Ариэль Коэн: «Все разговоры о военной операции Израиля против Ирана в ближайшем будущем не имеют под собой никаких оснований»
Интервью 1news.az с известным американским профессором, ведущим исследователем Фонда «Наследие» по России и Евразии Ариэлем Коэном.
- В последнее время в Западной прессе вновь стал обсуждаться вопрос возможного использования Израилем военных баз на территории Азербайджана в случае атаки на Иран. При чем спекуляции Западной прессы продолжаются несмотря на категоричные заявления азербайджанской стороны о невозможности подобного развития. На Ваш взгляд, есть ли основания для таких предположений?
- Все разговоры о военной операции Израиля против Ирана в ближайшем будущем не имеют под собой никаких оснований. Во-первых, до американских выборов остался всего месяц, и я уверен, что Израиль не будет действовать до выборов.
Скорее всего, Израиль не будет действовать и после выборов по той простой причине, что для такой операции, как остановка иранской ядерной программы, необходим определенный уровень военной силы, которой Израиль вряд ли обладает.
Американская администрация на сегодняшний день против военной операции. Однако, даже в случае осуществления военной атаки, Азербайджан не возьмет на себя активную роль в ней, так как Азербайджан объединяют с Исламской Республикой добрососедские отношения и взаимные интересы, в том числе энергетические.
- На Ваш взгляд, учитывая все ухудшающееся экономическое положение Ирана, есть ли еще необходимость в военном ударе, или же санкции начинают приносить желаемый результат?
- На мой взгляд, нужно максимально усилить санкции в отношении Ирана. К сожалению, делается не все возможное для того, чтобы иранское правительство осознало, что оно идет по неверному пути, продолжая свою военизированную ядерную программу.
Если санкции, так или иначе, не возымеют должного результата, тогда, как неоднократно отмечал президент Обама, все возможности открыты. Нельзя исключать ни одного инструмента из комплекса возможностей внешней военной политики в отношении любой страны.
Ядерный Иран будет оставаться угрозой для своих арабских соседей, для стран Персидского залива, для Израиля, Турции, Европы, и в более долгосрочном измерении для Соединенных Штатов.
Поэтому, как говорил президент Обама и кандидат в президенты от республиканцев Митт Ромни, иранская ядерная программа должна быть остановлена любой ценой.
- В каких секторах и насколько нужно усилить санкции для достижения результата?
- Санкции необходимо применять по всему спектру. И самое главное здесь то, что санкции ООН слабы, в отличие от санкций США и Евросоюза. Они слабы, потому что под давлением Китая и России, их разбавили и сделали беззубыми.
К примеру, турецкие союзники не активно применяют санкции по отношению к Тегерану в банковском деле.
Результат применения санкций артикулирован всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН, также как и евро-сообществом и Соединенными Штатами.
Так называемый третий протокол МАГАТЭ должен быть применен к иранской ядерной программе, включая полный инспекционный режим, Иран должен отказаться от обогащения урана и ни у кого не должно оставаться сомнений, что та иранская ядерная программа не имеет никаких военных целей.
Елена Остапенко