Суннитский треугольник в Ираке, или С кем воюет ИГИЛ | 1news.az | Новости
Точка зрения

Суннитский треугольник в Ираке, или С кем воюет ИГИЛ

13:48 - 17 / 06 / 2014
Суннитский треугольник в Ираке, или С кем воюет ИГИЛ

Происходящее  в Ираке все больше затмевает  события в других регионах мира.

Боевики  из группировки «Исламское государство Ирака и Леванты» (ИГИЛ)  захватывают один город за другим. Взят Мосул - второй по численности населения город страны. Захвачен Тикрит - малая родина Саддама Хусейна. Исламские боевики твердо намерены продвигаться вперед - на юг, объявив стратегической целью Багдад. Среди мирных жителей число погибших исчисляется уже сотнями.

Премьер Ирака Нури аль-Малики  призвал население страны создавать отряды самообороны, чтобы отражать атаки террористов. Однако надежд на то, что ополчение справится там, где не справляются профессиональные военные, немного. Примечательно  то, что  бежали из Мосула не только гражданские лица, но и целые армейские подразделения – разгромленные и деморализованные. Судя по всему, солдаты бессильны что-либо сделать. Боевики хорошо обучены для уличных боев. Они как призраки: появляются, наносят удар и исчезают в считанные минуты. И хотя сообщается о контрнаступлении правительственных войск, ситуация в Ираке остается крайне напряженной.

Кто  они – боевики Исламского государства Ирака и Леванты?

- Неожиданно  появившаяся в Ираке группировка была в свое время создана «Аль-Каидой», однако впоследствии от нее откололась. В  ее состав  входит  от 12  до 15 тыс. хорошо вооруженных боевиков. 

- Во главе организации стоит Абу Бакр аль-Багдади. Его  считают опытным полевым командиром и военным стратегом. Именно он возглавлял ячейку «Аль-Каиды», из которой затем сформировалась ИГИЛ. Считается, что группировка воспользовалась противостоянием, возникшим между правительством Ирака и суннитским меньшинством, которое посчитало, что премьер-министр Нури аль-Малики, шиит по вероисповеданию, узурпировал власть. 

- ИГИЛ воюет и в Сирии. И  не только с правительством Башара Асада, но и с другими группировками, среди которых, в  частности,  проалькаидовская «Фронт ан-Нусра». Общеизвестно, что  действия группировки отличаются особой жестокостью. Судя по всему, теперь территории Восточного Ирака и Западной Сирии становятся одним полем военных действий.

Чего добивается ИГИЛ?

Неоднократные заявления лидеров  организации подтверждают, что  основная цель - создание исламского государства из Сирии и т.н. «суннитского треугольника» в Ираке.  Военные успехи  ИГИЛ следуют один за другим, а по действиям правительства непонятно, существует ли  четкий план противодействия боевикам.

Помимо «отрядов самообороны» премьер аль-Малики предложил ввести режим чрезвычайного положения, подразумевающий предоставление ему дополнительных полномочий. Мотивировка стандартная - серьезность создавшейся ситуации «требует принятия немедленных мер для сохранения национальной безопасности». В чем состоят эти меры – пока также непонятно.

События в Ираке по масштабу грозят перерасти сирийские, при этом между этими войнами есть прямая связь, и ИГИЛ в этой связи – ключевое звено.

Главными  врагами ИГИЛ объявило шиитов, которые составляют в Ираке большинство населения. Известно, что во время войны с США сунниты сражались наиболее ожесточенно, так как Хусейн сам был суннитом и всячески покровительствовал единоверцам. Напротив, часть шиитов и курдов временно перешли на сторону США и откровенно мстила суннитам за годы притеснений. В итоге «суннитский треугольник» стал местом непрекращающихся боев и многочисленных военных преступлений. Тактика ИГИЛ в целом понятна. Она  заключается не только в полном подчинении «суннитского треугольника» с введением там законов шариата, но и в работе на дестабилизацию обстановки в Сирии. По некоторым данным, оружие, захваченное в арсеналах Мосула, было перенаправлено именно в Сирию, где теперь стоит ожидать активизации действий со стороны боевиков.

Взятие Мосула – одного из трех иракских городов-миллионников – всего за несколько часов уже называют беспрецедентной операцией в истории деятельности джихадистских группировок. 

Выпущено полторы тысячи заключенных  из местной тюрьмы. Кстати, часть из них пополнила ряды ИГИЛ. Проведены масштабные зачистки жилых кварталов, ликвидированы силовики и те, кто был заподозрен в причастности к официальным властям. Кроме того, боевики, захватив  местные банки, полностью решили свои финансовые проблемы. По некоторым данным, в их руки попало около 430 миллионов долларов. Взятие под контроль крупнейшей американской базы в Северном Ираке позволило им получить огромное количество американской военной техники. Местные комментаторы сообщают, что несколько десятков бронированных джипов уже перегнали в Сирию. Взято  большое число  иностранных заложников. Серьезную озабоченность вызвал захват турецкого консульства вместе с его работниками. Всего, по данным главы турецкого МИД Ахмета Давутоглу, в плену у боевиков находится около 80 граждан Турции. Случай беспрецедентный и сравним лишь с событиями февраля 1979 года в Тегеране, где в качестве заложников были взяты американские дипломаты

Чем поможет Запад?

