Агрессия Надира Гафарзаде может стать причиной внесения поправок в Уголовный кодекс АР - ФОТО
О том, почему в нашей стране волна насилия по отношению к женщинам стала набирать обороты, 1news.az писал уже не раз.
Один из последних аналитических материалов был написан два года назад, а поводов для написания новых, к сожалению, становится все больше. Достаточно просмотреть новости за последние месяцы: попытка задушить беременную женщину, зверское избиение бывшей жены, попытка убийства бывшей жены и тещи, мужчина перерезал горло бывшей жене, не простив ей развода…
К сожалению, это четыре случая только за последние пару месяцев, и только те, о которых сообщили прессе. Но тот факт, что таких преступлений не становится меньше, а, напротив, их число возрастает, уже не просто настораживает – пугает. Еще больше удручает тот факт, что у тех, кто совершает эти зверства, находятся защитники – для того чтобы убедиться в этом, можно просто почитать комментарии под такого рода новостями. Ну, и, как говорится, «вишенкой на торте» становятся новости, когда местные «звезды» шоу-бизнеса примыкают к таким «защитникам» убийц и даже призывают резать «недостойным» женщинам головы.
Читайте по теме:
Да кто ты такой? Надир Гафарзаде призвал отрезать женщинам головы
И хотя многие из комментирующих эту новость советуют представителям СМИ не обращать внимания на мнение Н.Гафарзаде, мы считаем, что это сделать необходимо. Потому что подобные призывы не должны оставаться безнаказанными. А это значит, что на его высказывание должны обратить внимание не только представители прессы, но и правоохранительные органы. Ведь если сегодня публичные люди открыто призывают к насилию и не несут за это никакой ответственности, даже в виде общественного порицания, завтра это насилие будет уже не остановить.
К слову, в той же Турции был похожий случай, но с совершенно противоположным финалом. Когда страну потрясло жестокое убийство студентки факультета психологии Озгеджан Аслан, один из местных певцов тоже высказался по этому поводу в стиле «сама виновата», мол, спровоцировала насильников и убийц слишком короткой юбкой. Певца за такое «мнение» лишили всех эфиров на местном телевидении и перестали приглашать на мероприятия. Он фактически был объявлен персоной нон-грата.
В то время как в Азербайджане говорить о поддержке жертв насильников и убийц, увы, не приходится. И высказывание того самого певца – это лишь логическое продолжение того, что уже происходило и продолжает происходить. Вспомним убийство 17-летней Айтадж, когда в комментариях люди захлебывались злобой, выискивая недостатки во внешности девушки и пытаясь оправдать ее убийцу… И таких примеров, увы, можно привести немало, но беда в том, что год от года их становится только больше.
Так почему в столь близкой нам стране степень общественного сознания находится на неизмеримо высоком уровне? По какой причине наши сограждане столь равнодушно взирают на происходящее в их же стране? Почему призывают «не обращать внимания на слова какого-то певца»? Почему поощряют убийства на почве ненависти? И даже более того - неформально именуют такие преступления красивым словосочетанием «убийства чести»? К слову, в самой этой формулировке - грандиозная подмена понятий, практически сразу же частично (или даже полностью) оправдывающая совершившего преступление.
Ясно одно: одними рассуждениями в статьях или на форумах ограничиваться нельзя, нужно предпринимать конкретные действия.
И за помощью мы обратились к директору Института по правам человека, депутату Милли Меджлиса Айтен Мустафазаде, известной четкой гражданской позицией и конкретными делами.
- Я считаю, редакция 1news.az совершенно справедливо и своевременно подняла эту тему, и согласна, что высказывание этого певца может и должно стать тем самым прецедентом, на основании которого можно и нужно будет внести серьезные изменения в Уголовный кодекс Азербайджана, введя в него отдельную статью «Преступления на почве ненависти».
Для начала внесем ясность в терминологию: Преступление на почве ненависти (англ. hate crime) — специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых преступником под влиянием ненависти к лицам иной расы, национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола или сексуальной ориентации.
Такая юридическая квалификация существует в некоторых штатах США, некоторых государствах Западной и Центральной Европы. При этом во многих случаях квалификация преступления как «преступления на почве ненависти» ужесточает уголовное наказание, назначаемое виновному. Ужесточение наказания может выразиться в большем сроке лишения свободы, в назначении пожизненного заключения.
В некоторых штатах США, где не отменена смертная казнь, ужесточение наказания может выразиться и в назначении виновному смертной казни. В других случаях квалификация преступления как преступления на почве ненависти может не изменять тяжести наказания и носить лишь морально-политический или формально-юридический характер. В России совершение преступления по мотиву национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды является отягчающим обстоятельством.
В Азербайджане этого нет, равно, как и юридической квалификации и подобной формулировки. Впрочем, в остальных штатах США, а также в некоторых западно- и центральноевропейских государствах также формальная юридическая квалификация того или иного преступления как «преступления на почве ненависти» в законах отсутствует. То есть, обвиняемого в преступлениях подобного рода, как и в нашей стране, судят как за обычные преступления (например, обычное убийство). Вместе с тем сложившаяся по факту судебная практика в этих странах традиционно принимает во внимание наличие мотива ненависти у убийцы, что обычно влечет более суровое наказание даже в отсутствие формальной юридической квалификации преступления как «преступления на почве ненависти».
- В книге «Уголовное право стран ОБСЕ против преступлений ненависти, возбуждения ненависти и языка вражды» Александра Верховского важное внимание уделяется подстрекательству. Так, он пишет: «Важно понять, что основным понятием является не «язык вражды» (hate speech), а подстрекательство к ненависти (incitement of hatred), причем подразумевается публичное подстрекательство. Такая терминология опирается на терминологию самого международного права и фиксирует то, как государства и большинство аналитиков понимают ключевую опасность – не как манифестацию или пропаганду интолерантности, а как высказывания (в широком смысле этого слова), побуждающие к каким-то опасным действиям или создающие опасность таковых».
Получается, что даже призывы, подобные озвученным певцом, также подпадают под уголовное законодательство?
- Совершенно верно. Понятие «преступление на почве ненависти» выросло на американской почве и на опыте атак белых расистов против чернокожих сограждан. Но с тех пор понятие претерпело существенную эволюцию, закрепилось в научной литературе, и мы можем опираться на достаточно единодушное понимание его сути, отраженное, в частности, в обзоре, изданном в 2009 году ОБСЕ. Суть эта формулируется в указанном обзоре весьма просто: «Преступление на почве ненависти – уголовное деяние, мотивированное предубеждением».
В данной ситуации речь идет именно об этом.
- В США в августе этого года президент Дональд Трамп призвал к ужесточению наказания за преступления на почве ненависти. Как я понимаю, в нашей стране пока речь идет о введении подобной юридической формулировки вообще?
- Да, как я уже выше сказала, в нашей стране, увы, подобного закона нет. Поэтому подобные высказывания и остаются безнаказанными, и более того, остаются вообще без внимания. А на самом деле попустительство в таких вопросах может иметь очень трагические последствия.
Я давно заметила, что наблюдается нездоровая ситуация в нашем обществе. К сожалению, в последние годы совершается очень много убийств на почве ненависти, в том числе, если речь идет о семейных конфликтах, и даже когда люди уже не являются членами одной семьи. Как, например, убийство бывшими мужьями бывших жен. Люди стали жестокими, и с какой-то легкостью переступают через моральные и нравственные устои, и совершают убийства. