Вадо Коровин: «Произошла вообще парадоксальная вещь - нам не хватает актеров!»
У каждого из нас есть знакомые, которые при слове «сериал», брезгливо морщатся, а потом, усевшись в мягкое кресло и закурив дорогую сигарету без акцизной марки, начинают рассуждать о недопустимости этого жанра.
Между тем сериалы процветают на всех телеканалах мира, и, что особенно приятно, сериалы начали снимать в Азербайджане! Об этом и многом другом мы и поговорили с директором Департамента сериалов телеканала ATV, легендой команды КВН "Парни из Баку" Вадо Коровиным.
- Почему вы согласились возглавить Департамент сериалов на ATV?
- У меня с кино свои отношения. Я много снимался и здесь, и в России, но сериалы для азербайджанского телевидения вещь абсолютно новая, поэтому меня так удивляют нелепые сравнения и сетования на их низкое качество. Мне так и хочется задать им вопрос: «А какие сериалы вы видели в 50-90-х годах на азербайджанском телевидении?»
- Даже на Центральном телевидении их почти не было!
- Это же абсурдная ситуация, что у нас без фундамента хотят сразу же построить какое-то невероятное здание в стиле hi-tech, не понимая, что если в той же России были зачатки сериалов, как например, «Следствие ведут знатоки» или «Кабачок 13 стульев», то на АзТВ такого не было никогда! Поэтому я не понимаю тех, кто требует от первых азербайджанских сериалов какого-то немыслимо высокого художественного качества. Это все равно, что требовать от человека, который рисует граффити, мастерства Леонардо да Винчи! На все возражения и претензии «Зачем надо снимать мыльные оперы?», я со всей ответственностью отвечаю – это нужно! И главным подтверждением моих слов является то, что у ATV, в том числе и у Департамента сериалов, самый большой рейтинг на всем телевизионном пространстве Азербайджана.
- Согласно статистике 55% зрительской аудитории сериалов составляют взрослые дамы за пятьдесят. На какую аудиторию ориентированы ваши сериалы?
- Эта статистика универсальна для любой страны. Чем сериал отличается от кино? Когда человек приходит в кинотеатр, он выбирает фильм в зависимости от своего вкуса и компании, с которой он пришел. То есть, у него есть право выбора. На телеканале у зрителя такого права нет, поэтому мы должны учитывать интересы большинства, а не тех малочисленных кучек, которые ноют по каждому поводу. Мало кто задумывается, что и в Турции, и в России именно сериалы подняли кинопроизводство. То же самое происходит сейчас и в Азербайджане – те профессионалы, которые долгие годы сидели без работы, стали востребованы. Произошла вообще парадоксальная вещь - нам не хватает актеров! В свое время молодые люди либо не шли в эту профессию, потому что им негде было заработать, кроме как на корпоративах или свадьбах, либо поступали на этот факультет по остаточному принципу, когда не добирали баллов на режиссерский. Для актерской профессии такой подход равносилен смерти, но теперь, когда в стране все телеканалы запустили производство сериалов, это послужит своеобразным толчком для талантливой молодежи.
- Увы, бывает… Китайцы уже научились выращивать фрукты и овощи с космической скоростью, правда, от них можно отравиться и даже умереть. Наверное, не стоит так безоглядно нарушать законы природы, все должно созревать вовремя.
- Зрители должны насытиться сериалами, но тем, кто их снимает, необходимо учитывать местные особенности. Есть, например, прекрасный американский сериал «Секс в большом городе», но если снять нечто подобное в Баку, он потерпит фиаско. Или взять замечательный жанр типа «Секретных материалов», он тоже обречен на неудачу, потому что у нас еще не прошел период бразильских «мыльных опер» в нашей интерпретации. Сейчас зрителю нужны мелодрамы, поэтому «Pərvanələrin rəqsi» стал самым рейтинговым сериалом на нашем канале, где рассказывается абсолютно бытовая, жизненная история с любовью, изменами, коварством, завистью, то есть с теми чувствами, которые заложены в человеке испокон веков. Нельзя подняться на второй этаж, минуя первый, поэтому поступательное движение лучше, чем нелепые скачки.
- Можно ли назвать производство сериалов той экспериментальной базой, на основе которой вы ожидаете возрождение большого кино?
- Да, и многие страны уже прошли этот путь. За основу для производства сериалов на канале ATV мы взяли турецкую систему, потому что наши зрители за последние годы просмотрели множество турецких сериалов. Но все-таки Турция - это не Азербайджан, а Азербайджан – это не Турция, и привязать одно к другому ни у кого не получается. Когда в бразильских сериалах какого-нибудь героя зовут Жужу, это звучит очень естественно, так же, как и фривольная самба или полуголые люди на улице. Но стоит перенести это на нашу почву, тут же поднимется буря возмущения.
