«Золотые руки»: О создателях необычных концептуальных кукол в Азербайджане – ФОТО | 1news.az | Новости
Интервью

«Золотые руки»: О создателях необычных концептуальных кукол в Азербайджане – ФОТО

14:27 - 02 / 08 / 2016
«Золотые руки»: О создателях необычных концептуальных кукол в Азербайджане – ФОТО

Недавно мне довелось побывать в гостях у создателей концептуальных авторских кукол – Парвиза Гусейнова и Ирины Гундориной, которые совместными усилиями создают просто потрясающие произведения искусства.

Помимо умения придавать объектам замысловатые формы, эта супружеская пара обладает способностью наделять их философским смыслом, дополняя эстетику внутренним содержанием. Причем достаточно непростым, доступным для понимания ограниченному кругу людей и превращающим куклу в своеобразный ребус.

В работах Парвиза прослеживается увлеченность стимпанком, нашедшая отражение в многочисленных мелких деталях и механизмах, в то время как Ирине больше по душе создавать образы прекрасных женственных ангелов. И когда соединяются два художественных видения двух совершенно разных людей, их творческий тандем выдает порой неожиданные результаты.

Лауреаты медиа-награды «Золотые руки Азербайджана» и обладатели многочисленных международных дипломов, они, несомненно, внесли существенный вклад в развитие кукольного искусства нашей страны.

Представляем нашу беседу с Парвизом Гусейновым об их с супругой увлечении, которое давно переросло в дело всей жизни.

Поначалу куклами занималась Ира, а я просто ей помогал, не особо этим вдохновляясь. Но однажды мы посетили международную выставку, посмотрели работы мастеров и поняли, что куклы, оказывается, бывают разные, не только такие, какие засели нам в голову первоначально. До этого в Баку куклу воспринимали только в качестве украшения свадебной машины, где она красовалась в национальном костюме, то есть, достаточно однобоко. А ведь в действительности кукольное мастерство – это гигантский пласт, который поражает своими масштабами.

Так мы начали создавать кукол совместными усилиями. Однако, будучи двумя разными личностями, на первых порах нам было трудно прийти к общему знаменателю, и процесс сопровождался истерикой, слезами, бросанием друг в друга кистей и банок с красками. Спустя определенное время последовал этап работы в четыре руки, и сейчас мы, как спокойные уравновешенные люди, выносим творение на худсовет, чтобы обсудить дальнейшие перспективы. Однако каждый оставил за собой право делать свои индивидуальные работы, помогая друг другу в каких-либо мелочах.

Почему лучшие кукольные мастера – это люди, которым уже за пятьдесят? Есть молодые кукольники, создающие великолепные работы, шикарные, просто праздник для глаз, но! – души в этой кукле пока нет… Потому что человек должен сначала узнать жизнь, его душа должна наполниться потерями, любовью и другими высокими чувствами, и вот тогда через пальцы рук в куклу войдет определенная энергетика.

А еще кукла умеет лечить. Иногда человек подсознательно ощущает, что это ЕГО кукла, приобретает ее, и она начинает благотворно на него воздействовать. Был в мировой практике даже такой случай, когда человек купил квартиру для куклы. Не пускал туда никого, только сам приходил и питался ее положительной энергетикой.

Также очень важно при создании куклы войти с ней в контакт. Когда возникает контакт, кукла получается. Она не может говорить, но какие-то элементарные знаки она тебе подаст. Например, недавно, работая над куклой, я поднес к ней одну легкую деталь… как вдруг она упала и разбилась. Она не должна была упасть никак, потому что у меня очень крепкие пальцы, я не мог ее уронить! Однако это произошло. Значит, кукла не захотела этой детали и таким вот способом ее отвергла… И я радуюсь, когда происходят такие случаи, это значит, что произошел контакт, что со своим творением можно общаться, говорить. Поймите, мы нормальные адекватные люди, просто есть вещи, которые необъяснимы.

Некоторые считают, что кукольные мастера много зарабатывают. Я им объясняю: куклу ведь не за один день делают и даже не за месяц. Если эту сумму разделить по месяцам, получается, собственно говоря, обычная зарплата. Поэтому больших денег кукольные мастера не имеют, напротив, они обычно бывают очень бедными людьми. Потому и сложно посвящать все свое время созданию кукол и жить лишь на доход от их продажи.

Хороший художник, в том числе и кукольный мастер, – это в первую очередь передатчик. В этом деле нашими являются только руки, а то, что мы делаем – передается сверху. Кем? Кому как удобно думать. Для кого-то это может быть Бог, для кого-то ангел, для кого-то космос или же метафизика. Можете что угодно вставить в этот отрезок, но в любом случае лучшие художники – это всегда передатчики. Они передают то, что витает в воздухе.

