Азер Гариб. Путевые заметки: Шри-Ланка, я люблю тебя… - ФОТО
Нет, не надо мне напоминать мои любовные признания к Италии, Испании, и прочим некогда сытым странам Европы, где так хорошо наслаждаться чистотой, порядком, внешней благопристойностью и величественной архитектурой.
Не угасла моя любовь к западным городам, к западным стандартам жизни и к западным улыбкам. Но Азию я люблю тоже. Той самой любовью, которая не затмевает другие увлеченности.
Мой путь на остров Цейлон, именуемый на современной карте мира, как Шри-Ланка, пролегал через Доху, столицу страны, являющейся современным маяком демократии и защиты прав угнетенных народов.
Откровенно говоря, не люблю я стыковки в аэропортах. Взлет-посадка-взлет-посадка, да еще и ремень приходится снимать каждый раз. И никогда нет гарантий, что комната курения будет достойна твоего избалованного отечественной вседозволенностью вкуса.
Именно поэтому я и решил остаться в Дохе пару ночей, чтобы «убить двух зайцев» - и новый город повидать, и передохнуть от напряженной домашней суеты перед еще более напряженным отдыхом на берегу Индийского океана.
Скажу откровенно - Доха меня не впечатлила. Возможно, это было связано с тем, что я невольно ждал, пусть и скромной, но копии Дубая, учитывая амбиции и доходы катарских правителей.
Но Доха, как мне показалось, находится лишь на пути к своему соперничеству с монархиями Залива, строя небоскребы и затевая спортивные состязания мирового уровня. Конечно, сытость и благополучие Доха скрыть не может, демонстрируя и благоустроенные пляжи, перед входом на которые женщин предупреждают об определенном дресс-коде, не допускающем откровенные бикини, и экзотический базар под открытым небом, с множеством ресторанов, магазинчиков и мастерских ремесленников, и ультрасовременную набережную с гламурными кафе, и безупречный сервис безукоризненных в своем комфорте отелей.
Но в целом, ценовой климат в Дохе таков, что отдыхают тут либо богатые соседи из стран Залива, либо приехавшие в командировку иностранные специалисты. Или же транзитники, вроде меня. Потому что, при всей своей туристической непривлекательности, Доха предоставляет каждому приезжему высокий уровень проживания.
Например, в отеле Kempinski Doha, в котором я остановился, самый скромный номер, так называемый standard room, представлял собой трехкомнатный сьют, с полностью оборудованной кухней, просторной гостиной, не менее просторным холлом, и видом на окружающие отель небоскребы.
Вечер я провел за ужином в арабском ресторане, а завершил его распитием пива с нашими соотечественниками, моими друзьями по Facebook, помогающими катарцам добывать свои энергетические богатства.
А утром, позавтракав в отеле, где на выбор стояли 5 видов фреша и где чинные арабы кормили свои гаремы, я вновь отправился в аэропорт Дохи, чтобы совершить бросок к главной цели своего вояжа - загадочной стране Шри-Ланка.
Выбрав в качестве транзитного аэропорта Доху, я совершенно не пожалел. Для пассажиров, не поскупившихся на первый и бизнес-класс, здесь построен отдельный двухэтажный терминал, в котором есть все, что нужно для транзитника - большой магазин дьюти-фри, комнаты отдыха, душевая, комната для курения с удобными креслами и хрустальной пепельницей, ресторан, бар и кафе, в которых вас обслуживают официанты.
Вдобавок ко всему, у начальника отдела кадров авиакомпании оказался хороший вкус, и стюардессы на всех участках полета были милы и очаровательны, что сделало перелет еще более приятным.
Первое, что меня поразило в Шри-Ланке - это аэропорт. Нет, конечно же (без лишнего бахвальства), после воздушных ворот Куала-Лумпура, Сингапура, Дубая, Бангкока, Пекина, поразить меня аэропортом крайне сложно.
Особым архитектурным изыском аэропорт Коломбо не отличается, зато удивляет необычными деталями. Например, заплатив за визу, поклонившись Будде и пройдя погранконтроль, вы оказываетесь в зале прилета, который, по совместительству, является заодно и залом вылета. Прилетающие и вылетающие здесь могут свободно общаться, потому что те, кто прошел контроль для посадки, оказываются в том же зале, что и новоприбывшие пассажиры.
