Кое-что об искренности, или Некоторые мысли по поводу интервью Рустама Ибрагимбекова | 1news.az | Новости
Точка зрения

Кое-что об искренности, или Некоторые мысли по поводу интервью Рустама Ибрагимбекова

17:00 - 20 / 04 / 2012
Кое-что об искренности, или Некоторые мысли по поводу интервью Рустама Ибрагимбекова

С большим интересом прочитал интервью с известным писателем, драматургом, сценаристом, режиссером и продюсером Рустамом Ибрагимбековым. 

Позволю себе поделиться личными впечатлениями от прочитанного. Имею на то право как гражданин Азербайджана, как журналист,  как читатель. В конце концов, истина ведь, как утверждали древние, рождается в спорах.

С самого начала выскажу главную мысль всего того, о чем собираюсь писать в данном материале. Это - ощущение того, что в речах и поступках Р.Ибрагимбекова присутствует некая неискренность.

Мне лично она видна и увы, с каждым новым поступком или шагом самого Р.Ибрагимбекова, с которым имею честь быть знакомым, она, эта неискренность,  становится очевидной для всех тех, кто читает мысли, озвучиваемые известным писателем, драматургом, сценаристом.

Вот, к примеру, отвечая на первый вопрос от  РадиоАзадлыг о  причинах изменения собственных  взглядов по вопросу  наличия или отсутствия  альтернативы действующему Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, Р.Ибрагимбеков дал, на мой личный взгляд, весьма пространный ответ.

Вначале он путано начал объяснять читателям, что же в конце концов он имел ввиду, в весьма своеобразной манере говоря о безальтернативности Ильхама Алиева как Президента Азербайджана. Мол, «та команда, что вокруг него, это люди, несомненно, так сказать, ничего особенного собой не представляющие».

Мол, «других политически серьезных фигур они не подпустят под разными предлогами, поэтому, как говорится, из всех зол надо выбирать наименьшее».

Тоже позиция, имеет право на жизнь. 

Только вот нужно уточнить, что степень качества команды, с которой работает Ильхам Алиев, определяется не отношением к ней со стороны Р.Ибрагимбекова. Это во-первых. Во-вторых, сам Президент Азербайджана считает эту команду вполне успешной, раз работает с ней не первый год.

kv1
Нужно уточнить, что степень качества команды, с которой работает Ильхам Алиев, определяется не отношением к ней со стороны Р.Ибрагимбекова. Это во-первых. Во-вторых, сам Президент Азербайджана считает эту команду вполне успешной, раз работает с ней не первый год
kv1
В-третьих, простая логика подсказывает, что называя команду, с которой работает Президент Азербайджана «ничего из себя не представляющими людьми», Р.Ибрагимбеков должен был бы завершить свою мысль утверждением о том, что глава азербайджанского государства - плохой управленец.
 
Но этих слов в интервью Р.Ибрагимбекова, конечно же,  не было. А это, с моей точки зрения, первый из показателей неискренности Р.Ибрагимбекова.
 

Первый, но увы, не единственный. Вот, к примеру, как ни пытаюсь, не могу понять, как можно утверждать, что Ильхам Алиев не имеет альтернативы в качестве Президента Азербайджана, и ходить на митинг оппозиции, которая призывает к его свержению?! Возможно, что я просто не успеваю за сменой декораций и полетом мысли Рустам-бея, но и тут налицо неискренность.

Да, каждый из нас волен ходить, куда ему вздумается: на концерт «Бурановских бабушек»  или в ресторан, на вечер поэзии или на митинг оппозиции.

Но он должен понимать, что поход на митинг оппозиции будет рассматриваться как доказательство согласия с лозунгами, озвучиваемыми на них. А если Р.Ибрагимбеков участвует в митинге оппозиции, которая заявляет о необходимости смены власти в стране, то весьма сложно понять, как он же придерживается мнения  о безальтернативности нынешнего Президента Азербайджана?!

Куда логичнее было бы, если бы Рустам-бей после участия в митинге оппозиции поменял и, главное, озвучил бы тезис о том, что нынешнему главе азербайджанского государства есть альтернатива и ее нужно искать в рядах тех политических сил, в мероприятии которых он участвовал. Это звучало бы не только более логично, но и более искренне.

