Дело Мехмана Гусейнова: что на самом деле происходит и о чем важно знать
Имя Мехмана Гусейнова сейчас на слуху у многих.
Обычный молодой человек, популярный блогер, он оказался в эпицентре событий, которым многие сейчас пытаются придать радикальную, искусственно политизированную форму.
Более того - на имени Мехмана Гусейнова некоторые внешние и внутренние силы пытаются заработать бонусы, в то время как на самом деле судьба этого молодого человека их интересует лишь отчасти.
Впрочем, обо всем по порядку…
Сейчас многие, особенно на Западе, пытаются представить Мехмана Гусейнова тем, кем в действительности он никогда не являлся – ярким оппозиционным политическим деятелем, эдаким борцом с власть имущими.
Но Мехман не является ни тем, ни другим, он – всего лишь один из многочисленных блогеров, которые, вооружившись видеокамерой, ищут интересные социальные темы и пытаются, показывая свои репортажи, стать популярными. Нужно прямо сказать, что в определенном смысле Мехману Гусейнову это удалось – он действительно приобрел известность, акцентируя внимание на ярких социальных вопросах вроде затопления некоторых дорог Баку после дождей и незаконных постройках бывших чиновников. В этой своей деятельности М.Гусейнов с проблемами не сталкивался.
Так бы и блогерствовал М.Гусейнов еще много лет, но в определенный момент он перешел границы, установленные законом, и стал фигурантом уголовного дела, которое было возбуждено на основании жалобы начальника Управления полиции Насиминского района Баку Мусы Мусаева, обвинившего его в клевете.
В частности, после своего ареста в начале января 2017 года М.Гусейнов заявил, что подвергся пыткам со стороны сотрудников этого управления. М.Гусейнов был арестован 3 марта 2017 года. Решением Сураханского районного суда Баку он был признан виновным по статье 147.2 («Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления») Уголовного кодекса АР и приговорен к 2 годам лишения свободы.
В тюрьме М.Гусейнов на условия содержания и обращение сотрудников с ним никогда не жаловался. Его также отпустили на похороны матери. И, отсидев свой срок, М.Гусейнов в начале марта этого года должен был выйти на свободу.
Но, как ранее заявили 1news.az в пресс-службе Пенитенциарной службы Министерства юстиции Азербайджана, «26 декабря в ходе плановой общей проверки в учреждении по отбытию наказания №14 заключенный Мехман Рафиг оглу Гусейнов не подчинился законным требованиям старшего инспектора контрольно-режимного отдела, лейтенанта юстиции Али Аладдин оглу Абдалова».
«Мехман Гусейнов применил в отношении лейтенанта физическую силу, оказал ему сопротивление и нанес травмы, а также устроил погром в служебном помещении. С целью оказания медицинской помощи пострадавшему лейтенанту в учреждение была вызвана бригада «Скорой медицинской помощи». У заключенного Мехмана Гусейнова были изъяты деньги в размере 461 маната, хранение которых запрещено. Место происшествия было осмотрено сотрудниками прокуратуры Гарадагского района Баку, по факту возбуждено уголовное дело по статье 315.2 («Сопротивление или применение опасного для его жизни и здоровья насилия к представителю власти, находящемуся при исполнении служебных обязанностей») Уголовного кодекса АР», - подчеркнули в Пенитенциарной службе.
Такова официальная позиция.
По новому делу блогера идет следствие, и пока, естественно, никакого приговора ему не вынесено. Тем не менее Мехман Гусейнов в знак протеста против этого дела объявил голодовку, что является его правом, и в чем ему не препятствовали. И вот с этого момента развитие событий приняло совсем неожиданный и, похоже, заранее спланированный поворот.
Как по мановению волшебной палочки о «Деле Мехмана» стали писать мировые СМИ, его стали активно обсуждать в соцсетях. Даже The Washington Post посвятила ему редакторскую статью, а на днях публикации ему посвятили влиятельные The Foreign Policy и Forbes. Лейтмотивом большинства публикаций было требование не дать ему умереть в тюрьме от голода…
И это несмотря на то, что Пенитенциарная служба неоднократно заявляла, что это не так, что Мехман Гусейнов принимает и еду, и питье, связывается по телефону с родными, а состояние здоровья заключенного нормальное.
Даже когда руководитель пресс-службы Пенитенциарной службы Министерства юстиции Азербайджана, полковник юстиции Мехман Садыхов заявил 1news.az, что М.Гусейнов всего сутки проводил акцию голодовки: «Уже на следующий день после объявления голодовки он начал принимать и еду, и питье, в связи с чем был составлен соответствующий акт, который подписал и сам Мехман Гусейнов», - страсти не стихли.
