В азербайджанских школах начнут преподавать «уроки секса»? – разъясняет эксперт
Новость о том, что в Азербайджане будет преподаваться предмет «Репродуктивное здоровье», вызвала настоящий ажиотаж в соцсетях. Людей эта новость почему-то напугала и возмутила, и комментарии вроде «Не дадим развратить наших детей!» вылились даже в призывы подготовить петицию (!), дабы отменить внедрение «очага разврата» в школы.
Приведу в качестве примера один комментарий, другие мнения «против» большей частью цитировать сложно, учитывая, что мы все же СМИ – виртуальные борцы за мораль и нравственность не стесняются в выражениях, называя тех, кто ЗА введение в школах нового предмета, разными непечатными словами. Почему-то им кажется, что на таких уроках детям непременно будут преподавать Кама Сутру. С чего такие выводы – непонятно.
Так вот, один из представителей старшего поколения высказался так: «Во времена моего детства не было никаких разъяснительных уроков. Вначале мы узнали в школе о пестиках и тычинках, затем, в старших классах, коротко о развитии плода и пр. И ничего. Выросли нормальными людьми. Я лично категорически против, ибо это вызовет нездоровый интерес у несформировавшихся еще детей, устранит определенную стеснительность в подобных вопросах, и это будет иметь обратный эффект. О подобных вещах дети должны узнавать постепенно, по мере взросления, мальчики – от мужчин, девочки – от женщин», - написал Г.Махмудов.
Я не случайно выбрала именно этот комментарий, потому что он, как ни странно, отражает среднестатистическое мнение многих и среднестатистические же заблуждения. Во-первых, много лет назад у детей школьного возраста не было такого объема информации в открытом доступе, который сегодня дает интернет, телевидение, да и просто выход на улицу. Во-вторых, «пестики-тычинки» и «развитие плода в краткой форме» не имеют ничего общего с информацией о репродуктивном здоровье. Ну, и, в-третьих, удивляет искренняя убежденность в том, что абсолютно все мужчины и женщины обладают необходимым объемом достоверной информации, которой они готовы делиться с детьми.
Что до «стеснительности», якобы, необходимой в обсуждении этих вопросах, то это еще одно заблуждение. Потому что то, что мы видим сегодня, никак не объясняется исключительно ее отсутствием. Кроме того, порой именно страх от обсуждения важной для подростка темы приводит к опасности насилия над детьми, а также массе других негативных последствий. Как, например, ранние сексуальные отношения, аборты школьниц, изнасилования, венерические заболевания, психологические и психические травмы и так далее. И вместо того, чтобы рассылать по различным мессенджерам «страшилки» о «похищениях», лучше объяснить детям, когда поведение взрослого действительно опасно, и что делать в случае, если они попали в такую ситуацию.
Вы спросите, почему я об этом говорю? Потому что все это тоже – о репродуктивном здоровье. Чтобы уберечь детей, им надо как раз объяснять, что можно, что нельзя, что правильно, что безопасно, а что – нет. Им надо рассказывать, что с ними происходит в период полового созревания, как справляться с «буйством гормонов» так, чтобы не выходить за рамки закона и не попадать в неприятные или страшные ситуации.
Это все надо как раз для того, чтобы секс не превращался в «а что тут такого». Да, нынешние подростки действительно давно уже сами все знают (что признают и сами противники нового предмета), другой вопрос – от кого и как они эти познания черпают. Создается парадоксальная ситуация: секс среди подростков у нас в стране есть, но его… «как бы нет». И получается, как в том анекдоте, когда отец, долгое время собиравшийся духом, чтобы поговорить с сыном на животрепещущую тему, наконец, решается на это и говорит: «Сынок, пора нам поговорить о сексе». На что сын живо отзывается: «Конечно, папа, всегда рад. Что конкретно тебя интересует?».