Последнее я говорю в свете утверждения Рустам-бея о том, что его участие в последнем митинге оппозиции «это было такое движение рядового азербайджанского гражданина, если так можно сказать – интеллигента, который решил поддержать, не придавая даже значения содержанию того, что там говорилось».
 

Не понимать того, что своим участием в данном мероприятии он продемонстрировал и свою политическую позицию, столь грамотный, умудренный жизненным опытом человек, как Р.Ибрагимбеков, просто не мог.

Стало быть, речь можно вести о его неискренности как перед теми политическими  силами, в чьем митинге участвовал, так и перед нынешней властью.

Что до долга интеллигента, то напомню слова Анны Ахматовой: «Долг русского интеллигента - быть со своей Родиной». Аналогичен, как мне кажется и долг азербайджанского интеллигента.

Увы, новейшая история Азербайджана  полна поистине трагическими страницами. И долг истинного азербайджанского интеллигента  состоял в том, что быть со своей Родиной в эти самые трагические моменты.

Ныне Р.Ибрагимбеков утверждает: «Лет 20 тому назад я был одним из тех, кто защищал Народный фронт и подписывал первым обращение интеллигенции в адрес Багирова и Муталибова, когда после январских событий их очень сильно притесняли.

Таким образом, в меру своих сил и возможностей я всегда не был равнодушным к общественным процессам, происходящим в Азербайджане». Вполне возможно, что так оно и было.

kv1
Как ни пытаюсь, не могу понять, как можно утверждать, что Ильхам Алиев не имеет альтернативы в качестве Президента Азербайджана, и ходить на митинг оппозиции, которая призывает к его свержению?!

 

kv1
Но как можно было адресовать письмо К. Багирову, если тот уже два года не находился у власти. Конечно, можно предположить, что Рустам-бей мог спутать К. Багирова с А. Везировым. Это, кстати, показатель его «неравнодушия к общественным процессам».
 

Но вот только может ли подпись под КОЛЛЕКТИВНЫМ обращением интеллигенции считаться шагом, достаточным для демонстрации сугубо ЛИЧНОЙ позиции Р.Ибрагимбекова?! На мой взгляд, маловато будет для человека столь большого влияния и возможностей.

Плюс, Рустам-бея не было ни на одном из митингов Народного фронта в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Не было его в Азербайджане и 19-20 января 1990 года, когда в нашу столицу вошли советские войска, устроившие массовый расстрел мирного населения.

Хотя выдающийся казахский поэт, общественный и политический деятель Олжас Сулейменов  прилетел в Баку на второй день трагедии, жил в обстреливаемой гостинице «Абшерон», а на съездах Верховного Совета СССР, депутатом которого он был, неизменно поддерживал нашу страну.

Увы, тогда, когда Родина больше всего нуждалась в его голосе, Р.Ибрагимбеков  не выступил с Личным заявлением протеста этой бойне. Хотя,  учитывая его выдающиеся способности  писателя, мы вправе были ждать от него такого рода заявления. Понимая колоссальный уровень его связей, мы имели право ждать его появления если не на советском телевидении, то хотя бы в ведущих московских газетах.

Увы, не было ни на российских телеканалах и в СМИ ЛИЧНОГО заявления Р.Ибрагимбекова, когда армянские террористы и их пособники из 366-го мотострелкового полка совершили Геноцид мирного азербайджанского населения в Ходжалы. Не было такого заявления и после того, как армянские вооруженные формирования захватили Шушу.

Я уже не говорю о том, что самого Р.Ибрагимбекова не было на передовой, хотя иные представители азербайджанской интеллигенции совершали поездки в войсковые части, дабы поддержать дух наших солдат. Иными словами, Родина так и не услышала голоса Р.Ибрагимбекова тогда, когда она в нем сильнее всего нуждалась.

Прошли годы. Ныне участвующий в митинге оппозиции Р.Ибрагимбеков не был в рядах тех, кто 15-16 октября 2003 года стал плечом к плечу с теми, кто поставил под сомнение итоги тогдашних президентских выборов.

