Точка зрения. Эксцесс исполнителя в дипломатии – заявление посла США
Эльхан Тагиев,
Политический обозреватель
Статья отражает исключительно точку зрения автора
С начала 90-х годов в лексику бывших «братских народов» стали входить новые слова, а жизнь пополнилась новоиспеченными жизненными ценностями, отличающимися от ценностей коммунистического режима.
Одним из ценностных приоритетов стала успешность. Сегодня каждый работоспособный индивид подвергается социальной трактовке, как правило, по следующему критерию - успешен он или нет.
Если смысловая категория «успешность» влилась в языковую картину нашей жизни по историческим меркам сравнительно недавно, то начало она берет с конца XIX века и своими корнями уходит в американскую (англо-саксонскую) культуру. Понятие успеха в системе ценностей американской цивилизации и ее культуры занимает почетное первое место, основополагающим звеном которого является концепт «self-made man» (человек, сделавший себя сам).
Одним из довольно успешных американцев является уважаемый посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар. Он - влиятельный политик в стане Демократической партии США, доктор юриспруденции (Гарвардский и Стэндфордский университеты), занимал руководящие должности в Costar Corporation и Overseas Private Investment Corporation, был специальным советником президента и госсекретаря США по вопросам помощи странам бывшего Советского Союза, затем по вопросам энергетики Каспийского бассейна, работал в должности посла США в Европейском Союзе.
Р. Морнингстару сейчас 69 лет, но, учитывая вышесказанное, он не подпадает под категорию «Success in old age» как Бенджамин Франклин и Пабло Пикассо, которые стали успешными лишь в преклонном возрасте. С 2012 года его дипломатическая карьера продолжилась в нашей стране. Под занавес своего пребывания в Баку одним из завершающих аккордов его деятельности стал political action - посол свои претензии выразил не посредством дипломатических каналов и не непосредственно руководству Азербайджана, как предполагает дипломатическая этика, а через Radio Free Europe/Radio Liberty. На это последовала вполне обоснованная резкая реакция как официальных лиц республики, так и общественности. В отечественных СМИ был широко освещен вызывающий сожаление поступок посла. Но мы не об этом.
Так как господин Р.Морнингстар по профессии юрист и к тому же занимается большой политикой, то вполне естественно, что он вряд ли был бы сторонником концепции личного интереса из учений Мартина Лютера и Жана Кальвина.
Ему скорее близка современная концепция прогрессивных мыслителей, берущая свое начало с Бенедикта Спинозы. Установка, выраженная концепцией личного интереса, гласит: человек имеет право и обязанность сделать удовлетворение своих личных интересов высшей нормой жизни.
Можно предположить, что одна из побудительных причин непростительно резких высказываний посла носила все-таки личностный характер и была неразрывно связана с нереализованностью многих заранее намеченных планов.
Нам, конечно, неизвестно, какие установки перед назначением на новую должность господин посол получал в Государственном департаменте США. Однако мы, исходя из анализа ситуации на Южном Кавказе, смогли бы очертить круг вопросов, которые по причине их нереализованности, представляются отрицательным сальдо в дипломатической карьере господина Ричарда Морнингстара.
Наверное, все предпринимаемые им дела и начинания в Азербайджане в интересах великой Америки показались ему тщетными, и, как следствие, появились неудовлетворенность и раздраженность бакинским периодом своей блистательной карьеры. Не было в бакинской миссии того, чего можно было приписать с чувством выполненного долга в актив как достигнутый успех и профессиональную удачу, что, в свою очередь, послужило бы мерилом при оценивании эффективности его работы и мерилом профессиональной компетентности.
Он не смог добиться встроенности некоторых оппозиционных партий, СМИ, НПО, прозападно настроенной части азербайджанского общества в общую схему. Ему не удалось создать организованную систему внешнего вмешательства и придать ей жизнеспособность, оптимизировать ее, поднять имидж, тем самым подготовив почву, политические условия для претворения в жизнь аналогов тех событий, которые произошли в Киеве и которыми господин посол решил напугать руководство Азербайджана.
Ричард Морнингстар – небезызвестный проводник интересов западных энергетических корпораций, и то, что Каспийский бассейн еще больше отдалился от американских планов по прокладке транскаспийского трубопровода, тоже в какой-то степени бросило тень на продуктивность работы американского посла.
Еще можно было бы привести один пример, который посчитают спорным, но он имеет непосредственное отношение к новым внешнеполитическим приоритетам Вашингтона, на которые в апреле 2011 года в интервью американскому телеканалу Fox News указал бывший аналитик Госдепа США Ласло Тот. Но главное, что можно причислить в пассив - это то, что послу Америки не удалось содействовать дрейфу самой крупной «литосферной плиты» Южного Кавказа в сторону Евро-Атлантики.
По всей видимости, вышеперечисленные обстоятельства могли послужить психологическим толчком к столь неординарному и вызывающему сожаление поступку уважаемого посла Соединенных Штатов Ричарда Морнингстара.
Доверие властей страны пребывания - это тоже одно из самых объективных мерил профессионализма посла.