Знаете, были периоды, когда нас в Баку не особо принимали, аргументируя это тем, что мы создаем уродливых кукол. Я хочу просто напомнить, что в Соборе Парижской Богоматери был Квазимодо. Он тоже был уродлив, но сердце у него было доброе. И очень важно прочувствовать ауру работы, если она хорошая – по сути, неважно, какие кукла приняла очертания.

Еще хотелось бы отметить, что кукольное мастерство – это высшая планка в искусстве. Потому что один человек должен быть одновременно художником, скульптором, модельером, ювелиром и так далее и тому подобное. Естественно, людей, которые могут все это осилить, не так уж и много. Даже если какой-то кукольник не может сделать, предположим, ювелирное украшение, он должен пойти к ювелиру со своим эскизом, чтобы тот его реализовал, а ни в коем случае не покупать в магазине готовые побрякушки, которые можно нацепить на куклу. Любая вещь из магазина делалась на заводе, ее штамповали миллионами, а у кукольных мастеров каждая деталь должна быть в единственном экземпляре. Только тогда эта работа будет представлять собой ценность.

Настоящий мастер, создавая кукол, самовыражается, не преследуя цели быстрее их продать. Он скрупулезно трудится над образом, чтобы творение получилось интересным. И чаще всего такие работы продаются достаточно долго. Потому что это – не просто красивенькие куклы, доставляющие эстетическое удовольствие, а произведения, наделенные философией, которую нужно понять.

Еще один минус кукольного искусства… Из-за того, что в стоимости куклы имеется три нуля, коллекционеры, которые их приобретают для своих домов, как правило, состоятельные люди – VIP-персоны, короли, президенты. А дальше начинается парадокс – мы не имеем права официально сообщать, у кого находятся наши работы, представляете? Потому что хозяин – очень высокий человек, который, будучи самодостаточным и известным на весь мир, не хочет афишировать свои увлечения.

Есть куклы с портретным сходством, которые сделаны в подарок. Однако, если в живописи портрет – это отдельный жанр, то в нашем мастерстве создание подобных кукол считается халтурой, а не творчеством. К нам много обращались с такими просьбами, и я, как правило, отказывал, но бывали случаи, когда все-таки шел навстречу. Например, когда человек говорит мне: «Парвиз, я знаю твою технику, твою манеру исполнения, она меня полностью устраивает. Я просто даю тебе вводные и прошу портретного сходства. Мне этого достаточно». Таких коллекционеров я, конечно же, ценю.

Полтора года назад нам заказали куклу Лео Бернетта – представителя крупнейшего рекламного агентства, который выстроил рекламную кампанию «Мальборо», когда этот бренд практически был в упадке. Здесь мы подошли к работе с юмором, в результате сами получили удовольствие от процесса, и компания осталась весьма довольна.

Также хотелось бы отметить, что ни в одной стране мира кукольным искусством на государственном уровне власти не интересуются. А знаете почему? Потому что настоящий кукольник в своих творениях показывает человека, оторванного от национальности. Азербайджанская мать любит своего ребенка точно так же, как мать-француженка или немка – на чаше весов мироздания эти ощущения идентичны. Человек плачет и смеется одинаково, независимо от места, в котором проживает. Это и показывает кукольный мастер – добро, зло, восторг, слезы, не привязанные к определенной национальности. Поэтому государство и не вмешивается – там нет крючка, за который можно зацепиться.

Что же касается куклы в национальном костюме, она не является авторской – это или сувенир, который переводится с французского как «память о месте», или этнографическая кукла, место которой в этнографическом музее. Я ведь не автор азербайджанского национального костюма, его автор – народ. Да, я имею право на основе этого костюма придумать что-то свое, но здесь достаточно трудно добиться такой же совершенной эстетики, учитывая, что отталкиваешься от огромного пласта культуры, отточенного веками. Об этом нужно знать начинающим мастерам, чтобы не путать понятие «авторской куклы».

Против меня сейчас ведется грязная кампания, поэтому я бы хотел расставить все точки над «i». Некоторые шушукаются за моей спиной, что меня выгнали из галереи «Кукла», в которой я работал куратором и экспертом, однако на самом деле я ушел оттуда по собственной инициативе. И уход мой обусловлен тем, что роста в этой галерее не было. Я достиг высшей возможной планки, и дальше уже некуда было подниматься. По этой причине я решил уйти и сейчас занимаюсь своим индивидуальным творчеством, готовя новые проекты.