Но больше всего, в аэропорту поражает магазин дьюти-фри, скорее напоминающий печально знаменитый "Черкизон", нежели аэропортовский магазин беспошлинной торговли, и который представляет собой длинные ряды выставленной на пол домашней техники - стиральные машины, телевизоры, соковыжималки, утюги - типичный набор магазина электротехники.
То есть, если вы, к примеру, случайно забыли дома "стиралку", горевать особо по этому поводу не стоит - вы можете приобрести оную по прилету, ее тут же упакуют, и доставят вам в номер отеля, чтобы вы и на отдыхе могли отдаться любимому занятию.
Вторым культурным шоком для меня стала чистота вокруг. Не скрою, собираясь в дорогу, я готовил себя к тому, что увижу индийские мотивы, когда практически вся страна, за исключением фешенебельных кварталов крупных городов, представляла собой очаг антисанитарии и шокирующей бедности.
Если поездка из а/п Дели в город началась для меня с неприятных картин окружающей действительности, со сменяющими друг друга мусорными кучами и вальяжно развалившимися на дороге коровами, то путь из главной воздушной гавани Шри-Ланки пролегал по чистым улицам. Пожалуй, это стало даже более глубоким впечатлением, нежели аэропортовский магазин с посудомоечными машинами, и сразу настроившим меня на то, что путешествие будет успешным.
Турист в Шри-Ланка - больше, чем турист. Особенно, турист с европейской наружностью. А если к этому приплюсовать еще и природную, скажем так, предупредительность местного населения, то получаем исключительно комфортное нахождение в стране, когда дремлющее в каждом из нас подспудное желание побыть раджой приближается к реальной возможности.
Это ощущаете вы сразу - своих соотечественников ланкийская таможня "шмонает" не хуже нашей наших, и пока местный люд покорно стоит в очереди на досмотр к величавым офицерам не величавого сложения, вы идете по другой дорожке, путь к которой вам не преграждает никто. Но на этом аэропортовский мажор делает крутой вираж, и большая надпись сулит жизнерадостную перспективу любителям наркоты - "Употребление, хранение, распространение наркотиков карается смертной казнью".
Что, впрочем, никак не отражается на струящейся порой над вечерней океанской волной дымке марихуаны.
Первым делом, ступив на неизведанную цейлонскую землю, я приобрел сим-карту. Связь здесь стоит настолько дешево, что висеть на телефоне можно вполне по-бакински. Судите сами, я заплатил 1000 рупий, 6 манат по-нашему, из которых 200 рупий стоила сама карта, а 800 рупий садились на баланс. Я поговорил с Украиной, США, Кипром, Баку, и еще вернул полбаланса, надеясь на следующую поездку.
А потом меня повезли в Коломбо.
Раз уж я взялся за советы, скажу - первую ночь, если вы собираетесь объездить весь остров, берите поблизости, в Негомбо, куда от аэропорта можно доехать за полчаса. Но многие туристы, сразу садятся на автомобили, и по 5-6 часов едут на другой конец страны, чтобы начать увлекательное, но крайне утомительное путешествие по Цейлону.
Дело в том, что общепринятые системы подсчета времени на поездку здесь не работают, и, к примеру 40 км. до Коломбо от аэропорта занимают 2 часа! Трафик здесь такой, что Родину вспоминаешь с любовью, поэтому, расстояние в 200 км. превращается в пятичасовой марафон по узким дорогам с сумасшедшим движением.
У меня был другой план, в который поездка по стране не входила. Задачей я себе поставил иное - посмотреть, что Шри-Ланка может предложить не любителям познавательного путешествия, с частой сменой отелей и городов, а тем, кто хочет максимального комфорта с минимальными нагрузками на обессиленный отечественными стрессами организм.
Так сказать, "овощной" отдых, когда просто валяешься под пальмой, как баклажан, и наслаждаешься шумом прибоя, глядя в пронзительное небо. К слову, баклажаном здесь становишься по цвету очень быстро, и номер крема для загара должен быть с максимально высоким числом, чтобы не стать по цвету помидором.
В рамках этого плана, первым пунктом я выбрал Коломбо.
Утром я собирался осмотреть город, сделать небольшой шопинг, а потом уже отправиться в Негомбо, где мне предстояло неделю побыть тем самым овощем.
Описывать Коломбо я не буду, не так близко я его познал, чтобы решиться на описание. Типичный город Азии, с бурным движением, непривычными нашему глазу автобусами, буддистскими храмами, мусульманскими мечетями, пронырливыми тук-туками, и уличными ларьками с фруктами. Кто бывал в регионе, меня поймет.
Делать здесь особо нечего, и обычно туристы, останавливающиеся на побережье Негомбо, приезжают сюда на полдня, тратя по 2 часа езды в каждом направлении. Конечно, отели в Коломбо по-восточному роскошны, но останавливаться здесь на несколько дней не стоит однозначно. Зачем дышать загазованным воздухом, проникающим даже к отельному бассейну, выходящему на озеро, если в 40 км., в Негомбо, царит совершенно другой темп, другое восприятие жизни?
Сделаю отступление. Меня часто спрашивают – «а Вы рекомендуете Азию?»
Нет, я не рекомендую Азию, не возьму на себя такую ответственность. Я лишь рассказываю и делюсь своими признаниями в любви к ней. Ибо, в Азию должен ехать тот, кто ее любит.
Тем, кто не морщит носик исключительно на Круазет, или на набережной Сан-Тропе, отправляться в Азию не стоит.
Здесь нет пафоса, здесь может быть не всегда чисто за пределами отеля, но здесь есть искренность и неиспорченность душ. Добрые, наивные, открытые и доброжелательные люди, иначе смотрящие на жизнь, и иначе воспринимающие ее трудности.
Остановившись в отеле Jetwing Sea, я нисколько не пожалел.
Панорамные окна смотрели на океан, а дверь выходила на зеленую лужайку, за которой начинался пляж. Откровенно говоря, за неделю пребывания в отеле я воспользовался основной входной дверью лишь дважды - когда заселялся, и когда выезжал в аэропорт, а все остальное время мой маршрут пролегал через эту дверь. Босиком, в одних шортах я исследовал окрестности и знакомился с людьми.
Негомбо представляет собой небольшой городок, расположенный, как я уже говорил, наиболее близко к аэропорту. Все побережье усыпано комфортабельными отелями, неказистыми частными домиками местных владельцев, мелкими сувенирными лавками и рыбацкими лодками. Пляж в этой стране, в отличие от Азербайджана, приватизирован быть не может, поэтому ходить по берегу могут все, чем и пользуются коммивояжеры, предлагающие туристам всякие безделушки.
Одеты они, - и мужчины, и женщины, в рубашки одинакового цвета и занимаются тем, что целый день курсируют вдоль отелей. Но как мне показалось, все они строго придерживаются Конвенции а - ля "Дети лейтенанта Шмидта", и за пределы отведенной ею зоны не заходят. Не заходят они и на незримо огороженную территорию отеля, то есть, например, на газон перед комнатами они ступить не могут, поэтому, если ты сидишь в кресле перед своей дверью, они машут тебе, стоя поодаль на песке.
Торговцы ненавязчивы, охотно вступают в разговор, и особенно радуются, когда ты сочувственно и понимающе сокрушаешься вместе с ними по поводу "тудей нот гуд дей фор бизнес".
Это они воспринимают как сигнал, и с удвоенной энергией начинают расхваливать свой товар. На самом деле каждый из них готов стать вашим личным помощником на весь период пребывания, - абсолютно по всем вопросам.
Они могут все - быть гидом по окрестностям, отвести на массаж, предложить "вери бьютифел герл", вызвать тук - тук, и даже, как сказали мне вечно одурманенные по вечерам соседи по отелю, организовать "травку".
Живут в Шри-Ланка небогато, поэтому любой приработок здесь воспринимается благодарно. Но в отличие от той же Индии, никто не будет преследовать вас, вымаливая деньги, и не станет "прилипалой", от которого трудно отвязаться.
