Политолог: Первые полгода 2023-го будут этапом решительных действий Баку по реализации своей повестки по Армении и реинтеграции Карабаха
Завершается 2022 год, сложный, можно даже сказать, тяжелый год для мира. Год, в который человечество поставило себя на грань глобальной катастрофы, ядерной войны и, как бы это громко ни звучало, исчезновения цивилизации. Будучи частью мирового сообщества, Азербайджан также подвержен влиянию общемировых процессов и встрясок.
Представляя с одной стороны угрозу безопасности страны, эти вызовы в то же время создали возможности для роста благосостояния Азербайджана, актуализировав его значимость для сегодняшнего мира, прежде всего как партнера в преодолении энергетического кризиса. Однако на фоне экономических успехов уходящего года в политической части, в частности, связанной с нормализацией отношений с Арменией и заключением с ней мирного договора наблюдается буксование.
О том, с каким багажом Азербайджан подходит к 2023 году мы поговорили с политологом, главой Центра исследований Южного Кавказа Фархадом Мамедовым.
- Чем запомнился уходящий год лично вам?
- В первую очередь, коллапсом в системе международных отношений, о чем говорили уже много лет. Украинский кризис продемонстрировал, что этот коллапс уже стал данностью. Система безопасности и организации, которые ответственны за это, полностью потеряли свою актуальность. Региональная система безопасности, которая регламентировалась ОБСЕ, то есть Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, дошла до такой точки, что в Европе не осталось ни безопасности, ни сотрудничества. Это - показатель того, что если эти кризисы не будут преодолены, то ожидаемы и кризисы на глобальном уровне, что мы имеем возможность наблюдать на примере угроз ядерной войны. А это уже самый большой коллапс организации, ответственной за мир и безопасность во всем мире, то есть - ООН.
Для меня уходящий год запомнился также и неопределенностью, так как практически все государства мира начали действовать ситуативно, а не стратегически. На данном этапе невозможно строить стратегии на десятилетия вперед, и, несмотря на то, что эти попытки все же предпринимаются, они практически недейственны, так как уровень взаимозависимости стран привел к тому, что большой кризис в одной части света влияет на ситуацию в других частях света. Сюда относятся зерновой кризис, подорожание, инфляция и т.д.
- Каким был 2022 год для Азербайджана? По-вашему, год прошел под знаком плюс или минус для страны?
- Однозначно плюс. И этот плюс состоит больше не из того, что получилось у Азербайджана, а из того, что не случилось с Азербайджаном. Он не превратился в пространство войны, хотя все географические, геополитические условия для этого были. Через территорию нашего региона проходят геополитические разломы. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что большие страны, геополитические центры силы воюют в третьих странах, в большинстве случаев в приграничных третьих странах. Поэтому то, что Азербайджан не стал в этом году пространством войны – это большой плюс. Наряду с этим, все еще остается угроза именно в этом контексте, и действия Азербайджана и в отношениях с Россией, и с коллективным Западом демонстрируют, что мы создаем благоприятные условия для того, чтобы не становиться таким пространством открытого противостояния.
Плюс к сказанному - новые тренды развития, которые ускоренно начали реализовываться в Азербайджане. Это в основном касается, конечно же, экономических тем. Практически все ресурсы были брошены на формирование Срединного транспортного пути.
Мы должны понимать, что эти экономические показатели, во-первых, имеют цель нивелировать негативные последствия от происходящих по соседству процессов и в то же время умудряться получать выгоду из этого, формировать экономическое развитие. Это очень сложный процесс, но Азербайджан в 2022 году смог создать условия и подготовиться к тому, чтобы свести к минимуму влияние негативных процессов и наряду с этим использовать возможности, которые возникли вследствие этого кризиса.
Следует выделить, конечно же, энергетическую сферу. Здесь и поставки нефти и газа, договоренности об экспорте электроэнергии, транспортная составляющая. Эти компоненты являются очень важными в современном мире, и они символизируют собой место и роль Азербайджана на ближайшие несколько лет.
- Какие события этого года как в мире, так и в самой республике вы могли бы назвать наиболее значимыми для Азербайджана? Как эти события отразились на Азербайджане, к каким изменениям они привели?