Вашингтон пока лишь выразил свою обеспокоенность. В заявлении государственного департамента США говорится о состоявшихся консультациях с правительствами Ирака и Турции и о том, что США готовы предложить им любую необходимую помощь.  Правда, к берегам Персидского залива отправлен авианосец «Джордж Буш». Как пояснили в  Белом доме, Обама не исключает возможности нанесения воздушных ударов по целям в Ираке, но о сухопутной военной операции с участием американских военных речи не идет.

Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил в интервью Би-би-си, что операции исламистов в Ираке служат иллюстрацией того, как конфликт в Сирии подрывает стабильность соседних государств.

Впрочем, Багдаду уже обещана помощь, однако пока не уточняется – какая. С учетом значительного сокращения военных бюджетов США, вряд ли масштабная. Заявлено также, что Вашингтон «выступает за сильные, скоординированные ответные действия, которые помогут оттеснить захватчиков».

Генсек ООН Пан Ги Мун со своей стороны призывает Багдад сконцентрировать усилия на достижении межрелигиозного взаимопонимания. Формулировка достаточно расплывчатая и вряд ли реальная.

Сами иракские власти отнеслись к угрозе крайне серьезно. Премьер-министр Нури аль-Малики хочет ввести в стране военное положение и объявить о всеобщей мобилизации. Кроме того, официальный Багдад просит помощи у лидеров курдских ополчений, с которыми еще недавно конфликтовал.

Американцы обещали помочь материально. Сообщается также о намерении   выделить Ираку дополнительную военную помощь на 1 миллиард долларов. Однако проблема в том, что иракским властям помощь нужна уже в ближайшие дни. Боевики не засиживаются  в захваченных городах, а развивают наступление, продвигаясь на юг. Местные СМИ пишут, что диверсионные подразделения ИГИЛ действуют даже в районе Багдада, атакуя армейские части и мешая властям сосредоточить военную группировку для обороны. Сами же лидеры боевиков говорят о намерении штурмовать столицу.

Не исключено, что поддержку окажет и Анкара – пленение турецкого консула Озтюрка Йылмаза в Мосуле стало серьезным имиджевым ударом для официальной Анкары и в частности для  турецкого премьера Реджепа Эрдогана. «Если наши граждане пострадают, мы не можем оставить это без ответа. Пусть никто не испытывает возможности Турции», - заявил Ахмет Давутоглу.

Что скажет Тегеран?

Между тем, на призыв о помощи откликнулся и Тегеран - министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф уже предложил помочь Ираку в деле борьбы с террористами. Оперативное решение о вводе войск в Северный Ирак  может принять Иран. Однако не исключено, что именно этого и ждут те, кто стоит за наступлением боевиков.

Определенная  часть зарубежных экспертов сходится во мнении, что ИГИЛ финансируется и направляется Саудовской Аравией. Поддерживая суннитских боевиков, Эр-Рияд,  мол, хочет свергнуть шиитское правительство премьер-министра Нури аль-Малики, имеющего тесные связи с Ираном, или по крайней мере втянуть его в долгосрочный кризис. И если саудовцам удастся добиться того, чтобы иранцы начали активные действия по защите своих интересов и шиитского правительства Ирака, то не исключено, что американцы воспримут это как начало прямой иранской оккупации Ирака, где у Вашингтона сохраняются серьезные интересы в нефтяной сфере. В этом случае процесс американо-иранского урегулирования, против которого Эр-Рияд борется всеми силами, может быть сорван.

Помимо намерения втянуть Иран в иракский гражданский конфликт, у Эр-Рияда якобы есть и экономический интерес. Саудовцы не хотят сокращения собственных доходов от экспорта нефти.

Не секрет, что объемы иракской добычи резко растут. По данным ОПЕК, ежедневная добыча иракской нефти в феврале 2014 года выросла на 400 тысяч баррелей и достигла показателя в 3,4 миллиона баррелей в сутки. Это  самый высокий уровень за последние десятилетия.  Иран тоже намерен увеличивать объем поставок, и хочет координировать свою нефтяную политику с Ираком. Предположения о роли Эр-Рияда в иракских событиях как версию принять можно. Но насколько реальны подобные предположения, может подтвердить лишь ход дальнейших событий.

Пока же реальность  состоит в том, что  Ирак постепенно раскалывается на три сектора: суннитский, шиитский и курдский.

Ко всему сказанному остается добавить: ИГИЛ с начала своего существования создало мощную пропагандистскую структуру. Медиа-отделением этого  квазигосударства в государстве считается агентство «Аль-Фуркан», обеспечивающее  широкую информационную поддержку группировке. Эта медиа-структура развивается и совершенствуется. А выпущенный в мае 2014 года фильм «Звон мечей» о деятельности ИГИЛ агентство CNN сравнивает с продукцией американских кинопроизводителей.

В серьезности намерений «Исламского государства Ирака и Леванты» сегодня вряд ли кто-либо сомневается.

Фикрет Садыхов

Поделиться:
21901

Последние новости

Все новости

1news TV