Даже если у вас есть айфон. Да, да, именно айфон среди простого люда воспринимается как атрибут несметного богатства. Официанты, подметальщики на пляже, служащие, занятые на уборке номеров, водители, продавцы сувениров - каждый считает своим долгом одобрительно покачать головой в свойственной здесь манере, и авторитетно спросить - это «Айфон 4»?
Makbook же вгоняет стафф в состояние полной прострации.
Кстати, именно состояние прострации окутывает вас, если вы приехали в Шри-Ланка отдыхать. Нет ни работы, ни начальства, ни подчиненных, ни газет, ни журналов, есть только шум прибоя, сказочные закаты, и не менее сказочные рассветы. И есть тихая, размеренная жизнь, которая не омрачена ни стрессами, ни проблемами.
Единственной проблемой в Негомбо является выбор блюда на обед. Изобилие морепродуктов, конечно, удивить сегодня уже никого не может, но именно здесь вы можете сами выбрать на рынке рыбу, или другую океанскую живность, и попросить кого-нибудь из местных ее приготовить. Согласитесь, в этом что-то есть.
По соседству с моим отелем, буквально в нескольких метрах от гипотетической границы, жила семья, с которой я очень подружился. Сами они ютились в небольшом домике, а другой домик, с одной спальней и маленькой кухней сдавали туристам, за 15 долларов в день. Муж рыбачил, жена стряпала, дочка помогала.
Завтракал и ужинал я в отельном ресторане, где вечерами играла живая музыка, а днем ходил в гости к этим соседям, обедать. Хозяйка готовила мне поесть, дочка мило щебетала о своей мечте учиться в университете, а мы с хозяином дома пили местный напиток арак и закусывали креветками.
Познакомился я с ним случайно, на рыбном рынке, куда пошел из любопытства, а не за покупками. В отличие от виденных мною ранее рыбных базаров, этот рынок был просто небольшой площадкой под открытым небом, на которой преимущественно жены рыбаков торговали уловом мужей. Кто-то на самодельном прилавке, кто-то прямо на земле выкладывал продукцию, и жители окрестностей торговались с продавцами.
Но дорогие продукты, в виде крабов или креветок, раскупались не ими, а закупщиками отелей и ресторанов, и раскупались быстро. На такой относительно дорогой товар у местных денег нет. И они довольствовались мелкой рыбешкой, которую покупали для своих небогато живущих семей.
Этот рынок работал каждый день. И когда в первый день мне приглянулись крупные креветки, и я размышлял, как же мне их вкусить, продавец и предложил мне зайти по-соседски в гости. "Ты купи, сколько хочешь, этих креветок, а моя жена тебе их приготовит". Я так и сделал, и больше уже на рынке в остальные дни ничего не покупал, потому что сам рыбак к обеду уже ждал меня у себя, со свежим уловом.
Но рыбаков утром, прогуливаясь по пляжу, я встречал каждый день. Многочисленные рыбацкие лодки подплывали к берегу, я помогал рыбакам втянуть их на берег, беседовал с ними, интересовался уловом, а потом нырял в воду, чтобы остудить сгорающие плечи.
А потом шел на массаж аюрведы.
Сначала массажистка "капала мне на мозги", выливая масло на определенную точку на переносице, минут 45, а потом делала массаж. Я ложился на кушетке в обдуваемом прохладой месте, а в меня втирали кучу масел.
Кстати, про дуновение.
Еще одним обстоятельством, влюбившим меня в Шри-Ланка, явился климат. Под солнцем печет неимоверно, и приятно плескаться в отельном бассейне или бросаться навстречу океанским волнам. Но стоит спрятаться под тенью пальмы, или зонтика, и жары, как ни бывало, и приятный ветерок охлаждает кожу.
И ты лежишь себе на песке, и ловишь себя на мысли, что именно здесь ты и хотел бы встретить старость. На берегу океана, под пальмой, любуясь пожилой влюбленной парой, улыбаясь охраннику, стреляющему по воробьям, подкармливая бурундучков, и медленно попивая арак.
Я люблю тебя, Шри-Ланка...
Азер Гариб
Журналист