Американская «перезагрузка» Ближнего Востока
«Азиатский» маршрут первых поездок госсекретаря США Хиллари Клинтон во многом символичен в плане понимания внешнеполитических приоритетов новой американской администрации.
Сначала Китай и Юго-Восточная Азия, а уж затем Ближний – Египет, Израиль и Палестина. И дальше в Европу, где, в частности, предстоит и разговор в Женеве с Сергеем Лавровым.
Еще 2 марта в египетском Шарм аш-Шейхе на конференции по восстановлению Газы госсекретарь четко расставила все точки над «i». Клинтон ясно дала понять, что с исламским движением сопротивления ХАМАС, контролирующим сектор Газа, американцы разговаривать не будут, и 900 миллионов долларов, выделенных США на восстановление Газы, исламистам не видать. Эти деньги достанутся «правильным» палестинцам, признающим Израиль – Махмуду Аббасу, возглавляющему Палестинскую Национальную Администрацию и его правительству, которое, возможно, поделится с мятежными братьями в Газе.
Днем позже, в Иерусалиме в ходе встреч с руководством Израиля, Клинтон подтвердила и другой тезис ушедшей республиканской администрации - добиваться создания «двух государств для двух народов». Израиля – для евреев, Палестины – для арабов. При этом Клинтон признала право Израиля на самозащиту от ракетных обстрелов со стороны ХАМАС. В Израиле и в Рамалле (столице западного берега реки Иордан) выступление нового госсекретаря было встречено с глубоким удовлетворением, в Газе, напротив, ее речь расценили как «очевидный призыв к продолжению насилия против палестинского народа». Представитель исламистов Фаузи Бархум обвинил госсекретаря США в «расизме» и подчеркнул, что ХАМАС не возлагает никаких надежд на Хиллари Клинтон.
Зато Дамаск, напротив, надеется на нормализацию сирийско-американских отношений. Не случайно во время недавней конференции по восстановлению Газы в Шарм Аш-Шейхе министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллим встретился с Хиллари Клинтон, и после встречи заявил, что она «была короткой, но очень приятной».
Сирийско-американские отношения были фактически заморожены после убийства в 2005 году премьер-министра Ливана Рафика Харири, в котором американцы сразу увидели сирийский след. Но нормализовать отношения с Сирией стремится и сам Вашингтон. И в этом, в сущности, и заключается его новая политика, его «ближневосточная перезагрузка». Цель американцев – вывести Сирию из-под влияния Ирана, главного спонсора палестинского движения ХАМАС и ливанской группировки «Хизболла». Ради этого в Дамаск в четверг прибыли два американских эмиссара – советники Обамы по Ближнему Востоку Джеффри Фельтман и Даниэль Шапиро.
И Сирия, и США готовы на компромиссы. Для Сирии главное - добиться ухода Израиля с Голанских высот, оккупированных им во время войны 1967 года. Еще в 1994 году покойный израильский премьер Ицхак Рабин в принципе был готов это сделать, но требовал от США компенсацию в 17 миллиардов долларов на переселение израильтян в глубь территории еврейского государства, и тогдашний американский президент Билл Клинтон готов был заплатить. Однако этим планам не суждено было сбыться. Ицхака Рабина застрелил еврейский экстремист Игал Амир, а последующие премьеры Перес и Нетаньяху не стали форсировать сирийский процесс. В 1999 году на Западном берегу Иордана вспыхнуло новое восстание палестинцев - «вторая палестинская интифада», и мирный процесс вообще был похоронен.
Цена сирийского вопроса – большие деньги и большие политические уступки. Чего американцы потребуют от Сирии? Прежде всего, отказа от вмешательства в ливанские и палестинские дела, а точнее тайной и явной поддержки движений ХАМАС и «Хизболла». Еще - отказа от разработок своей ядерной программы, установления жесткого контроля на границе с Ираком, чтобы не допустить проникновения на его территорию боевиков.
Наверняка Вашингтон захочет и либерализации политической системы Сирии, ликвидации монополии партии БААС на власть, а также либерализации экономики и провозглашения политики открытых дверей, по примеру того, что сделал в 70-е годы президент Египта Анвар Садат после смерти Насера.
Согласится ли на это Башар Асад? Возможно да, если американцы дадут ему гарантии безопасности со стороны Ирана, предоставят экономическую помощь и обязуются в перспективе вернуть Голаны.
Если сирийский сценарий Клинтон увенчается успехом, Вашингтону удастся вскоре упрочить свои позиции и в Ливане, а именно – потеснить шиитскую группировку «Хизболла», которая негласно, но фактически правит Ливаном.
На палестинском же треке скорее всего все останется без перемен. Понятно, что идея недавней конференции в Аннаполисе - создать палестинское государство до конца 2008 года - потерпела фиаско. И новых идей пока нет. Только что достигнутые каирские договоренности между противоборствующими палестинскими группировками ФАТХ и ХАМАС вряд ли будут реализованы. Ведь все зарубежные финансовые потоки, благодаря которым живет Палестинская Национальная Администрация, адресованы Махмуду Аббасу, а не ХАМАСу. При этом Израиль фактически получил из уст Клинтон карт-бланш на любые силовые действия в Газе в будущем.
И все же, как видим, что-то меняется, госсекретарь США дала команду «RESET». Процесс пошел…
Андрей Муртазин, обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.