Зачем Азербайджану Совет Европы?
С новым витком внешнего давления столкнулся Азербайджан на начавшей накануне работу в Страсбурге зимней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Так, ПАСЕ поддержала предложение немецкого депутата Франка Швабе и не утвердила верительную грамоту азербайджанской делегации, которая все же приняла участие в заседаниях структуры, но ее право голоса было ограничено.
Решение ПАСЕ Ф.Швабе связал с «насильственным перемещением» армянского населения из Карабаха, наличием большего числа «политзаключенных» в Азербайджане, а также с тем, что Баку не пригласил СЕ к наблюдению за предстоящими в республике президентскими выборами.
Странные претензии, особенно учитывая, что: а) исход армян из Карабаха был добровольным, чему имеются неопровержимые доказательства; б) политзаключенных в самих странах Европы хоть отбавляй, в том числе и в столь трепетно опекаемой ими Армении; в) кого приглашать для наблюдения за выборами – суверенное право и дело самого Азербайджана, причем совершенно ненаказуемое. Другое дело, что за этими претензиями, правильнее будет сказать - придирками, виднеются ушки Макрона, не оставляющего попыток побольнее ущипнуть Азербайджан. Предъявить их самостоятельно французской делегации, похоже, духу не хватило, поскольку в этом случае Азербайджан мог бы припомнить Франции многое, начиная от проводимой ею отнюдь не демократической колониальной политики и заканчивая оголтелой и неприкрытой поддержкой сепаратизма и поощрением реваншистских настроений в Армении. Потому французские «предъявы» были вложены в уста немецкого депутата, ставшего глупым инструментом в грязной игре Парижа.
Про конфликт последних лет между Францией и Азербайджаном мы писали немало. В корне этого противостояния лежит нежелание Франции мириться с фактом освобождения азербайджанских земель от многолетней армянской оккупации. За последние 3 года Париж не раз инициировал в рамках различных международных организаций, вплоть до Совета Безопасности ООН, слушания с прицелом на осуждение Баку и принятие жестких, обескровливающих санкций против Азербайджана. Но тщетно. Баку, играя на опережение и предугадывая следующие шаги Парижа, умело нейтрализовывал их. И вот, Франция перешла в новое наступление, теперь уже в стенах ПАСЕ, угрожая Азербайджану потерей права голоса и т.д.
Произошедшее невольно наталкивает на вопросы: «А что мы вообще делаем в Совете Европы?»; «Зачем нам эта структура?» Ведь, помнится, при вступлении в нее в 2001 году Баку связывал с ней большие надежды на справедливое и мирное решение карабахской проблемы. В свою очередь, и Совет Европы, принимая Азербайджан и Армению в свой состав, рассчитывал, что под его крышей конфликтующим странам удастся легче и быстрее договориться. Но сам он на протяжении всех этих лет не предпринял ни одной меры в связи с продолжавшейся оккупацией азербайджанских земель, ограничиваясь лишь периодическими, не имеющими правовой силы решениями и заявлениями. Хотя за оккупацию одной страной-членом организации территории другой страны-члена следовало бы, как минимум, лишить государство-агрессор права голоса в ПАСЕ. Вот где стоило применять такие меры. Но этого не произошло.
Назначенный впоследствии докладчик ПАСЕ по Карабаху запомнился тем, что по итогам своих поездок в регион подготовил пару-тройку довольно объективных отчетов, которые, однако, тоже никак не повлияли на решение конфликта. Отчасти и потому, что монополизировавшие карабахскую тему сопредседатели Минской группы ОБСЕ, одним из которых, кстати, являлась Франция, отодвинули от процесса урегулирования конфликта всех «посторонних», навязав себя в качестве единственной площадки, на которой может быть достигнут мир.
Таким образом СЕ, можно сказать, утратил значительную часть своей ценности для Азербайджана, поскольку Баку не получил того главного, чего от него ожидал – помощи в справедливом и мирном урегулировании карабахской проблемы.
Параллельно, по прошествии времени стало очевидно, что эта структура превращается в еще один инструмент в руках проармянских сил, в новый рычаг давления на Азербайджан. С годами тенденция этой организации к вырождению стала все более очевидной, а ее Парламентская Ассамблея все больше напоминает сборище проармянских и исламофобских представителей, не сумевших избраться в Европарламент. И вчерашнее антиазербайджанское решение ПАСЕ – еще одно тому подтверждение. Ведь решение, по сути, не имеет никакого отношения к правам человека и носит характер мести Азербайджану за восстановление им своего суверенитета и территориальной целостности.
Исходя из этого напрашивается вопрос, зачем Азербайджану членство в организации, потерявшей свое значение не только для страны, но и для самой Европы? Ход событий показывает, что усилением давления на республику единственное, чего СЕ может добиться, это объявления о выходе Азербайджана из него. И что-то подсказывает, что, покинув СЕ со всеми его институтами, Азербайджан ровным счетом ничего не потеряет. Дело идет к этому.