Режиссер Намик Курбанов: «В ближайших моих планах – новая телепередача о джазе, в которой не будет ведущего»
Говорят, телевидение – это своего рода наркотик, работа здесь затягивает сразу и навсегда.
Так же, как и режиссура – это не профессия, а, скорее, образ жизни, особое мировоззрение и мироощущение. Наш собеседник – Намик Курбанов – всей своей жизнью и творческой деятельностью подтверждает эти два высказывания.
Намик муаллим две трети своей жизни посвятил работе не телевидении. Придя в 1972 году на АзТВ – можно сказать, случайно, - он остался верен телевидению всю свою жизнь.
Сегодня, спустя больше 40 лет, он продолжает свою творческую деятельность, являясь режиссером нескольких проектов телеканала «Культура».
- Я закончил техникум Связи, но с ранней юности буквально бредил кино, - рассказывает Намик муаллим, - Однако мои попытки попасть на работу на киностудию не увенчались успехом: на момент окончания мною техникума там просто не было свободных вакансий. Мне предложили поработать на телевидении, к которому в то время я относился довольно равнодушно. Я согласился, но лишь для того, чтобы, как говорится, не терять время. Но жизнь все расставила по-своему: придя на ТВ ненадолго, я задержался здесь на всю жизнь.
Намику Курбанову пришлось освоить не одну профессию, а несколько: сначала он работал осветителем, потом – ассистентом кинооператора, затем – ассистентом режиссера. Чтобы исполнить мечту детства - стать режиссером, наш собеседник решил в 1975 году поехал в Ленинград (ныне Санкт-Петербург) поступать в Государственный Институт Театра, Музыки и Кино. Пять лет заочного обучения в этом единственном на тот момент на всю страну ВУЗе, выпускающим режиссеров телевидения, сопровождались пополнением опыта на АзТв.
- Знаете, - говорит Намик муаллим, - на самом деле, человек предполагает, а Бог располагает. Все эти «сопутствующие» профессии на самом деле очень помогли мне в дальнейшем. Потому что знания тонкостей работы кинооператора и осветителя очень помогают мне острее и тоньше понимать суть своей профессии и гораздо четче видеть «результат».
Как известно, в начале 90-х годов прошлого века телевидение, как и страна, переживало не лучшие времена. Однако парадокс творческих профессий в том, что именно в самые трудные периоды их представители начинают работать с наибольшей отдачей и становятся настоящими генераторами идей. Именно в начале 90-х в Баку появился знаменитый «215 кл», куда, как читатели уже поняли, и ушел наш собеседник.
- Это было замечательное время, - вспоминает Намик Курбанов, - когда мы, почувствовав долгожданную свободу, творили в самом прямом смысле этого слова. Но не только это, а и огромная ответственность за зрителя легла на наши плечи. Мы должны были, с одной стороны, сломать существующие у телезрителя стереотипы, а с другой – способствовать формированию новых взглядов. Именно на этот период пришлась пора самых грандиозных задумок и идей. Конечно, очень помогал полученный в ходе работы в студии «Дружба» опыт, где мы с коллегами создавали, что называется, программы «на экспорт».
Однако спустя некоторое время Намик Курбанов уходит из «215 кл», который к тому времени, сохранив название, уже полностью сменил формат, а творческая натура режиссера по-прежнему требовала самовыражения.
- Некоторое время я работать в телекомпании «Лидер», в редакции «Азербайджан», но потом в силу определенных причин все равно вернулся на родной АзТВ. Сейчас я работаю здесь над циклом программ по истории искусства и мирового кино. В ближайших же моих планах – новая телепередача о джазе, в которой не будет ведущего. Я подумал, что гораздо интереснее будет, если вместо него будет актер, который будет … играть эту роль. Это гармонично дополнит саму идею новой программы, потому что добавит в нее импровизации – одну из основных составляющих самого джаза.
В этом году у Намика Курбанова юбилей – ему исполнилось 60 лет, но, как заметил наш скромный собеседник, приурочивать к этому событию какие-либо проекты или торжества он не стал. Но зато собирается в ближайшем будущем вновь заняться съемками игрового кино: ведь в «копилке» Н. Курбанова три короткометражных фильма и несколько готовых сценариев.
- Думаю, что такой жанр, как сатира, в последнее время у нас незаслуженно забыт. Поэтому в данный момент я работаю над сценарием фильма. Тема вечная - о взаимоотношениях мужчины и женщины. Не знаю, когда именно он будет готов, потому что мне приносит огромное удовольствие сам процесс работы. Ведь сегодня в Азербайджане, - да что там! Во всем мире! – прослеживается странная тенденция работы «на премию». Начинающие режиссеры грезят только ими, даже работая над первым и, возможно, единственным своим фильмом. Комизм ситуации в том, что все они рассчитывают исключительно на «Оскар», причем, сразу, - сетует Намик муаллим, - На самом деле, это было бы смешно, если б не было так грустно: сегодня многие стремятся в кино не ради искусства, а ради грядущих премий или бонусов, не осознавая даже, что для ее получения надо создать нечто на самом деле Великое. Как тут не вспомнить слова великого Станиславского о том, что надо любить не себя в искусстве, а искусство в себе.
Однако величайшей печалью нашего времени является в том числе и то, что зачастую за «искусство» выдают лишь жалкие «подделки», которые по каким-то неведомым причинам становятся вдруг «шедеврами», и эта «болезнь» заразила весь мир… Словом, идея есть, сценарий пишется, и думаю, что в скором времени я перейду к следующему этапу воплощения ее в жизнь – поиску продюсеров, - говорит наш собеседник.
- Пока я жив, я продолжу работать на телевидении и, если Бог даст, буду если не снимать кино, то писать сценарии. Когда и как приходит идея, я не могу ответить однозначно. Знаю, что для ее прихода необходим «раздражитель» - внешний или внутренний. И я благодарен судьбе за то, что такие «раздражители» сегодня есть. Я не сетую на жизнь, и не ругаю действительность, потому что творческие люди, особенно, в кинематографе, во всем мире сталкиваются с одной и той же проблемой: реализацией идеи в жизнь. Просто у нас, при огромном количестве творческих людей, пока, к сожалению, нет по-настоящему профессиональных продюсеров. Просто потому, что нет пока ВУЗа, готовящего подобных специалистов. Однако учитывая темпы развития азербайджанского кинематографа и кино, я убежден, что в очень скором будущем мы будем выбирать из числа как многочисленных идей, так и множества продакшн-студий.
Мы желаем нашему собеседнику воплощения всех его задумок в жизнь, здоровья и удачи.
Натали Александрова