жесткие рамки заявляемых условий и принимаемых решений.
По вопросу гуманитарных вопросов «…мы всегда исходили из верховенства принципа гуманизма и намерены и дальше продолжать работу в этом направлении…»;
«…уровень доверительных отношений между Азербайджаном и Россией в том числе способствует тому, чтобы мы находили развязки с Арменией по самым чувствительным вопросам…» Главный посыл Ильхама Алиева – Россия и Азербайджан ищут развязку «проблемных узлов» с Арменией, то есть, Россия и Азербайджан с одной стороны, а Армения - с другой стороны «баррикады».
Основные тезисы Никола Пашиняна:
«…Хочу сказать, что, действительно, по вопросу открытия всех транспортных и экономических коммуникаций в регионе мы зафиксировали, что у нас общее представление, как эти коммуникации будут работать…» Путин и Алиев «добили» Пашиняна по этому вопросу;
«…тема делимитации, демаркации – старта процесса – это не новая тема, мы обсудили этот вопрос. Мы еще приняли трехстороннее Заявление, где зафиксировали, что надо до этого создать необходимые условия, то есть, создать какие-то механизмы безопасности и стабильности на границе между Арменией и Азербайджаном…» И этот вопрос «добит» Россией и Азербайджаном.
(3) Основные тезисы принятого Заявления
В тексте заявления по сути затронуты две главные темы: (1) делимитация, демаркация границы и (2) разблокирование коммуникаций. Ничего о т.н. задержанных лицах, военнопленных, ничего о МГ ОБСЕ. Лишь две темы, и ничего более. Пашиняну по этим двум пунктам ничего не оставалось, как поддержать позицию Путина и Алиева. По всем остальным пунктам он полностью провалил переговоры. Пашинян сломлен и возвращается в Армению не с самыми лучшими результатами.