Клуб, где заботятся о книгах
Есть давно уже проверенное веками мнение, что иные изобретения человека со временем сами начинают оказывать на него формирующее влияние.
К книгам оно относится более чем к каким-либо другим предметам духовной культуры, и это утверждение не нуждалось бы в разъяснениях, если б не нынешний кризис в отношении к данному феномену.
Упадок интереса к книге, к чтению в нашей стране, народ которой еще недавно считался самым читающим в мире, не на шутку заботит общественность, а потому – как принято в природе - все более активизируется поиск путей для выхода из положения, в котором мы оказались.
О том, что происходит в последние 15 – 20 лет в сфере спроса на книги, их издания и распространения, мы не случайно говорим с Эльханом Рзаевым, директором Бакинского книжного клуба. Структуры, по своей инициативе, но всерьез и теперь уже со знанием дела занимающейся проблемами «книжного рынка» и полиграфического производства.
…Убранство этой просторной светлой комнаты явно не вызывает ассоциаций с уютными салонами клубов, нарочито располагающих к доверительному, светскому общению. Внешне - это скорее деловой офис. Со стеллажами, уже не вмещающими сотни изданных в последнее время в Азербайджане томов, то тут и то там по-хозяйски расположившимися типографскими упаковками - практически магазин и склад под одной крышей, куда время от времени авторы приносят плоды своего труда на попечение сведущих людей для возможной реализации как бы на комиссионных началах.
Приходят авторы сюда за консультациями по вопросам издания новых книг, что сегодня весьма актуально даже при явном дисбалансе интересов – нешуточном равнодушии к чтению и весьма возросшем стремлении писать и издаваться, не преследуя коммерческие цели.
Здесь могут подсказать, где найти опытного дизайнера, как определить формат и тираж собственной рукописи, какой типографии доверить свое детище, прозондировать перспективы реализации, решить финансовые проблемы…
Однако оказывается, что все это, как и проводящиеся время от времени и в таких условиях презентации новинок с чаепитиями, спонтанно возникающие обсуждениями самых разных вопросов и другие формы общения – только видимая часть будней Книжного клуба. За десять лет «взаимодействия» рутинной работы с, казалось бы, непринужденными, но весьма полезными деловыми беседами по душам, он мало-помалу стал в некотором роде и центром для возникших за это время самостоятельных, экономически независимых издательских комплексов, деликатным образом резюмируя их деятельность.
Нет-нет, он координирует их работу не с помощью «выверенных» планов - расчетов, убивших в конце концов прошлую, хваленую плановую систему указаний или даже рекомендаций. Уже тем, что Бакинский книжный клуб выпускает Каталог издающихся в Азербайджане книг, он оказывает неоценимую помощь добровольцам, на свой страх и риск, на собственные средства взявшимся за обеспечение страны книжной продукцией.
Эта помощь начиналась с мониторинга строившейся заново отрасли и создания системной базы данных, а обернулась появлением материалов для добросовестной рекламы, ориентирующей не только потребителей, но и - что очень важно - производителей книжной продукции.
Не опровергая утверждения о том, что издание каталога, даже мысль о его важности в создавшихся условиях требовала от автора идеи полного владения ситуацией и постоянной готовности преодолевать препятствия, Эльхан Рзаев мало-помалу рассказывает и о том, как сам с единомышленниками шел к тому, что сейчас окружающие - смело называют успехом.
- Помните, - спросил он, - как при огромном желании покупать (а тогда это значило – не только собирать, но и читать) книги, мы ни с чем уходили из переполненных мало популярными томами многочисленных магазинов и сдавали макулатуру в обмен на самые популярные издания?
- Помню, конечно…
- Так вот, окунувшись в сферу книжного производства, я многое понял о том, что произошло на этом участке по сути идеологического фронта. С одной стороны, тотальный «идеологический», цензурный контроль над каждой выпущенной строкой, с другой, – при привилегиях для сочинений власть имущих - нищенское состояние технического парка полиграфической промышленности, скудость материальных ресурсов.
- В условиях рыночной экономики у смелых предпринимателей появились не только свобода от цензуры, но и ресурсы …
- Смелости, как и денег, недостаточно, если нет специалистов и координации… И притом, учтите, в условиях настороженности и недоверия начала 2000-х, когда на каждом шагу произносилось выражение «коммерческая тайна», боялись конкурентов и строгостей налоговой системы, каждый шаг представлялся да и оборачивался покорением труднодоступной вершины.
