Секретное оружие Америки: как Вашингтон подрывает основы добросовестной конкуренции
Америка обладает «секретным оружием», которое позволяет ей сохранять доминирующие позиции в мире и оставаться самой сильной державой среди других стран.
Это оружие не производится на секретных предприятиях военно-промышленного комплекса США, не изготовляется технологическими компаниями Силиконовой долины, а всего лишь печатается на 14-й улице в городе Вашингтон в Бюро США по гравировке и печати. Именно на этой улице рождаются самые популярные и массовые банкноты - доллары США.
Бесспорная позиция доллара США в качестве мировой резервной валюты позволяет Белому дому ставить на колени недружелюбно настроенные государства, разрушать неугодные коммерческие организации и наказывать неограниченное число лиц, действующих против интересов США. Ни одна мировая резервная валюта не обладает такой мощью и эффективностью, так как доля американской валюты в мировом обороте банкнот доходит до 63%. Другие мировые резервные валюты, такие как евро (20,15%), фунты (4,5%), иены (4,9%) и швейцарские франки (0,18%), даже в совокупности не составляют половину объема долларов США.
Однако не всегда доллары США были ведущей мировой валютой. Им удалось закрепить эту позицию в 1944 году в результате появления Бреттон-Вудской международной денежной системы, которая успешно превратила доллары в основное средство международных расчетов, резервных активов и валютных интервенций. Одержав победу во Второй мировой войне и обладая 20,000 тонн резервного золота (70% мирового запаса на то время), США удалось жестко фиксировать доллар к золоту (35 долларов за тройскую унцию) и привязать курсы национальных валют других стран к Золотодолларовому стандарту. Обменные курсы стран-участниц отныне определялись по отношению к ключевой валюте – доллару США.
Многие страны начали аккумулировать доллары в своих нацбанках с целью осуществления международной торговли или покупки золота у США в соответствии с жестко фиксированным курсом (35 долларов за тройскую унцию). Однако в конце 60-х американское правительство столкнулось с серьезной нехваткой средств для финансирования социальных и военных программ. В целях обеспечения бюджета необходимыми средствами США начали печатать чрезмерное количество долларов, не закреплённых золотыми резервами.
Опасаясь обесценивания и обвала американской валюты, многие страны стали обменивать свои доллары на золото по фиксированному курсу. В результате этого за короткое время запасы золота США снизились с 20,000 тонн до 8000 тонн в 1971 году. Во избежание дефолта администрация Никсона в том же году прекратила обмен долларов на золото, оставив странам мира ничем не закрепленные доллары, которые они накопили в качестве резервной валюты. В истории это событие получило название «Никсоновский шок» и могло стать концом доминирования американской валюты, так как американцы дискредитировали себя, отказавшись выполнять обязательства, взятые на себя в 1944 году, что привело к значительному падению курса доллара на валютных рынках.
Для стабилизации ситуации и восстановления доверия к доллару США госсекретарь Генри Киссинджер и глава казначейства Уильям Саймон разработали хитрый план. Им удалось с помощью угроз и подкупов убедить Саудитов в создании совместной петродолларовой системы. В соответствии с планом саудовской королевской семье обеспечивались процветание и безопасность в обмен на то, чтобы Саудовская Аравия, используя свое влияние в ОПЕК, добилась осуществления всех нефтяных транзакций в долларах США. Более того, вырученные средства должны были храниться в американских банках или ценных бумагах. Даже существовал план военной интервенции и свержения саудовской монархии в случае отказа короля от задуманного. Но до этого не дошло, и таким образом необходимость в покупке долларов для приобретения нефти из стран Персидского залива вновь восстановила доверие государств к американской валюте.