- Это, конечно же, война в Украине, которая имеет очень глубокие последствия и в этом году, и в ближайшие годы будет оказывать влияние на все регионы. И чем ближе эти регионы находятся к эпицентру события, тем большим будет это влияние. Мы, хоть и не находимся в непосредственной близости, но попадаем в радиус 1000 километров от места основных событий. Поэтому война в Украине – это, наверное, самое большое событие этого года, которое оказало влияние на регион и на процессы в мире. Углубление отношений с Евросоюзом тоже нужно отметить. И, конечно же, наиболее важным для Азербайджана является региональный периметр. Я бы здесь особо отметил усиление, углубление и расширение сотрудничества с Турцией и со странами Центральной Азии. В этом году Президент Азербайджана несколько раз посещал этот регион, в частности, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан. Президент Казахстана был с государственным визитом в Азербайджане. А в начале следующего года планируется визит Президента Азербайджана в Таджикистан. То есть, охватывается весь этот регион. Во взаимодействии с Центральной Азией в этом году были заложены те основы, которые будут главными трендами развития уже в последующие годы. Подписано большое количество документов, над реализацией которых работают 24 часа и 7 дней в неделю. Это можно заметить и по частоте проведения встреч профильных структур, визитов в Азербайджан и соответственно визитов азербайджанских чиновников высокого уровня в страны региона.
- Что мы приобрели, чего достигли за минувший год, в то же время, какие возможности были упущены в этот период, на ваш взгляд? Как вы могли бы оценить динамику процесса нормализации отношений с Арменией за прошедший год?
- Этот год можно назвать очередным упущенным годом в переговорном процессе по нормализации отношений с Арменией. Если 2021 год можно считать упущенным годом российского посредничества, то 2022-й – это упущенный год западного посредничества. Под западным я подразумеваю тандем ЕС-США. Мы не смогли прийти к решениям по темам мирной повестки, однако актуализировалась тема мирного договора. Это большой плюс, потому что в 2021 году о мирном договоре при российском посредничестве говорилось очень мало, или он не упоминался вообще, а если и упоминался, то только со стороны Азербайджана. В этом году такая актуальность есть, и мы можем занести это себе в копилку. Мы усилились, то есть, создали ресурсы влияния на Армению как на условной границе, так и в Карабахе – это очень важно. К сожалению, мы добиваемся успеха по темам мирной повестки через эскалации, через применение силы, и это становится необходимостью. В этом очень большая вина как Армении, так и посредников, которые не оказывают влияния на агрессивную страну, коей является Армения, что приводит к подобным действиям. Ресурсов и реализации тем мирной повестки, можно сказать, мы достигли через действия в августе (операция «Возмездие») и в середине сентября на условной границе с Арменией, о чем, кстати, говорил и Президент Азербайджана. Это создает для нас новые возможности для давления на Армению, и, используя опыт 25 лет переговорного процесса с этой страной, мы приходим к выводу, что только применение силы является единственным действенным механизмом для реализации собственной повестки Азербайджана. И если посредники не оказывают давления, то это приходится делать нам.
- Чего нам ждать в наступающем году как на международном фронте, так и в вопросе Карабаха и нормализации с Арменией?
- Тут, конечно же, опять выступает на передний план война в Украине. Мы ожидаем ожесточенных боев в конце зимы – начале весны. От этого будет зависеть очень многое в этой войне, в противостоянии Украины, ЕС и США с одной стороны и России - с другой. Это противостояние будет основным трендом следующего года, можно даже сказать, будущих лет. Конечно, есть много условий, от которых зависит это противостояние. В первую очередь, это устойчивость власти как в России, так и в Украине, ресурсная поддержка этих стран со стороны их партнеров. Поэтому данное противостояние будет иметь ключевое влияние на процессы следующего года.
Турбулентность в отношении нашей страны будет сохраняться, особенно в контексте формирования со стороны Армении определенной антиазербайджанской группы, куда вошли достаточно сильные государства, такие как Франция, Индия, туда же входят определенные проармянские круги США. Эта турбулентность будет сохраняться. Почему я использую этот термин – турбулентность? Потому что отождествляю этот процесс с попаданием самолета в воздушную яму, от этого, безусловно, трясет, но самолет при этом не теряет высоты. Так и мы – несмотря на турбулентность, сохраняем высоту и скорость, хотя со стороны может показаться, что мы теряем какие-то позиции, в действительности же это не так. При турбулентности Азербайджан может сохранять темп реализации своей собственной повестки.
В случае с Арменией приходит время принятия конкретных решений. К сожалению, за 2 года контекст принятия решений не изменился. То есть, или мы идем через принятие мирного договора и при взаимных обязательствах решаем все вопросы политико-дипломатическим путем, или реализовываем темы мирной повестки через давление, применение силы, эскалацию. Но мы должны понимать, что первая половина 2023 года будет тем периодом, когда Азербайджан должен будет создать условия для решения всех тем своей повестки. А это именно по взаимоотношениям с Арменией и по теме Карабаха. Думаю, что первая половина 2023 года будет очень активной, динамичной, в определенной степени турбулентной, но эффективной. И мы не должны забывать, что по программе «Великое возрождение» в 2025 году Азербайджан должен ввести в эксплуатацию газопровод Агдам-Ханкенди. То есть обратный отсчет нас приводит к тому, что первая половина 2023 года будет периодом решительных действий в направлении реализации Азербайджаном собственной повестки как в отношении Армении, так и в отношении реинтеграции Карабаха.