Польша vs Россия – новый раунд? - АНАЛИТИКА
Резкое потепление русско-украинских связей, а также осложнения в российско-белорусских взаимоотношениях, свидетельствуют о том, что во внешнеполитической сфере Кремля в Западном направлении наступает новая эра.
Уже вполне очевидно, что Москва всерьез намерена отыграть обратно позиции в Европе, потерянные в 90-е годы прошлого века. Как бы ни звучало странно, кажется, существуют даже отдельные европейские старожилы (Германия и Франция), которые готовы ей подыграть. Только с определенными условиями и до определенной (красной) черты, которую Россия не должна переступить.
Но, в этом вопросе немаловажную роль играют также взаимоотношения России с Польшей, где на внеочередных президентских выборах с минимальным перевесом победу одержал кандидат правых либералов Бронислав Комаровский. Теперь его главный конкурент, представитель национал-консерваторов и родной брат трагически погибшего президента Польши Леха Качиньского Ярослав Качиньский постарается взять реванш на парламентских выборах 2011-го года. Многие уверены, что Варшаве нужен человек, который может идти на компромиссы. Так как, страна хочет стабильности, а ее может обеспечить только центрист, наподобие Б.Комаровского.
Интересно, что большинство экспертов в основном склонны интерпретировать внешнеполитические аспекты итогов президентских выборов в Польше, утверждая, что от победы Б.Коморовского больше всего выиграла Европа. С его победой, появилась надежда на сворачивание фазы громких внешнеполитических конфликтов с Берлином, Москвой и Брюсселем, которую открыли национал-консервативные братья Качиньские.
Стабилизация Польши способствовала бы успешности рискованного проекта по расширению Европы на Восток. В Польше мужество одолело страх. Для Европы это имеет решающее значение, поскольку Польша больше не будет для нее тормозом, а активизирует и сделает более конструктивной свою деятельность в ЕС. С приходом Б.Коморовского исчезнет страх перед Европой, Германией и Россией, типичный для эпохи президентства Л.Качиньского. Новый президент Польши может инициировать новое качество во внутриевропейском диалоге, когда страх и недоверие сменятся сотрудничеством и партнерством. Потому, что ключ к более сильному ЕС находится в руках Варшавы.
Состоящий из Германии, Франции и России "Веймарский треугольник", может стать локомотивом ЕС. В результате последствий экономического кризиса Германия и Франция в одиночку не способны дать ЕС решающие импульсы. Польша, со своей стороны, может сказать решающее слово в восточной политике ЕС. Предпосылкой к этому является открытый диалог с Россией. Польша Л.Качиньского, занимающая жесткую позицию по отношению к России в диалоге с ЕС, при президентстве Б.Комаровского может смягчить свою риторику в этом вопросе, в чем очень заинтересована не только Москва, но и Берлин с Парижем.
Таким образом, с приходом к власти в Польше центриста Б.Комаровского могут произойти существенное изменение геополитической конфигурации в Европе. Германия и Франция, являющиеся ведущими странами ЕС, временами открыто проявляют свое недовольство политикой США, которые в европейских делах в основном ставку делают на новых членов ЕС, раньше входящих в социалистический лагерь.
Москва, ставившая целью возвратить свое геополитическое влияние в Европе, также недовольна такой политикой Вашингтона. Попытки США разместить ракетные системы именно на территориях стран-членов ЕС, которые вошли в эту структуру и НАТО после распада Варшавского Договора, еще больше усугубляют ситуацию.
Кремль, мастерски используя некоторые разногласия между старожилами ЕС и США, старается с помощью Германии и Франции, хоть в какой-то мере отыграть свои утраченные позиции в Европе. При удачном раскладе, может образоваться геополитическая ось Берлин-Париж-Москва, которая противоречит интересам Вашингтона и его европейских союзников из числа бывших социалистических стран. Визит госсекретаря США Х.Клинтон, в преддверии второго тура президентских выборов в Польшу в этом смысле не оставляет никаких сомнений. В Варшаве она подписала обновленное соглашение по ПРО. Очевидно, что Вашингтон не намерен отступать от намеченного плана по размещению своей противоракетной системы в Польше, несмотря, даже, на "перезагрузку" в отношениях с Москвой.
Но, в самой Москве, надеются на улучшение взаимоотношений с Варшавой, которые в годы президентства Л.Качиньского отнимали много сил и нервов у Кремля. Теперь, в период президентства Б.Комаровского, отношения между Россией и Польшей изменятся к лучшему и окрепнут, что в пользу самой Польши. Конструктивный диалог между двумя странами поспособствуют углублению интеграции Польши в европейские структуры. Варшаве дают понять, что Польше выгоднее ориентироваться на страны "Веймарского треугольника", чем слепо следовать политике Вашингтона. Взамен на это, Кремль, со своей стороны, готов содействовать нормализации натянутых германо-польских взаимоотношений. Но, собирается ли Варшава Б.Комаровского следовать этому совету?