Не остановило поток дезинформации и то, что группа азербайджанских правозащитников посетила блогера в тюрьме, распространила его фотографии, вновь доказав, что он не голодает, жив и здоров, с ним все в порядке.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Мехман Гусейнов не проводит акцию голодовки – ОФИЦИАЛЬНО
Пенитенциарная служба АР: Мехман Гусейнов подписал акт об отказе от голодовки
Аппарат омбудсмана: Мехман Гусейнов принимает пищу
Азер Хасрат: «Имя Мехмана Гусейнова пытаются использовать в грязных целях – чтобы получить гранты»
Напротив, в дело вступила и «тяжелая артиллерия» - в частности, в соцсетях была запущена кампания под хештегом #freeMehman, сторонники Сороса в Парламентской ассамблее Совета Европы начали выступать с заявлениями, а уполномоченный по правам человека Совета Европы Дуня Миятович не скупилась на резкие заявления.
Появилось даже заявление МИД Франции по вопросу, связанному с Мехманом Гусейновым, и письмо, направленное по данному вопросу представителем ОБСЕ по свободе медиа Арлемом Дезиром главе МИД Азербайджана.
И хотя и.о. руководителя пресс-службы азербайджанского внешнеполитического ведомства Лейла Абдуллаева резонно отметила, что комментировать вопрос, связанный с Мехманом Гусейновым, в то время когда саму Францию охватили акции «желтых жилетов», смехотворно, и вместо того чтобы комментировать вопрос о Мехмане Гусейнове, официальному Парижу следует дать оценку насилию против демонстрантов во Франции, к ее совету на Елисейских полях прислушаться не спешат… Равно, как не стихает и возмущение европейских политиков – Европарламент принял резолюцию по делу Гусейнова, в которой, внимание, потребовал незамедлительно освободить заключенного. Хотя, на каком основании вообще можно требовать нечто подобное – не совсем понятно. Человек отбывает срок согласно приговору вынесенному судом!
В соцсетях по поводу Мехмана Гусейнова также много комментариев. Некоторые пишут о нем как о жертве, человеке, который вот-вот умрет с голода, другие требуют отпустить, третьи говорят, что все это дело раздуто… Но один из посетивших его правозащитников - член Общественного комитета при Министерстве юстиции Сахиб Мамедов – своим заявлением поставил точку в разговорах о здоровье, сказав, что блогер жалуется лишь на боли в ногах, поскольку страдает варикозным расширением вен. «Но эта проблема была у него и раньше.
Мехман Гусейнов также несколько дней находился в напряжении, поэтому у него появилась изжога, и сейчас он употребляет в пищу только диетические продукты. В связи с болями в ногах Пенитенциарная служба Минюста предложила ему поместить его в медицинское учреждение и при необходимости сделать операцию. Медицинское учреждение обладает достаточным потенциалом для этого, есть хорошие врачи - специалисты в этой сфере. Мехман планирует 2 марта выйти на свободу и сам заняться своим лечением, поэтому и отказался от этого предложения. Это его право, ничего не скажешь. Мехману 28 лет, он молод и у него нет особых жалоб на здоровье. Он сам признался нам в этом», - сказал правозащитник.
Посетили М. Гусейнова в СИЗО и ответственные дипломаты посольств стран ЕС. Они на месте ознакомились с условиями содержания Мехмана Гусейнова и состоянием его здоровья.
Таким образом, они в очередной раз стали свидетелями того, что здоровье Мехмана Гусейнова нормальное, у него нет каких-либо жалоб в связи с условиями его содержания, он может свободно встречаться с адвокатом и со своим отцом. Дипломаты стран-членов ЕС остались очень довольны созданными условиями и выразили благодарность правительству Азербайджана за организацию данной встречи.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Представители Красного креста и правозащитники встретились с Мехманом Гусейновым – ФОТО
Европейские дипломаты встретились с Мехманом Гусейновым – ФОТО
В целом, оценивая ситуацию, понимаешь, что в вопросе Мехмана Гусейнова задействованы люди, в том числе и представители азербайджанской общественности, госструктур и гражданского общества, которые действительно заинтересованы в том, чтобы помочь этому молодому человеку. Но есть и другие – внешние и внутренние силы, которые пытаются воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях, представить ее мировому сообществу предвзято и однобоко.
К сожалению, к этой группе примкнул и родной брат Мехмана, Эмин Гусейнов, который сейчас ругает правозащитников, занимается различными инсинуациями, говорит о преследовании семьи (хотя их средний брат уже 20 лет работает в правоохранительных органах, он офицер). Более того, говоря о закончившейся голодовке брата, он фактически призывает Мехмана «голодать до победного конца» и не хочет признавать, что она давно закончилась.
То есть ему, говоря без обиняков, безразлично здоровье брата, главное - выжать из ситуации для себя побольше политических дивидендов. В этом смысле нельзя не отметить и пресс-конференцию Эмина Гусейнова, о которой рассказал армянский журналист Эмин Саломян.
Самое же печальное в этой ситуации – осознание того, что те, кто громче всех и внутри страны, и за рубежом кричит о давлении на Мехмана Гусейнова, на самом деле меньше всего интересуются судьбой этого 28-летнего парня. Для них, в том числе для фонда Сороса и его покровителей, это просто большая игра для продвижения своих геополитических интересов в регионе, оказании давления на Азербайджан под прикрытием громких разговоров о правах человека, свободе слова и демократии.
И Мехман Гусейнов для игроков этой партии – лишь пешка, которую они готовы принести в жертву ради своих грязных политических интересов.
Тимур Рзаев