Женский пост на Формуле-1 в Баку, вошедший в историю: Лала Бабаева о невероятном опыте работы маршала - ФОТО
Гран-при Азербайджана Формулы-1 ежегодно приковывает внимание не только увлекательной гонкой, но и маршалами, которые умеют удивить.
Мы писали об азербайджанских маршалах, которые в пятницу стали героями дня на Формуле-1. Вместо шлемов сотрудники вышли на пост в колоритных кепках, которые в народе называют «аэродром».
В мире Формулы-1 маршалов называют «Официальными лицами гонки». Маршалы создают условия для безопасной работы команд. Маршалы размещаются по периметру трека.
У Бакинского городского кольца есть необычный пост у круга «Азнефть», который уже успел войти в историю Формулы-1. В 2022 году в рамках бакинской гонки, впервые в истории проведения «королевских гонок», один из постов на секторе состоял из девушек. Традиция продолжилась и на этот раз. Главой группы маршалов данного сектора является Лала Бабаева, которая уже 8 лет работает маршалом Формулы-1.
1news.az побывал в Секторе 16, понаблюдал за работой азербайджанских девушек-маршалов и пообщался с Лалой Бабаевой.
«В 2016 году, когда Баку впервые принял Гран-при Формулы-1, я участвовала как зритель, купив билет, - начала рассказ Лала Бабаева, - Будучи здесь я видела невероятно счастливых маршалов гонки, которые выходили и гордо говорили: «Мы это сделали!». Среди маршалов я увидела и своих знакомых, которые уверяли, что мне работа маршала обязательно понравится. На следующий год я подала заявку и с 2017 года работаю маршалом во время Гран-при Азербайджана Формулы-1. Так я и вступила в ряды маршалов.
Тогда это еще не была любовь к Формуле-1. Мне с самого детства нравились машины. Я не игралась с куклами.
Вместо них у меня были машинки. В 2016 году я увидела, насколько это зрелищно и мне захотелось узнать кухню изнутри. Ведь есть очень много нюансов, о которых люди даже не догадываются. Все это очень сильно затягивает.
На самом деле, либо тебя это затягивает, либо же тебе это не нравится, и ты отдаляешься. Есть маршалы, которые пробуют один год и больше не возвращаются. На второй год и далее остаются те, кому реально это нравится. И нравится Формула-1. В противном случае, никто не будет бесплатно стоять несколько дней у трека и глотать пыль.
Те, кто идут в маршалы, не думают о трудностях. Для маршала Формула-1 – это хобби, увлечение. Конечно, бывают трудности. Были случаи, когда маршал, у которого поднялась температура, проводил весь день на ногах. Хотя он мог отпроситься по состоянию здоровья. Но этого никто не делает.
За полгода до старта Гран-при закрывается прием заявок для тех, кто хочет стать маршалом. А за несколько месяцев начинаются отборы и тренинги. Если маршал опытный и участвовал на предыдущих Гран-при, он может продлить свою аккредитацию. Но он должен также присутствовать на всех тренингах и завершить подготовительный процесс. Подготовка идет каждые выходные, порядка 3-4 месяцев».
Обладатель лицензии маршала может также работать и на Гран-при в других странах. Лала Бабаева рассказывает об опыте работы на Гран-при Венгрии: «Я работала на автодроме Хунгароринг. То есть, это не городская трасса и условия там совсем другие. У нас для маршалов есть отдельное место, где мы живем во время Гран-при. Там есть какие-то активности, развлечения. У них маршалы — это более специализированные люди, которые занимаются гонками. Но всегда есть маршалы, которые приезжают из-за рубежа.
То есть, там маршал — это практически профессия, так как и у них в течение года проходит много гонок. Это был очень интересный опыт. Однако тренинги везде одни и те же. То, чему обучают в Азербайджане, позволяет поехать в любую другую страну. Единственное ограничение заключается в языковом факторе. К примеру, для того, чтобы работать в Монако во время Гран-при, надо знать французский язык. Но практически везде общение идет на английском языке».
Лала Бабаева рассказывает, что девушек-маршалов сейчас стало гораздо больше. «Мне сложно сказать, сколько было раньше в процентном соотношении, но сейчас девушек порядка 40%. Мой пост полностью состоит из девушек. У нас даже комбинезоны другого цвета. Девочек у нас в секторе всего 13. Рядом есть пост, где два парня.
Это страховочный момент, если возникнет необходимость в тяжелой работе. К примеру, если надо будет толкать болид. Но каких-то ограничений по гендерному принципу нет. Я бы сказала, что девушки более выносливые.
У маршалов всегда есть работа. В дни Гран-при мы просыпаемся в 6 утра и весь день бываем на ногах.
Расписание у нас поминутное. Даже во время перерывов мы не выключаем рации и продолжаем работать.
Готовимся к следующему заезду.
Маршалы всегда за безопасные гонки, но нам интересно посмотреть на аварии, поработать. Я на этом участке работаю полгода. Каких-то аварий за это время не было. Но часто бывает, что приносит какие-то осколки, мусор.
Бывало, что кто-то выбросит бутылку с трибун. Сейчас такого не происходит. Люди понимают, что так делать нельзя. В прошлом году был интересный случай, когда на 15-м повороте у болида вылетело колесо, и оно катилось с самой Филармонии к нам. Это было зрелищно.
Работа маршалом для меня – это интересное хобби. Во вторую очередь, это люди, с которыми ты соприкасаешься. Всю неделю ты работаешь, выходя из своей зоны комфорта. Это полностью вырывает тебя из твоих серых будней. Здесь очень много классных ребят. Мы – одна большая семья. Все мы работаем в разных местах, но на неделю приходим и работаем на Формуле-1 с утра до вечера. Ну а вечером можем ещё пойти на концерт и все вместе отдохнуть», - сказала она.