Стаи бездомных собак на улицах Баку: как долго ждать решения проблемы и что делать? - ФОТО
Тема бездомных собак, несмотря на все позитивные изменения и еще более радужные ожидания, все еще остается весьма актуальной.
Говоря об положительных изменениях, мы имеем в виду появление сразу двух центров: Центра по уходу за животными IDEA и Центра заботы о бездомных животных «Топлан». Правда, связанные с ними ожидания не могут воплотиться в реальность сразу, и на то есть объективные причины. Нереально за короткий срок решить проблему, которая росла как снежный ком в течение нескольких лет. Запретили жестокий отлов, «Собачий ящик» закрыли, занялись его реконструкцией, и недавно представили общественности в новом, цивилизованном облике и под новым же названием.
И в скором будущем все обещает быть хорошо. Беда только с настоящим, в котором на улицах пока еще ходят бездомные голодные собаки, сбивающиеся в стаи, и нередко весьма агрессивные. Еще несколько лет назад мы писали материал на эту тему, разница лишь в том, что по прошествии двух с половиной лет изменились действующие лица и локация новых случаев нападения собак на людей. Плюс, из числа комментирующих сегодня можно исключить руководство печально известного «Собачьего ящика». Увы, но и сегодня на просторах соцсетей граждане регулярно сообщают об очередном случае нападения животных на людей. И вновь просьбы о помощи пострадавших тонут в возмущении зоозащитников, обвиняющих в случившемся исключительно самих пострадавших, независимо от их возраста и поведения. И вновь начинаются «виртуальные войны», а в реальности мало что меняется.
И снова звучит риторический вопрос «что делать?», на который, увы, пока нет однозначного ответа.
Отметим, что поводом для данной статьи стал недавний случай нападения собак на женщину с ребенком в центре Баку, в одном из дворов близ посольства США. Пользовательница «Фейсбука» Анара Гасанова разместила на своей странице статус с просьбой поделиться им всем неравнодушным людям.
Женщина рассказывает, что подверглась нападению стаи собак, которая периодически приходит в их двор.
«Собак этих у нас во дворе около 20 – приличная стая. Писала я о них неоднократно, обращалась куда только можно было – всем все равно. Стая голодная и злая», - пишет А.Гасанова.
Из статуса следует, что 9 марта, когда Анара ханум с ребенком прошла мимо лежащей во дворе собаки, даже не подозревала о том, что случится в следующие мгновения. Собака неожиданно вскочила и побежала за угол дома, а уже оттуда на А.Гасанову с сыном выскочила стая из 15-20 собак. «Я знаю, что бежать нельзя. Стою. Они подлетают ко мне и хватают за плащ. Плащ – в клочья. Сын в ужасе начинает кричать, я пытаюсь пятиться к блоку, поскольку они начинают нас окружать. И та, что рвет мой плащ, начинает меня кусать. А потом впивается в ногу, и я буквально тащу ее на себе, пытаясь защитить ребенка», - пишет А.Гасанова.
По словам женщины, ей с сыном просто повезло: мимо проходил молодой парень, который помог ей отбиться от собак. Но результатом этого происшествия стал стресс у нее и у сына, а также – мрачная перспектива прохождения серии уколов от бешенства, не говоря уже о материальных затратах.
Все это произошло в центре города: как следует из статуса А.Гасановой, живет она недалеко от американского посольства.
«Доколе будет твориться этот беспредел? Что было бы, если бы это была не я, а дети одни? Рядом школа!!! Всем зоозащитникам хочу сказать только одно, после сегодняшнего инцидента, когда на чашу весов легла безопасность моего ребенка и собаки, я однозначно выбираю ребенка, и буду отныне бороться своими методами раз всем на все плевать, но больше никогда не допущу, чтобы мой ребенок трясся от страха!!!» - заключила в своем статусе А.Гасанова.
Статус достаточно эмоциональный, и женщину можно понять. Она пережила страшный стресс и боль, страх за своего ребенка, плюс, ей предстоит пройти курс уколов. Реакция на рассказ Анары ханум тоже была предсказуемой: по ее словам, она стерла немало комментариев тех, кто называет себя зоозащитниками, содержащих оскорбления в адрес самой Анары ханум и даже ее ребенка. Однако в комментариях отписались и владельцы собак, которые знакомы с этой стаей – она нападала на их животных. Многие отметили, что эти собаки агрессивно реагировали даже на попытку их накормить.
Другие рассказывали о похожих ситуациях в других частях города.
«В пригороде (ГРЭС Северная) еще хуже. Здесь везде дачные виллы состоятельных людей, которые безответственно выпускают больных, старых, а иногда и просто надоевших животных на улицы», - пишет одна из комментирующих. «Эти голодные собаки сбиваются в стаи и мстят ни в чем не повинному населению поселков. Недавно у меня на глазах собаки окружили одну молодую женщину, она от страха кричала. Ее выручили, это было днем. А есть люди, дети, дочери которые ночью возвращаются с работы. Неоднократно об этом сообщали в исполнительную власть, но они пожимают плечами, потому что у нас «гуманное отношение» к животным. Где оно, это гуманное отношение? Бедные животные некормленые, невакцинированные и озлобленные заполонили город и пригород».