Не было его и среди тех, кто своим голосом и авторитетом смог бы воспрепятствовать гражданскому противостоянию, имевшему тогда место. Я и мой друг, писатель Самит Алиев, там были.

Мы, как могли, пытались успокоить обе стороны, противостоящие друг другу: полицию и митинговавших. Мы выводили из-под полицейских дубинок случайных прохожих. Это был наш долг граждан и интеллигентов.

Свое отношение ко всему происходившему тогда я  высказывал в газетах «Новое время» и журнале «Монитор». А где был голос Рустама Ибрагимбекова,  где была его позиция гражданина и интеллигента, знает только сам Рустам–бей.

kv1
Промолчал он даже тогда, когда его родной брат Магсуд Ибрагимбеков выпустил омерзительную по своему содержанию книжонку, в которой вылил огромное количество грязи на Э.Гусейнова и весь коллектив «Монитора», включая автора этих строк
 
kv1
2 марта 2005 года в подъезде дома, в котором он проживал, был убит Эльмар Гусейнов. Это убийство всколыхнуло весь Азербайджан.
 
На похороны Э.Гусейнова пришли сотни и тысячи людей, в том числе и представители отечественной интеллигенции. Р.Ибрагимбекова среди них не было.
 
Коллектив «Монитора» выпустил тогда специальный выпуск журнала, посвященный памяти Э.Гусейнова, где, даже весьма  осторожный человек, кинорежиссер Аяз Салаев высказался по поводу этого убийства. Голоса Р.Ибрагимбекова тогда не было слышно.
 

Промолчал он даже тогда, когда его родной брат Магсуд Ибрагимбеков выпустил омерзительную по своему содержанию книжонку, в которой вылил огромное количество грязи на Э.Гусейнова  и весь коллектив «Монитора», включая автора этих строк.

Допускаю, что М.Ибрагимбеков навсегда останется для Р.Ибрагимбекова старшим братом, что в их семье уважают старших. Но все дело в том, что М.Ибрагимбеков позволил себе вылить ушаты грязи на известного, покойного журналиста, и потому Р.Ибрагимбеков обязан был вспомнить о том, что он интеллигент, общественная важная фигура и осудить поступок Магсуда Ибрагимбекова.

Он тогда этого не сделал. А вот группа писателей, в том числе и упоминавшийся С.Алиев, сочла правильным отправить на домашний адрес М.Ибрагимбекова его книги, что было акцией протеста против его действий.  Естественно, что и я, и весь коллектив «Монитора» тогда сочли необходимым ответить М.Ибрагимбекову. Как коллеги Эльмара Гусейнова, как интеллигенты.

Теперь возникает вопрос: когда мы видели настоящего Р.Ибрагимбекова: когда он стоически молчал, глядя на все происходящее в стране, или сейчас, когда решил заговорить?
 

Каждый пусть сам даст ответ на этот вопрос. Лично я склонен считать, что гражданская позиция, позиция интеллигента должна проявляться и озвучиваться регулярно и открыто, ее должно быть слышно и видно всем.

И тогда ни у кого не возникнет сомнения в искренности  ваших слов и мотивов. Говоря от обратного, считаю, что столь долгое молчание Р.Ибрагимбекова ставит под большое сомнение искренность его нынешних слов и мотивов.

И тут считаю уместным напомнить, что после того как Рустам–бей счел нужным прервать свое долгое молчание и высказался  по  важным для Азербайджана, для нашего общества вопросам, которые вызвали недовольство некоторых депутатов Милли Меджлиса во главе с председателем комиссии парламента по вопросам культуры Низами Джафаровым, я поддержал его.

Сейчас же я считаю, что он неискренен, когда запоздало пытается демонстрировать свое отношение к процессам, имеющим место в Азербайджане. Он их оценивает сквозь призму собственной выгоды, сквозь свои личные расчеты с различными центрами силы. Считаю своим долгом гражданина, журналиста и интеллигента открыто, но с чувством сожаления заявить ему об этом.

Готов к открытым дебатам с Р.Ибрагимбековым по этому вопросу.

Акпер Гасанов

Статья отражает точку зрения автора.

Поделиться:
9291

Последние новости

Все новости

1news TV