Итак, чтобы разъяснить всем нашим читателям, что же конкретно скрывается под новым предметом «Репродуктивное здоровье», а также успокоить тех, кто «не читал, но осуждает» и развеять все их сомнения, мы поговорили с представителем Минздрава, экспертом по защите детей Набилем Сеидовым.
- Набиль, несколько дней назад появилась информация о введении в школах нового предмета «Репродуктивное здоровье». Вы можете рассказать подробнее о том, что собой представляет новый учебник?
- Сразу скажу, что речь не идет ни об учебнике, ни о новом предмете. «Репродуктивное здоровье» - это методическое пособие для учителей, и пока о внедрении нового предмета говорить рано, речь идет об интеграции методики в уже существующие предметы.
- Могли бы Вы пояснить? Потому что я уже читала немало комментариев, большей частью негативных, где даже учителя школ выражают мнение о том, что новый предмет не нужен, если уже преподаются биология, познание мира и так далее.
- Думаю, не стоит себя обманывать, потому что на уроках биологии, как и на других, где вообще-то необходимо информирование детей о репродуктивном здоровье, этого на самом деле не делалось. Во-первых, так сложилось еще с советского времени, во-вторых, для проведения таких уроков на должном уровне не было необходимых методологических материалов. Так что утверждать, что «и сейчас все нормально, и дополнительные знания не нужны», это значит заниматься самообманом.
Кроме того, ни для кого не секрет, что даже пресловутые «пестики-тычинки» всегда сопровождались стеснением педагога объяснять это детям. Грубо говоря, они не знали, как конкретно объяснить детям тему, дабы не вызвать неподобающей реакции с их стороны.
Но самая большая беда в том, что у учителей не было достаточного уровня знаний в вопросе репродуктивного здоровья и в методике преподавания этой темы, чтобы, во-первых, правильно объяснить это детям, а во-вторых, не допустить ошибок, которые могли повлиять на них негативно.
Что касается родителей, на которых многие ссылаются, говоря о том, что «именно они должны все объяснять детям», то в большинстве случаев и родители не обладают соответствующим уровнем знаний, касающихся здоровья детей и подростков. Исключение составляют, может быть, представители медицинских профессий, но даже они не всегда могут правильно донести до своих детей нужную информацию. Большинство делится с ребенком тем, что основано на личном опыте, а это не всегда правильно.
Кроме того, большинство родителей не решаются говорить с детьми на подобные темы, а в некоторых семьях даже считают такие беседы недопустимыми. В результате дети черпают информацию из интернета, фильмов, телевидения, от подруг и друзей или даже из уже личного раннего и совсем ненужного им в этом возрасте опыта. Сегодня дети находятся в огромном потоке информации, одни только рассылки по различным «чатам» и «мессенджерам» заменяют им порой весь Интернет. И не заблудиться в этом потоке очень сложно. Все это приводит, во-первых, к неверным выводам, а во-вторых, может привести к негативным последствиям в будущем. Причем, к негативным последствиям со здоровьем – и физическим, и психическим.
Именно поэтому нужно уже сейчас провести серьезную профилактическую работу, чтобы снабдить детей необходимыми знаниями, навыками и информацией. А самое лучшее оружие – это информированность. Если ребенок получит информацию о репродуктивном здоровье, соответствующую его возрасту, психологическому статусу, историческим корням, менталитету, семейным ценностям, он будет защищен. Он будет обладать знаниями и навыками, чтобы уметь отделять ложь от правды, неправильный подход от правильного, он научится делать верный выбор во всех вопросах, касающихся здоровья, домашнего насилия, профилактики инфекционных заболеваний. А в будущем он будет знать, как защитить себя от ВИЧ инфекций, как правильно строить семью, родить и воспитать ребенка.
- Я с Вами согласна. Но хотелось бы уточнить, в какой форме вся эта информация будет преподноситься детям, кто это будет делать, если речь не идет об отдельном школьном предмете?