И дело не только в том, что именно в годы правления Л.Качиньского взаимоотношения России и Польши пережили самый трудный период. Достаточно вспомнить российско-польские взаимоотношения во времена президентства того же А.Квасьневского, чтобы убедиться в глубоких противоречиях между Москвой и Варшавой во многих вопросах. Хотя сегодня он ратует за конструктивный диалог и тесное сотрудничество с Россией. А.Квасьневский на очередных президентских выборах в 1995-м году одержал победу над явным прозападным президентом Польши Лех Валенсой.
Несмотря на то, что основными принципами его политики были рыночная экономика, интеграция в НАТО и Евросоюз, он смог в России о себе сформировать положительные эмоции. Именно в годы его президентства Польша стала членом НАТО (1997г) и ЕС (2004г). В вопросе расширения ЕС А.Квасьневский был сторонником политики "Открытых дверей". Он также активно поддержал операцию НАТО в Югославии, вторжение США в Афганистан и Ирак. Тревожным сигналом во взаимоотношениях была высылка российских дипломатов, замешанных в шпионаже, из Польши в январе 2000-го года.
Через пару недель после это акта, активисты организации "Свободный Кавказ" ворвались в российское консульство в Познани и надругались над российским флагом. В ответ в Москве были организованы антипольские демонстрации, а Польшу начали называть "продавшейся Западу". Несмотря на это, с приходом к власти в России В.Путина, отношения между Москвой и Варшавой в определенной мере потеплели, чему немало способствовали личные контакты двух лидеров.
Летом 2003-го года А.Квасьневский даже предположил возможность отмены визового режима между двумя странами. Но, очередные политические разногласия не позволили сбыться этим желаниям. В конце 2004-го года, А.Квасьневский сыграл ключевую роль в оказании международной поддержки тогдашнему лидеру оппозиции Украины Виктору Ющенко. А, в интервью еженедельнику "Политика", А.Квасьневский заявил, что Россия без Украины является лучшим решением, чем с Украиной, что вызвало резкую реакцию Кремля. Получалось, что Польша не только сама стала проводником Западной политики, но, и всячески содействует переподчинению Украины вектору геополитических интересов Запада.
Тогдашний президент России В.Путин не скрывал, что вмешательство Польши в ход "оранжевой революции" в Украине глубоко задело Москву. Аналогичная ситуация наблюдалась и в грузинском вопросе. Польша в Грузии активно поддерживала Михаила Саакашвили, приход которого к власти стал неприятным сюрпризом для Москвы. Затем Варшава стала одним из наиболее активных сторонников скорейшего присоединения Украины и Грузии к Плану действий по интеграции в НАТО. А.Квасьневский критику В.Путина в свой адрес в связи с киевскими событиями счел несправедливым: "Польша не предпринимала никаких шагов против России, в хороших отношениях с которой жизненно заинтересована, а действовала в контексте развития ситуации на Украине". Недовольство Москвы было вызвано также стараниями Варшавы в деле принятия Прибалтийских стран в НАТО и Евросоюз. После принятия этих стран в НАТО, Польша стала активным, можно сказать, что даже самым рьяным, защитником их интересов в Североатлантическом альянсе. Варшава в вопросе расширения НАТО на Восток также придерживался позиции "Открытые двери", что противоречит геополитическим интересам России. Польша А.Квасневского больше всех из бывших социалистических стран Европы стремилась разместить на своей территории базы НАТО. В таком желании Варшавы, независимо от того кто является президентом, скрывается своеобразная логика. Польша, таким образом, старается в Восточной Европе создать мини-союз из новых членов НАТО, в противовес влиянию Москвы.
При этом ведущая роль в этом альянсе должна принадлежать Варшаве. Кроме того, А.Квасьневский, выступая за тесное сотрудничество Украины и Молдовы с ЕС, не упоминал Россию, что вызывало недовольство Москвы. Тому были свои причины, которые абсолютно не устраивали Польшу. По словам А.Квасьневского Россия старается расколоть ЕС: "Россия поддерживает лучше отношения со "старыми" государствами ЕС, такими, как Германия, Франция или Великобритания, чем с новыми членами. Мы требуем, чтобы Российская Федерация относилась ко всем государствам-членам ЕС одинаково, а не так, чтобы одним отдавала предпочтение, а других оставляла в стороне.
То есть, Москва пытается, как бы, расколоть ЕС. Снова появляется старые антипатии, а нам это не нужно. В данный момент создается впечатление, что хорошие личные отношения четырех-пяти глав государств и правительств ЕС с президентом Путиным являются движущей силой политики ЕС по отношению к России". Польшу, которая по своему экономическому потенциалу является 6-м государством ЕС, не устраивает такое пренебрежительное отношение Москвы. Летом 2004-го года Польша сорвала сделку по приватизации российской компанией "Лукойл" объектов польской нефтяной промышленности на том основании, что лоббировавший её Владимир Алганов был сотрудником не только советского посольства в Варшаве, но и российских спецслужб.