- Даже несмотря на то, что у нас по городу тоже ходят полуголые люди?
- Но на экране это до сих пор воспринимается плохо.
- Нет ли у вас в планах какого-нибудь криминального сериала?
- Пока нет… Почему-то многие думают, что это дело нехитрое, и приводят в пример «Крестного отца», забывая, что его снял выдающийся Фрэнсис Форд Коппола по гениальному сценарию Марио Пьюзо, и сыграли там мегазвезды мирового кинематографа - Марлон Брандо, Роберт де Ниро, Аль Пачино. И теперь каждый думает, что он может снять нечто подобное. Но это же не так! Сценаристы, которые работают в этом направлении, элементарно не знают материала, и создают такие нелепые криминальные персонажи, каких и в жизни-то не бывает.
Поэтому лично я больше склоняюсь к детективному жанру, где есть загадка и интрига – мисс Марпл, Эркюль Пуаро, комиссар Мэгре.
- В подобных фильмах, за исключением Мэгре, расследованием занимаются непрофессионалы. А есть детективы, где с преступным миром борется полиция.
- В России масса таких сериалов, причем полиция там святая и с крыльями.
Когда мы смотрим кино, то подсознательно ищем самих себя, и тех, кого мы знаем – соседей, коллег, родственников, одноклассников. Персонажи наших сериалов взяты из жизни, и главную творческую ставку мы сделали на человеческие отношения, борьбу добра со злом, проблемы любви и верности, семейных ценностей и разводов, ведь у нас сейчас быстро женятся и так же быстро разводятся, а в результате страдают дети, родители и сами молодые.
- Сейчас во многих странах снимают мини-сериалы. По какой схеме работаете вы?
- Наличие финансов дает телеканалу возможность выбора, поэтому на российских каналах сейчас можно встретить большое количество мини-сериалов, которые иду две-три недели. Так как у нас финансы пока ограничены, мы пошли по турецкому пути, и снимаем большие, многосерийные сериалы. На канале ATV каждый день в одно и то же время идет один сериал, таким образом, в неделю мы показываем пять сериалов.
- Зритель доволен таким графиком?
- Вы ориентированы на российскую схему, и я вначале был против, но проанализировав ситуацию, я понял - наш зритель, сформировавшийся на турецких сериалах, готов к такой схеме. С другой стороны, мы даем нашим зрителям пять сериалов на выбор, и каждый смотрит то, что соответствует его вкусу. К тому же, на нашем канале сериалы идут до 11 вечера, а это время не предполагает насилие или откровенные сцены.
- Но на наших каналах подобные темы вообще не очень востребованы!
- Я лично не против этого, другое дело как это сделать? В Азербайджане нет ограничений по возрасту, но есть внутренняя политика канала ATV. Мы стараемся не показывать кровь, аварии, насилие, криминал.
- А ведь это-то и дает высокие рейтинги...
- Возможно, но уже упоминавшийся мной сериал показал, что можно и без крови быть интересными. В сериале две составляющие - художественная часть и рейтинг, и для нас должны совпасть обе позиции.
- Предположим, вы досыта накормите зрителя хорошими мелодрамами. Но через пару лет ему захочется острых ощущений.
- Однажды нашему каналу предложили сценарий фильма о войне в Карабахе, но его стоимость превышала все мыслимые и немыслимые нормы.
- Но ведь война еще не окончена?
- В любом случае, это не совсем правильно, что пока нет достойного кино на эту тему. Но подобные проекты стоят дорого и мы пока к этому не готовы.
- Это даже не тема для сериала, это должно быть большое эпическое кино.
- Возможно, но сериалы дадут толчок и к таким фильмам! Усилия государства, направленные на поддержание национального кинематографа, рано или поздно принесут свои плоды. Не будет участия государства, появятся спонсоры, и капитал начнет диктовать свои условия, а это плохо. Сегодня мы учитываем интересы массового зрителя, а капитал думает исключительно о собственной выгоде.
- Кстати, молодежь не только телевизор не смотрит, она и книг почти не читает.
- Наше поколение и читало, и писало, и спорило до хрипоты. Помню, как в 8 классе мой педагог возмутился тем, что мне нравится Евгений Онегин. Пушкин вообще абсолютный гений - сколько бы ты не читал это произведение, всегда найдешь что-то новое для себя.
Словом, у нас был замечательный образовательный базис, несмотря на весь наш юношеский максимализм, когда в знак протеста мы делали то, что нам запрещали, ведь мы жили под неусыпным контролем многочисленных организаций - школа, пионерская дружина, комсомол, родительский комитет, участковый и, конечно же, мама с папой. А сейчас молодежи ничего не запрещают, и это плохо. Мы в своей время четко знали, что хорошо, а что плохо, и почти никогда не нарушали границы дозволенного.
- Сейчас критерии добра и зла значительно изменились…