- Обучение репродуктивному здоровью должно начинаться с 5-6-7 класса. Учитывая, что репродуктивная система начинает развиваться уже примерно с 8 лет, можно было бы начать и раньше, но пока наша методология рассчитана на детей именно 10-12-летнего возраста. Детей надо информировать, чтобы во время полового созревания у них не было психологических травм, чтобы они могли противостоять давлению на них со стороны, чтобы отличали элементарно зло от добра, потому что порой жертвами насилия дети становятся именно из-за отсутствия этих знаний.
Репродуктивное здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – это состояние физического, умственного и социального благополучия по всем пунктам, относящимся к репродуктивной системе на всех стадиях жизни.
Забота о репродуктивном здоровье определяется как совокупность методов, способов, технологий и услуг, которые способствуют репродуктивному здоровью и благополучию путем предотвращения и решения проблем репродуктивной сферы.
Преподавать детям «Репродуктивное здоровье» необходимо, чтобы ребенок понимал, что с ним происходит во время взросления. Это включает в себя санитарно-гигиенические нормы и рекомендации, защиту от вредоносной информации извне (интернет, телевидение, улица) и умение на основании этих знаний правильно принимать решения и распознавать опасность насилия или давления.
Естественно, при всем этом нужно учитывать особенности детской психологии, поэтому информация о репродуктивном здоровье должна расширяться и углубляться только по мере взросления ребенка. Подчеркну, что «Репродуктивное здоровье» не имеет ничего общего с «сексуальным образованием», наше общество пока к этому не готово. Поэтому подобную информацию должны получать уже студенты. Тут важно отметить, что даже «Сексуальное образование» - это ни в коем случае не «уроки секса», как многие могут подумать. Нет. Это – информирование юношей и девушек о сексуальном здоровье, семейной жизни, о том, как распознать и защититься от семейного насилия, об опасности ВИЧ-заболеваний и методах их предотвращения, о профилактике абортов и так далее. Но, повторю, все это должно разъясняться уже студентам, а не школьникам.
- Набиль, Вы вовремя уточнили, что «Репродуктивное здоровье» - это, грубо говоря, не «Кама Сутра», как утверждают многие негативно настроенные комментаторы. Но все это происходит из-за отсутствия у людей информации. Не уместно ли сначала проводить соответствующие тренинги для родителей?
- Я вам больше скажу: все эти уроки проходят в присутствии родителей. Но начну по порядку. Во-первых, тренинги по внедрению методического пособия по «Репродуктивному здоровью» проходят в нашей стране уже три года. Этот проект реализуется при непосредственной организации и участии представителей министерств образования, здравоохранения и самих родителей. Да-да, именно так.
Причем, каждый год число детей, вовлеченных в программу обучения, увеличивалось с 20 тысяч (в первый год) до 30 тысяч во второй и до 55 тысяч в третий год. Так вот, за все это время ни одного негативного отзыва в наш адрес не было, более того, нас приветствовали и благодарили, причем, речь обо всех районах Азербайджана, и даже в самых отдаленных селах, где население весьма консервативно, наши уроки тоже проходили на ура. Вы правы: сначала мы проводили работу с родителями, объясняя им, в чем конкретно суть наших уроков. Наша методика подготовлена педагогами, психологами, врачами, представителями Минздрава, Минобразования, и информация, представленная в ней, выверенная и достоверная. Кроме того, все уроки проходят с учетом возраста детей и – что важно – психологии общества.
При этом, отмечу, мы в своей методике используем лишь необходимый минимум информации, которая должна быть представлена детям этого возраста. Именно потому, что учитываем особенности менталитета.
О том, что наши уроки приняли с должным уважением и благодарностью, говорит еще и тот факт, что после них было множество звонков на специальную «Детскую горячую линию», где и дети, и родители задавали уже более углубленные вопросы по темам, которые им были представлены. Ведь на уроках дается только самая важная, базовая информация.
