Панах Гусейн: Мы никогда не отказываемся от диалога между политическими силами …
Эксклюзивное интервью 1news.azcдепутатом ММ, членом постоянной комиссии по вопросам безопасности и обороны, представителем группы «Мусават» Панахом Гусейном
- Как Вы оцениваете нынешнее положение страны?
- Нынешнее общественно-политическое положение страны я оцениваю крайне негативно. По-другому оценивать невозможно. Промахи, систематически допускаемые во внешней и внутренней политике, недочеты, ошибки привели страну к сегодняшнему, безотрадному положению. Все это, естественно, исходит из природы власти. Еще в 2003 году, будучи в Баиловской тюрьме, я утверждал, что в Азербайджане и в родственных по типу государствах трансплантация демократических ценностей дает общества-мутанты. Проще выражаясь, здесь антидемократическое содержание находит свое воплощение в демократической форме и такое состояние не может длиться долго. Иными словами, либо форма влияет на содержание и создается демократическое общество, либо, что вероятнее и более ожидаемо, содержание получает свойственню ему форму, и, следовательно, открыто утверждается авторитарная антидемократическая среда. По-моему, мы теперь наблюдаем этот процесс, и он, как это ни покажется странным, запоздал на три - три с половиной года. Вторая черта выражена в том, что, несмотря на искреннее желание некоторых кругов во власти выстроить систему управления, приемлемую в цивилизованных обществах мира, оно не осуществилось. Потому что невозможно сосуществование демократии, демократических принципов – свободы слова, печати, гласности с социально-экономической системой, опирающейся на коррупцию и управляемой при ее посредстве. В-третьих, власть имущие и их эксперты понимают, что рост нефтяных доходов, сопровождаемый колоссальным обогащением нескольких групп, повышением уровня бедности основной массы населения и крайней поляризацией в обществе приведет к социальной напряженности и социальному взрыву. Мне представляется, что проводимая в последние месяцы линия, то есть насильственное выдворение оппозиционных партий из резиденций, ряда СМИ - из офисов, известные события вокругANS– суть следствие того, что власть, ее эксперты, политтехнологи ясно предвидят эту напряженность, ее вектор, как итоговый результат своей социально-экономической политики. Управление в развивающихся обществах, основанное на нефтяных доходах, при наличии социально-экономической напряженности и демократических элементов, становится причиной социального взрыва. Демократические элементы - свобода слова и печати, политические свободы - в таких обществах играют по обыкновению роль запала к детонатору. А это свидетельствует о том, что в свои прогнозы о якобы имеющем место улучшении ситуации правительство и его эксперты сами не верят. Если бы утверждения о естественном умирании оппозиции, об улучшении положения населения, о ликвидации безработицы были верны, то властям не было бы нужды применять непопулярные меры, дискредитирующие их в мире. Все сказанное - мои оценки и они распространяются также на роль нашей традиционной, прозападной оппозиции, на ее ошибки в политической тактике. В том, что в стране сложилась такая ситуация, несут немалую ответственность также оппозиционные политики.
- Несколько месяцев назад Вы касались происходящих событий. В то время некоторые оппозиционные силы считали единственным средством в своей борьбе с властью приостановление политической деятельности на определенный срок. Насколько верен такой метод борьбы и может ли пойти на подобный шаг сколько-нибудь широкий спектр оппозиции?
- Я и тогда, и сегодня утверждаю ошибочность такого метода борьбы. Правда, в той конкретной ситуации я считал, что призывы заморозить политическую деятельность могут быть логичны, но с существенной поправкой: эти призывы могли быть искренними, если бы некоторые сделали публичные заявления об уходе из политики. Мне кажется, что в создавшемся положении такой шаг компенсировал бы их ответственность. Конечно, место оппозиции никогда пустым не останется и политическая оппозиционность, несомненно, выйдет на арену в своих традиционных формах. Могу предположить, что в будущем не исключено появление в Азербайджане в новой политической среде новых форм политической деятельности - непартийных и неправительственных организаций, изменение информационного пространства. В то же время я не считаю таким уж нереальным долговременное воцарение в Азербайджане режимов, подобных тем, что существуют в Центральной Азии или в арабских странах. Негатив от такого рода трансформаций породит существенную опасность в первую очередь для властвующих. Таким образом, замораживание политической деятельности не может считаться удачным решением.
- Что Вы скажете о полемике вокруг ДПА?