- Нужны были убежденность в правоте идеи?
- Идеи, кардинально менявшей привычные взгляды на стиль отношений и методы работы!
- И на решение этих проблем потребовались годы…
- Они стали для Азербайджана успешными…
- Как вы думаете, благодаря чему?
- Пролистайте хотя бы наш каталог и увидите, сколько книг печатают появившиеся в республике издательства, имеющие свои типографии. Увидите, что перечни, сгруппированные в каталоге по таким разделам, как научная и научно-популярная литература, художественная литература, издания для детей, словари, публицистика, учебники, включают в себя сотни наименований каждый…
- Выставленные на ваших стеллажах - они просто восхищают разнообразием тематики, высоким качеством художественного оформления и даже полиграфического исполнения.
- А знаете, как много людей эти стенды буквально изучают! Одни хотят купить и просят, чтобы автор принес сюда для них то или иное сочинение. Кое-кому выдаем книги на дом, как в библиотеке – читают и возвращают. Немало и дарим тем, кто действительно оценит такой подарок. Экспозицию» стендов периодически обновляем.
- Вы с таким удовольствием говорите о выставленных книгах, будто это ваши детища… Как пришли в книжное дело – ведь по профессии, как назвались при знакомстве, вы физик, кандидат физических наук…
-Не могу сказать, что физика забыта: по специальности после защиты диссертации я проработал в академическом институте почти семь лет. В 1995 ушел. Думал – в бизнес, надо было зарабатывать на кусок хлеба детям. Оказалось – в полиграфию. По случаю, приобретая заброшенные в подвале одного из НИИ Академии наук две полиграфические машины, решил с другом наладить производство бланков, а потом и какой-нибудь другой печатной продукции, да так и втянулся – новое дело со множеством неизвестных прежде особенностей увлекло…
- Тогда издавать мемуары, сборники своих трудов ринулись не только организации, но и отдельные граждане.
- И предприниматели всерьез занялись оснащением весьма отстававшего полиграфического хозяйства республики…
- Да, оно было слабо - даже в начале 2000-х. Чуть что – за границей печатали не очень уж и ценные труды…
- Именно тогда, с появлением заказов, многие предприниматели стали покупать новейшее оборудование, браться за престижные проекты, ощутили азарт конкуренции.
- И сегодня наша республика обладает серьезным потенциалом в полиграфическом секторе экономики.
- Конечно!
Не нужно особой проницательности, дабы понять, почему Эльхан с гордостью говорит о деле, к которому причастен, - ведь оно стало не только его личным успехом, но и весомой частью культурной политики государства.
Как забудешь трудный путь от унизительных поисков заказов, от разборок со случайными горе-мастерами, недоделки которых устранял сам, до трудов по созданию команды единомышленников. Когда близкими к сердцу становились волновавшие ежечасно такие понятия, как технические возможности, уровень оснащенности, мировые стандарты, честь марки, стимулы, качество оформления, уважительное отношение к читателям…
И не сразу созревшую убежденность в том, что успех возможен лишь на стыке интересов бизнеса и нравственной составляющей – той самой самоценности книги в ее интеллектуальном и нравственном значении, опекой которой (пусть не покажется излишне громким или самонадеянным данное выражение) он и занимается.
Социологические опросы, получившие большой резонанс успешные широкомасштабные ярмарки, рекламные мероприятия, в том числе и с помощью Интернета… много у клуба работы. А сейчас его активисты занялись еще и такой престижной работой, как участие в подписной компании на издающуюся Распоряжением Президента Ильхама Алиева по государственному заказу 150-томную Библиотеку мировой литературы на азербайджанском языке.
Не расстаются общественники Бакинского книжного клуба и с идеей поддерживать материально активных авторов изданием произведений наиболее талантливых из них на заработанные здесь небольшие комиссионные отчисления от продажи книг. Но главное удовлетворение всем приносят встречи интеллектуальной публики, знающей цену книге, возможность обмениваться впечатлениями о прочитанном, делиться планами и испытывать счастье человеческого общения, как тому всех нас учит опыт, более всего почерпнутый в шедеврах мировой и национальной литературы.
Галина МИКЕЛАДЗЕ