Гюльтекин Гаджибейли: «Следующей мишенью армянских шовинистов станет Нахчыван»
Интервью 1news.az с заместителем председателя комитета Милли меджлиса по международным отношениям и межпарламентским связям депутатом Гюльтекин Гаджибейли
- С самого начала карабахского конфликта периодически, особенно в последнее время обсуждается тема размещения в регионе миротворческих сил. Каковы могут быть результаты такого шага?
- Этот вопрос беспокоит меня, как и других. Карабахские армяне настаивают на размещении в регионе миротворческих сил под предлогом обеспечения своей безопасности. Сегодня в Нагорном Карабахе живут порядка 40-50 тыс. армян, тогда как в другом азербайджанском регионе – Нахчыване 400 тыс. азербайджанцев живут в состоянии блокады. Почему не должна быть гарантирована их безопасность? Собственно говоря, Нахчыван больше нуждается в таких гарантиях. Дело в том, что в Карабахе в будущем, как это было раньше, наряду с армянами будут жить азербайджанцы, и это само по себе представляет собой наибольшую гарантию безопасности. Так что создание вокруг Нагорного Карабаха некоей буферной зоны и размещение в ней миротворцев стали бы шагом, идущим вразрез с интересами Азербайджана. К тому же это нежелательно и с точки зрения имиджа азербайджанского народа – получается, что армян ожидает опасность со стороны азербайджанцев, что азербайджанцы агрессивны, а многократно более многочисленное население Нахчывана в обеспечении безопасности не нуждается, ибо армяне народ культурный и не станут нападать. Но подобного рода домыслы не имеют под собой никаких оснований. Таким образом, я не принимаю логику Минской группы ОБСЕ, настаивающей на размещении миротворцев. К тому же подобный шаг приведет в будущем к еще большей несговорчивости армянской стороны. Кроме того, с 1994 года, когда в зоне военных действий установлено перемирие, обе стороны фактически самостоятельно обеспечивают режим прекращения огня.
- И за эти 15 лет мы наблюдали бесчисленные нарушения условий перемирия армянской стороной.
- Верно, но с другой стороны, до серьезных боевых действий дело не доходило. Одностороннее размещение миротворческих сил в Карабахе при отсутствии каких-либо гарантий безопасности для Нахчывана и коридора между Нахчываном и остальным Азербайджаном позволит Армении в будущем, укрепившись в Карабахе, выдвинуть притязания на эту историческую область Азербайджана.
- Армения и ее покровители и без того издавна заявляют о притязаниях на этот азербайджанский регион.
- Пока они заняты прежде всего оккупацией Карабаха, но я нисколько не сомневаюсь, что следующей мишенью армянских шовинистов станет Нахчыван. Хочу в связи с этим напомнить о вопиюще несправедливой, резкой по духу резолюции Европейского союза о разрушении армянских хачкаров в Нахчыване. В резолюции разрушение хачкаров осуждается как акт вандализма. Не думаю, чтобы Европейский союз находился в неведении об албанской христианской культуре и ее основополагающей роли в формировании современной культуры азербайджанского народа. Они не могут не знать, что хачкары – памятники не армянской, а албанской культуры, и уничтожение их было бы ударом по собственной, азербайджанской культуре. ЕС вряд ли не знает и о сотнях уничтоженных памятников албанской и тюрко-мусульманской культуры на оккупированных Арменией территориях Азербайджана и на территории самой нынешней Армении. Уместен вопрос: почему ЕС до сих пор не принял ни одной резолюции относительно уничтожения азербайджанских памятников в Шуше, разрушенных мечетей или музеев в Карабахе, взамен находя нужным принимать резолюцию о том, чего не было? Считаю, что все дело здесь в политике определенных кругов, направленной на закладку фундамента под армянские притязания на Нахчыван. Эти круги строят свою политику в значительной мере с учетом действий Азербайджана в отношении карабахской проблемы. Иными словами, любая уступка с нашей стороны будет воспринята ими как стимул и приведет к активизации армянской стороны на нахчыванском направлении, а заодно может вызвать новые провокации на базе этнического сепаратизма внутри страны.
- Значит, ситуация настолько серьезная?
- Попытки вмешательства третьих сторон во внутренние дела Азербайджана, оборачивавшиеся, как правило, активизацией очагов этнического сепаратизма, мы все наблюдали еще совсем недавно. Достаточно вспомнить так называемую «Талышско-муганскую республику» и сепаратистские акции группировки «Садвал». Поэтому карабахский конфликт можно назвать своего рода испытательным полигоном для азербайджанской государственности. Дальнейшая судьба нашего государства зависит прежде всего от позиции, которую Азербайджан займет в карабахском вопросе.
Кямиль Хамзаоглу
4375