Телевидение без сознания…
«Хошгядям Хидаятгызы упала в обморок!»... «Раксана потеряла сознание в прямом эфире!»... утро пятницы, определенно, обещало быть интересным, на фоне этих новостей, сообщенных мне донельзя возбужденным (а, быть может, возмущенным) коллегой.
— Обе в одной передаче? — поинтересовался я.
— Нет, — это было бы слишком просто. — расхохотавшись, ответил товарищ. — В двух разных…
—Что это — новый тренд на телевидении или какие-то фокусы из арсенала незабвенного Зигмунда Якубовича Фрейда? — спросил я у самого себя и, честно говоря, ответ нашел не сразу.
Возможно, рядовой телезритель в произошедшем ничего «криминального» не усмотрит — так себе трогательная, к сожалению где-то даже привычная, история: Хошгядям ханым в программе «Sən tək deyilsən» почувствовала себя плохо, после того, как ее коллеги сообщили сидящей в студии матери о том, что нашли ее пропавшего сына. Сына, которого она искала много лет (правда тот факт, что в обморок, слава Богу, упала не мать, а телеведущая, все же немного настораживает).
Впрочем, история эта действительно трогательная, а степень впечатлительности у людей разная… Кто-то, например, падает, как только видит камеру, а кто-то спасает людей из огня. Так что, можно было бы этот обморок оставить вне данного обсуждения…
Но, почти в то же самое время, но уже на другом телеканале — в гостях у Заура Бахшалиева в передаче «Öz aramızda» певица Раксана Исмайлова тоже «почувствовала себя плохо» и тоже… упала в обморок. Какое совпадение, не правда ли?
Зачем и почему ей «поплохело» — я так и не понял, поскольку передачу не смотрел, а короткий видеофрагмент с YouTube (где говорилось о каких-то 100 тысячах манатов, которые Раксана то ли потратила на кого-то, то ли должна кому-то) не дает полной картины…
Одним словом, в студиях обеих передач начинается ажиотаж — скорая, валерьянка и прочее — и все это показывают зрителям в прямом эфире… И вуаля — рейтинг сносит башню!
Но мне, как человеку знакомому с телекухней, где почти все происходит по заранее написанному сценарию, все эти экспромты видятся в несколько ином свете.
Хошгядям Хидаятгызы покидает один телеканал в результате крупного скандала с руководством, и устраивается на работу к конкурентам, меняет название передачи и… делает практически то же самое, что делала прежде.
Она даже в прямой эфир выходит почти в то же самое время, когда на «вражеском» для нее канале выходит передача Заура Бахшалиева — и тоже на тему помощи нуждающимся и обездоленным.
В общем, конкуренция на полном ходу, и без ухищрений рейтинга не добьешься.
Долго фантазировать не пришлось. Заур, как мужчина, сам потерять сознание, видимо, не решился — как-то неприлично, поэтому пришлось призвать на помощь Раксану, а вот Хошгядям Бахшалиевой падать в обмороки сам Бог велел. Что она, впрочем, благополучно и сделала.
Вы, наверное, спросите – ну какое тебе, Сеймур, до всего этого дело? И где-то будете правы.
Но, как мне показалось, есть во всем этом, какая-то высшая логика, Провидение, если хотите. Или эдакий 25-й, казалось бы, незаметный, но все-таки очень важный кадр – наше многострадальное телевидение будто бы невольно посылает нам какой-то космический сигнал – «Господа телезрители, мы окончательно теряем сознание, пиши пропало.
Народ требует хлеба и зрелищ, рекламодатели требуют побольше народу, так что все, что нам остается – впадать в бессознательное состояние.
Так что, приготовьтесь потерять сознание вместе с нами.
Адиос…»
Сеймур Закаряев