- Я полагаю естественными явлениями расколы и объединения в стане оппозиции. Лично я за единую ДПА, независимо от характера происходящих там событий. В целом я выступаю за достижение согласованности в национально-демократической оппозиции по поводу ее политических, организационых, и даже, если понадобится, биологических основ, - и все это ради того, чтобы обрести шанс выхода из нынешнего положения.
- В свое время Вы высказали идею о том, что с Расулом Гулиевым либо надо работать, либо его надо уничтожить. Вы остаетесь при своем мнении?
- Мое представление о Расуле муэллиме осталось неизменным и после прошедших выборов. Мне бы не хотелось в его несколько затруднительном положении причинять ему зло. Это не отвечает моему характеру. Вместе с тем нынешние события, приключившиеся с ним и с ДПА, - прямое следствие демонстрируемого им курса и поведения в предвыборный и поствыборный периоды. В этой ситуации я не хочу помогать Сардару Джалалоглу. Потому что я очень сердит на него...
- Почему, по какой причине?
- Не хочу вдаваться в подробности. Не желаю добавлять критики в адрес Расула Гулиева и его сторонников и тем самым пособлять Сардару Джалалоглу. Вместе с тем остаюсь на позиции, выказанной после выборов.
- В ДПА привлекает внимание то, что обе стороны выказывают готовность к диалогу с властями. Так в чем же проблема?
- По-моему, будет лучше адресовать эти вопросы Сардару Джалалоглу. Мы никогда не отказываемся от диалога между политическими силами как формы, регулирующей отношения, в том числе от диалога с властью. Мы считаем, что призывы к диалогу не должны носить декларативный характер. Это факт, что вот уже несколько лет призывы к диалогу ничего кроме декларативности в себе не несут. В конкретике настоящего момента призывы Сардара Джалалоглу к диалогу очень жалки и вредны. И эти призывы на деле не только не способствуют реальному политическому диалогу, но и прямо вредят ему.
- 16 марта ожидается очередной отчет правительства парламенту. Чего Вы ждете от этого отчета? Многие говорят, что в Азербайджане правительства нет. Имеются ли основания для такого суждения?
- В Азербайджане исполнительная власть имеется, другое дело, что у нас нет Кабинета министров, который бы имел основания проводить самостоятельную политику, вне орбиты президентской власти. Однако естественно, что как главная ветвь исполнительной власти Кабинет министров существует. Я вовсе не сторонник того, чтобы требовать от премьер-министра Артура Расизаде и его аппарата большей ответственности. Потому что у них нет возможностей определять социально-экономический курс, в особенности - его концептуальные основы. И несомненно, что за социально-экономическое положение в стране ответственность номер один несет правительство.
- К слову, о правительственном отчете, Вы соглашаетесь с его положениями?
- Отчет роздан на днях, но мы, конечно, несмотря на отсутствие отчета, будем озвучивать свои соображения по поводу социально-экономического положения и проводимого курса. Иными словами, мы очень хотим, чтобы обсуждение не сводилось к электронному голосованию и спорам по поводу права на выступление. Мы будем стремиться к тому, чтобы выступить по отчету - и без всяких споров. Что же до содержания документа, то из опыта двух прошлых лет можно сказать, что этот сборник состоит из справок о деятельности отдельных органов управления и в итоге – это не более чем статистический сборник. В основном наша позиция по отчету изначально известна. Мы находимся в принципиальной оппозиции. 16 марта мы проголосуем против проводимого социально-экономического курса и против доверия правительству.
- Из Ваших слов следует, что вы будете требовать отставки правительства?
- Голосовать против доверия правительству в то же время означает голосовать за отставку правительства. Группа «Мусават» проголосует против доверия правительству.
- На днях премъер-министр Артур Расизаде сказал, что для восстановления Карабаха и сопредельных оккупированных земель необходимо 60 млрд. манатов. И в самом деле есть нужда в таких деньгах?
- Действительно, в результате агрессии и оккупации Арменией наших земель Азербайджану нанесен огромный ущерб. Этот ущерб, нанесенный тогдашней инфраструктуре, исчисляется в миллиардах. Но главная задача заключается не в восстановлении инфраструктуры, а в возвращении оккупированных земель. Нам следует претворять в жизнь именно эту задачу. И после возвращения земель азербайджанский народ самостоятельно восстановит все необходимое.
К. Гамидов, 1news.az