Прикрепление нефти к доллару также сыграло очень важную психологическую роль в глобальном распространении долларов и за короткий срок превратило его в ключевую валюту при определении цен и на другие сырьевые товары. За сырьем последовали ценные бумаги, долговые обязательства, акции крупнейших финансовых и технологических компаний. Таким образом, если аргентинская компания хочет купить программное обеспечение в Австралии, то ей сначала необходимо приобрести доллары на международном валютном рынке, так как Австралия не примет песо во взаиморасчетах, тем самым создавая искусственный спрос на американские доллары. В этом случае банкноты США выступают в качестве посредника в транзакции, где не задействована американская продукция или услуги. Это повышает покупательную способность американской валюты и позволяет бесконтрольно печатать доллары для покупки импортных товаров. Благодаря этому США удалось обеспечить себе легкое финансирование торговых и бюджетных дефицитов и избежать кризиса платежного баланса.
Для постоянного сохранения такого особо привилегированного статуса США готовы пойти на любые действия, вплоть до применения военной силы и уничтожения состоявшихся государств. Любой намек или попытка изменения статус-кво влечет за собой жесткие ответные действия и риск попасть в черный список Вашингтона. Обеспечение доллару лидирующей позиции является одной из причин того, почему США на сегодняшний день ведут экономическую войну с такими странами, как Россия, Китай, Иран, и закрывают глаза на серьезные международные оплошности Саудовской Аравии и стран – членов Совета сотрудничества арабских государств.
Для достижения своих геополитических целей США достаточно запретить неугодной стране или организации использовать доллар. Если, например, Ирану потребуется купить золото на международном рынке, ему сначала необходимо приобрести доллары у банка, который имеет филиал в США и подпадает под законодательство Америки. Если у банка нет филиала в США, то он не сможет продавать доллары на международном рынке. Соответственно, ни один банк не будет сотрудничать с иранскими компаниями из страха попасть в черный список.
В 2015 году США оштрафовали крупнейший французский банк BNP Paribas на 9 млрд долларов за нарушение режима санкций против Ирана, Судана и Кубы. Банку также запретили осуществлять операции в долларах на целый год. Аналогичным штрафам подверглись такие крупные банки, как «Коммерцбанк», «Стандард Чартерд» и «Клирстрим Бэнкинг», за оказание услуг подсанкционным странам и организациям. Ни один из этих банков не нарушил свое национальное законодательство, но вынужден был выплатить крупные штрафы и прекратить сотрудничество из-за опасения быть отрезанным от доступа к долларовым операциям.
Беспрецедентный контроль над глобальной экономической деятельностью и использование доллара в качестве геополитического оружия не устраивают Китай, Россию и многие страны мира, которые стремятся создать альтернативную международную резервную валюту. Центральный банк Китая неоднократно выступал с предложением создать «мировую валюту», курс которой будет формироваться из единой корзины стран - членов МВФ и будет подконтролен только этой организации. Новая валюта должна будет служить маяком в определении цен на сырьевые товары и услуги и заменит доллар в качестве посредника в международных транзакциях.
Более того, Китай с 2018 года стал призывать нефтяные страны заключать фьючерсные контракты с ним в юанях. Все контракты, конечно, будут гарантированы золотом и должны, по идее, обеспечить доверие к юаню в международных сделках. Однако эта инициатива и похожие замыслы пока не пошли дальше Шанхайской фондовой биржи. Скорее всего, давление на страны Персидского залива продавать нефть в юанях также не увенчаются успехом, пока Пятый флот ВМС США несет дежурство в регионе.
Очевидно, что ни одна страна или группа стран в ближайшем десятилетии не способны изменить статус-кво на международных рынках, и доллар останется мощнейшим экономическим и геополитическим инструментом в руках США. Без возможности печать доллары финансовое положение США ничем не лучше обанкротившейся Греции. Однако контроль США над мировой финансовой инфраструктурой, психологическое преимущество американской валюты и сильная вера человечества в непоколебимую мощь США обеспечивают ее бесконтрольными привилегиями, что подрывает основы добросовестной и справедливой конкуренции.
Мустафа Гурбанлы, доктор политических наук