Популизм Татояна может дорого обойтись Армении, или Не буди лихо, пока оно тихо
Как можно назвать человека, который пытается продать другому человеку его же имущество? То самое, которое когда-то было у него отнято или присвоено, а теперь за ненадобностью или неспособностью более владеть этим имуществом первый хочет не вернуть его, а именно что продать, да подороже, истинному владельцу. Тому, у которого когда-то его отжал.
Действовать именно по этой схеме рекомендует армянам, покинувшим Карабах, бывший омбудсмен Армении Арман Татоян. На днях он прямо-таки изошелся кислотой, обвинив восстановивший свой суверенитет Азербайджан во всех мыслимых и немыслимых грехах.
Один из его перлов как раз заключался в том, что армяне, покинувшие Карабахский регион Азербайджана, имеют право на получение компенсации за оставленное ими имущество. В этом заблуждении Татоян не одинок. Схожую мысль, только ранее, озвучивала его предшественница на посту уполномоченного по правам человека, первый омбудсмен Армении Лариса Алавердян. А еще ранее, год назад, об этом же говорил экс-министр юстиции Армении Геворг Даниелян, посчитавший, что не только Азербайджан, но и Турция обязаны возместить «насильственно перемещенным арцахцам» понесенный ими ущерб.
Объединяет всех этих деятелей их текущая неактуальность на политическом небосклоне своей страны. Все они «бывшие». И только выступая с подобными популистскими заявлениями, они пытаются вновь ворваться во внутриполитическую повестку, снова оказаться на слуху, быть обсуждаемыми, получить свою «минуту славы». А в выборе средств для этого, как видно, «бывшие» не очень разборчивы, потому и лепят очень громкие, но абсурдные по своей сути идеи. Популизм чистой воды, не более того. Но в Армении для него есть благодатная почва, он востребован. Там любят сказочников, верят им, от них народ узнает, что он богоизбранный, а армия у него непобедимая, и вообще он самый-самый, но эта эйфория продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не опустит его на землю - вот когда приходится распрощаться с иллюзиями о своем величии. Этот болезненный период для армянского самосознания длится ровно до тех пор, пока на горизонте не появится очередной популист.
С поражением в 44-дневной войне Армения пребывает в состоянии острого внутриполитического кризиса, в условиях отсутствия не то что союзников, а даже нормальных отношений с соседями и четко очерченных границ. Вот реальная цена армянского популизма.
Но, как показывает опыт, армянам свойственно наступать на одни и те же грабли до бесконечности. А потому популизм Татояна, Алавердян и Даниеляна обязательно найдет своих адептов. Уже проявляются признаки формирования общественного мнения для выдвижения новых претензий к Азербайджану.
Однако тем, кто готовится к выдвижению этих претензий, вынося их в правовую плоскость, следует знать, что этот путь не будет односторонним. Им неминуемо придется столкнуться со встречными исками, и еще неизвестно, чьи претензии будут весомее. По крайней мере, у Азербайджана законных оснований побольше будет, учитывая, что это его, по общемировому признанию, земли были оккупированы на протяжении почти 30 лет, это с его земель, в том числе на территории нынешней Армении, были изгнаны около миллиона азербайджанцев. В отличие от армян, покинувших Карабах по своей воле, мирные азербайджанцы были изгнаны со своих земель силой оружия.
Вот кто, убегая, был по-настоящему вынужден бросить свои дома, машины, скот и прочее имущество, которое было впоследствии присвоено теми самыми армянами, ныне выдающими себя за «жертв агрессии». Еще следует выяснить, насколько законным вообще было проживание этих людей в Карабахе. К слову, Азербайджан располагает данными о том, что значительное часть из 100 тысяч армян, переместившихся в Армению, поселились в Карабахе в годы оккупации, что уже само по себе является военным преступлением, согласно международному праву. Стало быть, никаких имущественных прав они предъявлять не могут. Более того, они сами становятся объектами уголовного преследования.
Так что здесь еще большой вопрос, кто кому должен, особенно принимая во внимание тот неоспоримый факт, что 20% международно признанной территории Азербайджана за годы оккупации подверглись разграблению, разрушению, загрязнению со стороны сепаратистского режима и его хозяев в Армении. Кому за это отвечать – вопрос риторический. Нетрудно также спрогнозировать, каким тяжким бременем это ляжет на страну с ущербной экономикой.