Мы созвонились с Анарой ханум и вот, что она рассказала в дополнение к своему рассказу в статусе:
- Эта стая собак обитает в нашем районе, то есть, их постоянное место обитания не ограничивается нашим двором. Я никогда собак не боялась, так что мой страх спровоцировать нападение не мог. Я вообще не ожидала нападения. Возможно, этих собак что-то напугало, я не знаю. И мне это уже неинтересно, мне важно защитить себя и своих детей. Я хотела бы поблагодарить того молодого человека, который помог нам отбиться от стаи. Если бы не он, не знаю, чем бы все кончилось, - рассказала 1news.az Анара Гасанова.
По ее словам, со дня происшествия, то есть, с 9 марта, она безуспешно пытается дозвониться до соответствующих структур.
- Ни один номер не отвечает. Не знаю, как и до кого мы сможем достучаться. Пока же мы отходим от стресса. Сыну я каждый день объясняю, что не все собаки такие, чтобы он не стал относиться к ним со страхом или, еще хуже, с агрессией, - сказала А.Гасанова.
Попытка найти ответы (спойлер: частично удалось)
Понятно, что нельзя «спускать всех собак» на Центр «Топлан», который только недавно начал свою деятельность. Справиться с проблемой, которая назревала долгие годы и сейчас достигла критической точки, за тот неполный месяц, что начал работать «Топлан», - просто нереально (Центр начал работу 9 февраля 2019 года – прим. ред.).
Напомним, что Центр сможет принимать в день от 30 до 50 собак, которые в течение семи дней пройдут все процедуры по стерилизации, вакцинации, чипированию и реабилитации. Затем животных будут вновь отпускать на волю. Напомним, что в Центре также создана централизованная база данных по всем принятым и выпущенным животным, продублированная на чипе на каждом животном. Таким образом, будет вестись постоянный учет прошедших через Центр бездомных животных. И, безусловно, мы надеемся, что в скором времени первыми отчетными данными «Топлан» с общественностью поделится, равно, как и четким планом на ближайшее будущее.
Вопрос в другом: что делать сейчас таким же испуганным жителям жилых массивов Баку и пригородных поселков, которые выбрали в качестве места обитания бездомные животные, которые, к слову, тоже не виноваты в том, что оказались на улице, что обижены и преданы людьми? Ведь большинство собак в пригородных поселках – это собаки, которых в недавнем прошлом взяли к себе дачники, а после летнего сезона безжалостно выбросили на улицу. Людей они уже не боятся (поэтому кормить себя разрешают), но за долгие месяцы жизни на улице впроголодь способны увидеть агрессию и опасность в любом из представителей рода человеческого. Психика и здоровье у таких брошенных людьми собак уже нарушена, поэтому многие из них становятся агрессивными, некоторых становятся носителями различных инфекций, в том числе, бешенства.
В городе собаки обычно сбиваются в стаи, потому что так безопаснее выживать и искать пропитание, но как животные они действительно «метят территорию» и оберегают свое потомство.
Но все это не означает, что люди должны перестать оберегать свое.
Вот и получается заколдованный круг: на животных, которыми еще не успел заняться Центр «Топлан», махнули рукой все остальные инстанции, а между тем, им тоже надо добывать себе пищу и как-то существовать. А страдают в итоге и сами животные, и люди.
Есть еще один нюанс: «Топлан», согласно заявленному плану действий, будет вакцинировать, прививать, лечить, чипировать и… выпускать обратно прошедших все эти процедуры и регистрацию собак. Выпускать туда же, где они жили раньше, и где остались жить люди, многие из которых собак не любят по определению, а другие – просто боятся. Как объяснить и тем, и другим, что «теперь можно не бояться», неизвестно. И в результате мы то и дело читаем новости о том, как убивают «чипированных» и совершенно спокойных собак и наблюдаем виртуальные войны между зоозащитниками и теми, кто является противником животных на улицах вообще.
За комментарием о том, что же делать в сложившихся обстоятельствах, мы обратились к человеку, который лучше всего сможет ответить на эти вопросы. Это председатель Общественного союза защиты животных Азер Гараев, который, к тому же является владельцем нескольких собак.
- Ни один здравомыслящий защитник животных не хочет, чтобы по улицам города бродили несчастные голодные и уж тем более агрессивные животные. Проблема такого количества бездомных собак на улицах города возникла не сегодня и не вчера. Долгие годы решать проблему бездомных животных старались радикально: их просто уничтожали, что, к слову, не сказывалось на снижении их популяции. Сегодня по примерным подсчетам в Азербайджане насчитывается около 800 тысяч бездомных животных (сюда входят и собаки, и кошки). Справиться с таким огромным количеством животных государство не сможет, это невозможно, даже при условии привлечения огромного числа волонтеров.
