Начать все с «чистого листа» и не пускать российских миротворцев – что узнал журналист 1news.az в Ереване?
Как известно, в ноябре этого года, впервые за почти два десятка лет появилась возможность для посещения азербайджанскими журналистами Армении и оккупированного Нагорного Карабаха.
Это событие имеет особое значение не только потому, что нам представилась возможность увидеть реальную ситуацию своими глазами.
Впервые, у нас появилась возможность прямого контакта с обычными армянами, а значит можно было попытаться узнать, каким им видится урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта.
Совершая визит в Ереван и на оккупированные ею территории Азербайджана, мы хотели выяснить и мотивы, побуждающие Армению говорить о мире.
Ограничиваются ли их намерения исключительно стремлением затянуть мирный процесс и сохранить статус-кво? Или напротив, они действительно намерены взяться за решение вопроса «с чистого листа»?
Подводя итоги и анализируя свой визит в Армению и в родной Нагорный Карабах, я прихожу к следующим конкретным выводам.
На фото: Ереван
Слишком много стереотипов накопилось у армян по отношению к азербайджанцам, точно также, как и у нас в отношении них. Доверие между сторонами конфликта даже на уровне обычных граждан полностью отсутствует. И это можно понять даже по комментариям в соцсетях. Некоторые пользователи резко осудили наш визит и даже сочли нас «врагами народа», хотя, посещая наши исконные (пусть и оккупированные) земли, ничего противозаконного мы не совершили.
Кстати, с нашей стороны стереотипом является несколько размытое восприятие армян, проживающих в Армении, и членов армянской общины Нагорного Карабаха. Другими словами, мы видим их как единое целое, хотя это не так, между ними есть большая разница.
Неприязнь чувствуется и среди армянских пользователей соцсетей. Простой пример: в одном из своих материалов о визите в Ереван и Нагорный Карабах я написал о Голубой мечети, выразив сожаление в связи с тем, что не нашел в ней хоть какое-то упоминание о причастности к моему народу.
На фото: Голубая мечеть в Ереване
Армяне сразу же стали писать посты, что якобы все это вранье, мечеть - иранская и не имеет никакого отношения к азербайджанцам. Но в таком случае возникает вопрос: а как же 200 тысяч азербайджанцев, которых несколько десятилетий назад насильно изгнали из Армении? Они тоже были иранцами? Или, может, прибыли туда на инопланетном корабле из системы Альфа Центавра?
Мне кажется, в первую очередь нужно уходить именно от всех этих предрассудков, искажений исторических реалий. В Баку есть армянская церковь, и почему-то ни один азербайджанец не утверждает, что это – католический или православный храм.
Вот еще какой факт вызывает недоумение. Одно из ложных сообщений, которые армяне стали распространять после нашего визита, состояло в том, что якобы азербайджанцы не захотели войти в Шушинскую мечеть. Это не так. Мы неоднократно говорили, что хотим войти в мечеть, на что нам ответили, что нельзя выходить за рамки программы.
Но вернемся к основной теме статьи.
Для того чтобы прийти с армянами к общему знаменателю, надо, как мне кажется, осознать философию их нынешней жизни, основу которой составляют три фактора - это их история, из которой стерто все, что связано с азербайджанским народом; нагорно-карабахский конфликт и страх того, что азербайджанцы якобы хотят их всех истребить; и вопрос событий в 1915 года в Османской Турции.
Эти факторы надо обязательно учитывать, и когда мы говорим о перспективах налаживания отношений между нашими народами.
В любом обществе, в том числе и в армянском, есть здравомыслящие люди, которые понимают, что без решения проблем с Азербайджаном и Турцией для Армении нет будущего, хотя официально и не могут заявить об этом. Вопрос заключается в том, насколько сильным может быть влияние такого понимания в армянском обществе, которое держится, как я указал выше, на «трех китах» восприятия отношений с нашим народом.
Исторически армяне и азербайджанцы воевали, точно так же, как и французы с англичанами, немцы с поляками и т.д. Но всем войнам рано или поздно приходит конец. И если Армения сегодня говорит о мире, то им следует предпринимать реальные шаги в направлении его достижения, а не заниматься имитацией с целью узаконивания захвата азербайджанских земель.
В Ереване нас хотели уверить в том, что Армения развивается и в блокаде, что они научились жить в подобных условиях и что их не интересует урегулирование нагорно-карабахского конфликта, хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что без его решения реальной независимости Армении не видать.
По правде говоря, судя по нашим встречам, мне даже показалось, что ереванским армянам не нужно, чтобы конфликт был урегулирован, потому как они смотрят на него как на своего рода возможность привлечения денег из-за рубежа.
Еще один важный момент: ереванские армяне не хотят ведения переговоров без посредников, поэтому складывается впечатление, что они смотрят на них как на «зонтик безопасности» для сохранения статус-кво.
Интересный фактор, который я выяснил для себя по результатам встреч с армянами - это их страх перед Россией.
Так, армянский политолог Ричард Киракосян открыто сказал нам, что армяне не желают видеть в Нагорном Карабахе российских миротворцев. И это утверждение стало для меня открытием ввиду того, что я до сих пор считал, что Армения смотрит на Россию как на своего «главного защитника».
На фото: Ричард Киракосян
По словам армянского политолога, в первую очередь от этого конфликта страдают азербайджанцы и армяне.
«Я оптимист, и существует только один путь для продвижения вперед - это диалог, компромиссы, где не должно быть победителей и проигравших», - сказал он.
Вообще, у меня сложилось впечатление, что апрельские бои как бы пробудили армян после долгого сна, в котором они пребывали последние 25 лет… дали понять, что война не закончена и может вспыхнуть в любой момент.
Понятно, что в карабахском вопросе есть «красная линия» - и для азербайджанцев, и для армян, которую ни одна из сторон никогда не переступит. И что в этом случае можно сделать для урегулирования?
Армению в первую очередь интересует вопрос безопасности армян, проживающих в Нагорном Карабахе. На этот счет Азербайджан, в том числе и мировое сообщество, страны-сопредседатели готовы гарантировать их безопасность. Сохранение же ситуации «ни войны, ни мира», напротив, делает их безопасность еще более уязвимой.
Для Азербайджана же главным вопросом является вывод вооруженных сил Армении с оккупированных земель, восстановление территориальной целостности, возвращение вынужденных переселенцев в родные дома.
На фото: Шуша и Кельбаджар
И вот на этот счет уже армянская сторона должна предпринять реальные шаги, а не заниматься имитацией переговоров.
Сейчас настал именно тот момент, когда процесс урегулирования можно сдвинуть с мертвой точки.
Завтра может быть уже поздно.
Эльшан Рустамов