А когда, между Россией и Эстонией возникла спорная ситуация по поводу границ, президент Польши А.Квасьневский заявил о поддержке позиции Таллинна, и призвал ЕС по этому вопросу провести переговоры с Москвой исходя из единой позиции. Ещё одним яблоком российско-польского раздора стал проект строительства по дну Балтийского моря газопровода "Северный поток", соглашение по которому в сентябре 2005 года подписали Россия и Германия. Министр иностранных дел Польши Радек Сикорский назвал тогда этот проект, лишающий Польшу возможности влиять на поставки российского газа в Европу, "пактом Путин-Шрёдер", или "новым изданием "пакта Риббентропа-Молотова". С такой оценкой более чем был согласен и президент Польши А.Квасьневский. Хотя, совсем недавно, он неожиданно заявил о своей поддержке данного проекта. Именно, тогда Варшава выступила с планом создания "Энергетической НАТО", и стала проявлять серьезный интерес к энергоресурсам Азербайджана.
В эту игру нервов Москва вносила собственную "лепту". В мае 2005 года, выступая во время парада на Красной площади по случаю 60-летия Победы, Владимир Путин "забыл" упомянуть Польшу в качестве союзницы, внёсшей вклад в разгром фашизма. Это вызвало бурное негодование в Варшаве, которая напомнила, что армия Польши была "четвёртой по численности в антигитлеровской коалиции". Показателем напряжённости в российско-польских отношениях стал инцидент с избиением в Польше в августе 2005 года трёх российских подростков 16-17-детних детей российских дипломатов - группой скинхедов из 19 человек. Вскоре в Москве неизвестными были избиты три гражданина Польши - два дипломата и журналист. Это вызвало протест Варшавы, которая потребовала усиления мер безопасности для защиты своих граждан в России. Не способствовало укреплению российско-польских отношений и провозглашение в 2005 году 4 ноября - День освобождения Москвы от польских войск в 1612 году - государственным праздником России. Эксперты в Москве предлагали не рассматривать это решение Думы как сознательное антипольское: просто, мол, думцам нужно было чем-то близким по времени заменить 7-го ноября, который использовался КПРФ как дополнительный повод напомнить о своём существовании.
В ноябре 2005 года Россельхознадзор ввёл запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельхозпродукции из Польши по причине их несоответствия "отечественным стандартам качества". А с ноября 2006 года Польша стала блокировать начало переговоров о новом базовом соглашении между Россией и ЕС. Это уже было начало эпохи правления Л.Качиньского в Польше, когда кризис в польско-российских взаимоотношениях еще больше углубился, в чем принципиальная позиция Л.Качиньского о Катыньской трагедии играла существенную роль. Эти факты доказывают, что непростые российско-польские отношения носят не личностный, а политико-экономический и геополитический характер. Чрезмерное сближение России с Германией не может не настораживать Варшаву. В Польше еще свежа память о трех территориальных разделах (1772, 1793 и 1795 годы) польского государства соседними с Речью Посполитой государствами: Россией, Австрией и Пруссией.
С другой стороны, по решению Потсдамской конференции стран-победителей, Польше переданы 120 тысяч кв.км. западных территорий, на которых до войны проживало более 7-и миллиона немцев. Но созданный вскоре в ФРГ "Союз изгнанных", объединяющий ныне в своих рядах более 15 млн.немцев, выселенных из государств Центральной и Восточной Европы, и их наследников, сразу же стал выдвигать требования "возвращения отнятых территорий и компенсации причиненного материального и морального ущерба". Еще в XIX-XX веках некоторые немецкие геополитики выдвигали концепции, предусматривающие германо-российские и германо-французские союзнические взаимоотношения.
При этом ведущая роль в Европе должна принадлежат Германии, а на Востоке России. То есть, две центры силы, с которыми не могут конкурировать остальные маленькие страны, определяют политические реалии в Евразии. Зато, представители англо-американской геополитической мысли всегда негативно относились к идее геополитического союза Германии с Россией. В этом плане, позиция Варшавы больше совпадают с постулатами англо-американской геополитической школы, чем наоборот. Поэтому, надежды Германии и России, связанные с новым президентом Польши центристом Б.Комаровским, вполне могут быть призрачными. Так как, приходящие и уходящие лидеры, не в силе изменить геополитические интересы, которые являются нетленными. Может, именно поэтому, со стороны Варшавы пока, что не наблюдаются какие-то телодвижения, которые обнадежили бы "Веймарский треугольник"?
Сахиль Искандеров, политолог
Член экспертного совета медиа-холдинга "Лидер"