Карабах терпит бедствие… Печальные города-призраки как памятники войны, развязанной армянскими шовинистами - ФОТО
Кадры и репортажи, снятые в Карабахе, неизменно вызывают боль у каждого азербайджанца.
И не только потому, что это оккупированная территория нашей страны. А еще и потому, что полуразрушенные города, обветшалые дома некогда цветущего Нагорного Карабаха выглядят жалко, печально, удручающе...
Карабах терпит бедствие. Это видно по любому, даже проплаченному армянской стороной репортажу, призванному показать, что все, мол, у них хорошо. И хоть стараются журналисты не снимать, не показывать то, что показывать нельзя, акцентировать внимание на Ханкенди, где отстроено несколько новых зданий – т.н. «парламент», «союз ветеранов», еще парочка, камера нет-нет, да и скользит по разрушенным домам, так и не приведенным в порядок за несколько десятилетий.
- Вы думаете, нам этот Карабах нужен? - делится разоткровенничавшийся пожилой мужчина Вардан, встретивший на отдыхе в Турции моего друга. - Не нужен он нам, ей-богу. Зачем это все затеяли, понять не могу.
О бесцельности конфликта вздыхает и рыночная торговка Ирина Хачатурян, родившаяся в Баку, а ныне живущая в Ханкенди. В интервью журналисту The New York Times Дэвиду Гершенгорну она признается, что мечтает вернуться в Баку.
«Это была моя родина. Я родилась там, жила там, училась там», - говорит Хачатурян.
«Я никак не могу найти свое место. Все эти годы живу как на иголках», - признается она.
И таких людей в Карабахе, да и в самом Ереване – сотни, тысячи. Есть, конечно, и другие. Оставляющие желчные и оскорбительные комментарии, готовые до последнего доказывать что-то свое, не признавая объективного положения дел. Не признавая, что Карабах сейчас терпит бедствие. Что разрушенные его дома, пустые окна, обваленные крыши производят удручающее впечатление даже на жителей Армении, не говоря уже о гостях из других стран.
Что кроме Ханкенди и Шуши нигде на территории оккупированных земель не проводится никаких работ. Так и стоят заброшенные, разрушенные поселения. Печальные города-призраки. Молчаливые памятники войны, развязанной армянскими шовинистами.
Что население Карабаха, как и сам он, пребывает в бедственном положении, и по этой причине его покидают трудоспособные мужчины, отправляясь на заработки в Армению и Россию, оставляя своим женщинам нести этот тяжелый крест.
Что в условиях блокады границ со стороны Турции и Азербайджана экономика Армении находится в плачевном состоянии, и конца и края этому до решения конфликта не видно.
Что Карабах для Армении давно уже «чемодан без ручки», который бросить жалко (или запрещено), а нести уже просто невозможно.
Я рассматриваю фотографии, снятые журналистами в Карабахе. Смотрю на заброшенный, полностью уничтоженный Агдам, который когда-то славился своей красотой. Даже в очертаниях полуразрушенных домов, красивейшего минарета заброшенной мечети, проглядывает величие этого прекрасного города… Города, которого, увы, больше нет. Пока нет.
Конфликт между Азербайджаном и Арменией длится почти 30 лет. 20% территории Азербайджана - Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов - до сих пор находятся под оккупацией вооруженных сил Армении. Вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана требует не только здравый смысл, но и четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые армянская сторона продолжает игнорировать…
Лейла Лейсан