Авторские куклы, безусловно, не для детей, они предназначены для взрослых. Плюс ко всему дети – это бич для любой галереи, слово не успеете сказать, что-нибудь отломают. А куклы ведь не 5 копеек стоят, это дорогое удовольствие. Но все равно, когда я работал в галерее, я настоял на том, чтобы к нам приходили дети, даже целые классы, и мы управлялись с ними, следя, чтобы куклам не нанесли урон. Знаете, это обязательно нужно делать. Можно даже ничего не объяснять, увиденное просто отложится в их голове. Это сыграет не сейчас, но обязательно проявится в будущем.

В те времена к нам в галерею приходили молодые люди, которые хотели заняться кукольным искусством, и мне часто приходилось наблюдать не самую приятную картину. Например, сижу я в конце зала, заходит девушка и направляется ко мне, минуя витрины, в которых находятся куклы, даже не задерживая на них взгляд. Я думаю, какой же из нее мастер получится, если она даже не интересуется тем, что происходит в кукольном мире? И если второй вопрос, который она задает, когда садится передо мной: «А сколько я буду здесь зарабатывать?», я уже точно понимаю, что кукольный мастер из нее никогда не выйдет.

Другие, напротив, высказывают желание учиться, а потом понимают, что для этого оказывается нужно огромное количество времени. Необходима усидчивость, чтобы добиться какого-то результата, а молодые сейчас к этому не привыкли, они хотят, чтобы все происходило быстро – сделал куклу, продал, получил деньги. В нашем искусстве подобный подход неприемлем.

Я являюсь автором бакинской биеннале Fusion Doll. Мы долгое время ездили по международным мероприятиям, и однажды Ира предложила мне реализовать подобный проект в Баку. Так что на самом деле настоящий автор – она, я просто пробил это дело и разработал концепцию.

Теперь немного о названии проекта. Фьюжн – это эклектика в архитектуре. Я заканчивал архитектурный и знаю, что в Азербайджане нет ни одного здания, которое можно было бы отнести к определенному архитектурному стилю. У нас наблюдается эклектика, смешение разных стилей. И одновременно фьюжн – это термин, применимый к джазу, направление, в котором участвуют как старинные, так и современные музыкальные инструменты с вкраплением национального колорита. А ведь Баку имеет очень крепкие джазовые традиции. Так и родилось название «Fusion Doll», которое очень подходило нашему проекту, ведь в нем предполагалось участие многочисленных кукольников из разных стран. Задумка была одобрена министерством и в следующем году намечается уже четвертая биеннале кукол.

Первым кукольным мастером был господь Бог, а первые куклы – Адам и Ева… Мы всего лишь копируем его, как копируют дети своих родителей. Ислам совершенно нормально относится к куклам. Известный исламский ученый Юсуф аль-Карадави в своей книге «Разрешенное и запрещенное в Исламе» говорит по этому поводу следующее: «Есть некоторые виды трехмерных фигурок, которые не предназначены для поклонения или выставления напоказ ради демонстрации богатства их владельцев. Ислам о них знает, но не видит в них вреда». Кукла как раз попадает под это определение. Вспомним хадисы, где жена Пророка (мир ему) Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Я обычно играла с куклами в доме Посланника Аллаха (мир ему), и мои подруги приходили поиграть со мной».

Я не понимаю, как можно быть известным художником на какой-нибудь улице, в деревне или даже городе. Или ты известен на весь мир, или ты, как бы жестоко это ни звучало, пустое место. Потому что наследие художника принадлежит мировой культуре, а не отдельно взятой стране. К примеру, выиграл спортсмен. В его честь поднимают флаг страны, звучит гимн. Художник создал шедевр. Где поднятый флаг? Где гимн? И это при том, что через сто лет про спортсмена забудут, а гениального художника будут помнить тысячелетиями.

Помимо всего прочего, я пишу статьи, печатаюсь в различных изданиях и люблю готовить. Но это, в общем-то, не очень хорошо… Мир так устроен, что человек, который пишет, считается писателем, создает куклы – кукольником, готовит – кулинаром и так далее. А если Бог одновременно несколькими талантами наградил, то такой человек выпадает из стандартной схемы и становится никем. Когда Господь его целует, он будто бы говорит: «Будешь разносторонней личностью, но денег иметь не будешь…»

И напоследок хочу сказать, что я – внук народного поэта Азербайджана Мамеда Рагима. Именем моего деда названа улица, школа. Долгое время я это не афишировал, потому что хотел вначале хоть немного достичь того уровня, который достиг он. Конечно, до этого мне еще далеко, но сейчас, я думаю, уже можно о нашем родстве говорить открыто…

Лейла Мамедова

Поделиться:
11542

Последние новости

Все новости

1news TV