Также хочу подчеркнуть, что все уроки преподаются отдельно для девочек с их мамами, отдельно для мальчиков с их отцами или мамами. И это связано не только с вопросом доверия к нашему предмету со стороны родителей. Нет, тут вопрос ликбеза для самих родителей. Кроме того, это необходимо еще и для того, чтобы не было расхождений между тем, что ребенок услышит на этих уроках в школе от педагога, и тем, что потом дома ему скажут родители. Это, кстати, укрепляет связь между домом и школой, как и является важным в вопросах воспитания и в школе, и дома. Информация, полученная от родителей и учителей, должна дополнять друг друга, а не конфликтовать между собой.
Так вот, во всех пилотных школах, где мы проводили первые тренинги, нас прекрасно поняли и поддержали, потому что сегодня очень важно оградить детей от потока заведомо ложной информации из интернета, ТВ, от подруг, друзей и улицы.
- А можно номер «Горячей линии»?
- Да, (012) 480 22 80, (051) 880 11 80, (050) 680 22 80, (088) 480 22 80, а в Гяндже (022) 256 20 40, (051) 880 22 80, (051) 580 22 80, (088) 256 20 40. «Детская горячая линия» создана Минобразования совместно с омбудсменом, Госкомитетом по проблемам семьи, женщин и детей АР, и ее номера опубликованы сегодня во всех учебниках. На самом деле, там несколько номеров, включая мобильный номер, на который можно позвонить бесплатно из любой точки Азербайджана, а также WhatsApp, e-mail и специальные «аппликейшн» для разных платформ. За семь лет существования на «Горячую линию» поступило свыше 30 тысяч звонков, и это очень важно.
- Хорошо, но поясните, чем отличаются тренинги, которые проводились в течение трех лет, от того, что собираются внедрять в ближайшее время? Другими словами, откуда появилась информация о введении нового предмета? Ведь с чем-то же этот ажиотаж в СМИ точно связан.
- Первые три года на основании новой методологии проводились тренинги среди учителей биологии, истории, познания мира, общества и человека и др. На первом этапе нам было важно снабдить их необходимой информацией, методическими пособиями и материалами, чтобы на втором этапе уже эти учителя сами, но поначалу в присутствии представителей Минобразования и Минздрава преподавали этот предмет детям. Теперь начинается третий этап реализации проекта, на котором уже прошедшие тренинги педагоги будут самостоятельно преподавать «Репродуктивное здоровье» детям. Но при этом ни о каком самостоятельном предмете речи не идет, просто потому, что при нынешней насыщенности школьной программы это невозможно. Речь идет о выделении дополнительных 8 часов, интегрированных в школьную программу по биологии, истории, познанию мира и других предметов.
- Набиль, в самом начале беседы Вы сказали, что одной из причин того, что раньше эти вопросы в школе не то, что не преподавались – не обсуждались, было стеснение педагогов говорить на эти темы. А что изменилось сегодня? Не получится ли так, что нынешние учителя не захотят говорить с детьми на эти темы, ведь среди них немало категорично настроенных?
- Те педагоги, которые уже прошли тренинги, избавились от этих предубеждений. Во-первых, им дана необходимая методика. Во-вторых, познания. В-третьих, тот факт, что для мальчиков и девочек уроки проводятся отдельно, тоже играет роль. К слову, не все уроки проходят раздельно, и тому, как именно и в каких случаях разделять детей, наша методика тоже учит. Как показали три года реализации проекта, все педагоги, прошедшие тренинги, теперь весьма охотно преподают «Репродуктивное здоровье» и очень компетентно доносят до детей информацию.
Единственное, о чем мы их просим, – ни в коем случае не использовать личный опыт для объяснения той или иной ситуации.
- Всего 8 часов в течение учебного года – разве это не мало?
- Очень мало. Но на сегодняшний день это уже большой шаг вперед. И даже эти 8 часов, уверен, изменят ситуацию в лучшую сторону.
- Удачи Вам!
Натали Александрова