Поэтому единственно верным решением является то, что сегодня начал делать Центр «Топлан»: то есть, начинать постепенно собирать животных с улиц, стерилизовать, вакцинировать, лечить, чипировать и отпускать обратно на улицу. Но надо понимать, что после стерилизации должно пройти как минимум шесть лет, чтобы популяция животных начала снижаться. А это значит, что нужно находить пути выхода, исходя из данности. Расстреливать вновь животных – не выход! Призывать их уничтожать каким-то другим способом – это путь в никуда. Нужно учиться быть терпимее.
Я понимаю, что человеку, который пострадал от агрессии животного, сложно объяснить, что не все животные такие, и уж тем более абсолютно неправильно пытаться ему внушить чувство вины за произошедшее. Потому что не всегда причиной нападения собаки является какая-то агрессия со стороны конкретного человека. Иногда банальный страх чувствуется животным и воспринимается им как знак опасности. Иногда в агрессии животного повинны другие люди, разозлившие собаку или обидевшие ее. Безусловно, бывает, что животное просто нездорово.
Но в любом случае делать из одного случая нападения сенсацию – неправильно, на мой взгляд, потому что это вызывает только всплеск агрессии уже между людьми. Кроме того, это вновь повышает градус ненависти к животным у тех, кто ищет повода возобновить их уничтожение.
Выход из этой ситуации только один – это терпимость по отношению друг к другу и к животным. Один Центр «Топлан» не может сразу же решить проблему всего количества бездомных животных. Нужно время и немалое.
Кроме того, я считаю, что для того, чтобы со временем ситуация изменилась, необходимо принять четкий закон, который бы определял ответственность каждого владельца животного в нашей стране. Чтобы у последних не было даже мысли о том, чтобы выбросить надоевшее или больное животное на улицу. Чтобы, как в развитых странах, такие люди несли материальную ответственность и подвергались огромным штрафам и общественному порицанию. Потому что львиная доля вины в том, что на улицах сегодня так много бездомных животных, лежит на людях, - заключил А.Гараев.
Печальные выводы
Добавить к сказанному, увы, нечего, остается только ждать. И в первую очередь, мы ждем хотя бы каких-то конкретных цифр от Центра «Топлан», ведь на них сегодня единственная надежда.
Проблему бездомных животных, к слову, частично решают частные приюты, организованные зоозащитниками, но и там ситуация чаще всего далека от идеальной. Эти приюты позволяют убрать животных с улиц, но не решают проблему самих животных, вынужденных жить зачастую в не самых хороших условиях, без нормальной еды и медицинского обслуживания. Лишь единицы из них удается пристроить в чьи-то добрые руки. Увы, но до приютов для животных, которые существуют в европейских странах, и где информацию о каждом питомце можно найти на соответствующем сайте в Интернете потенциальным новым владельцам, нашим приютам пока очень далеко. Но к слову, даже там срок пребывания собак в приютах ограничен определенным лимитом времени: грубо говоря, если животное – вылеченное и привитое – не удается пристроить, его чаще всего усыпляют. И делается это как раз из гуманных соображений. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Пока же реальность такова, что для того, чтобы дойти до уровня Турции, где проблему бездомных животных несколько лет назад решили так, как сегодня это начал делать Центр «Топлан», нам надо подождать несколько лет. Говоря «нам», мы имеем в виду тех, кто пока еще вынужден жить рядом со стаями собак, и в числе которых есть те, кто не может регулярно подкармливать их, чтобы вызвать у них симпатию. Безусловно, должна вестись работа и с людьми, но беда в том, что напуганным людям (а особенно, если их детям угрожает опасность) читать лекции о любви к животным бесполезно. Они справедливо возражают: мол, «если животное проявляет агрессию, защищая потомство, почему мы, люди, не должны поступать так же?»
Сложно ждать, когда в Сети любое упоминание о страхе перед собаками становится причиной потока оскорблений со стороны «защитников животных». Сложно ждать, видя, как многие взрослые люди равнодушно взирают на то, как их дети издеваются над уличными котятами или швыряют камни в мирно лежащих собак, а потом те же люди возмущаются, если животное адекватно на это реагирует. Сложно ждать, если желающие купить «живую игрушку» через время вышвыривают ее из дома, и она пополняет популяцию очередной агрессивной стаи.
Вы тоже обратили внимание, что в этом далеко не полном перечислении фактов слишком много противоречий? Но это – наша реальность.
Так что… ждать в таких обстоятельствах совсем непросто. Но если нет других вариантов, то…
А вот государственным службам, уполномоченным решать проблему бездомных собак на улицах города, нужно не ждать, а работать. И работать так, чтобы у общественности не оставалось вопросов вроде тех, «к кому обращаться в случае опасности от стаи собак?». Так работать, чтобы у людей были четкие ответы на их вопросы.
Хотя бы на один: сколько ждать?
Натали Александрова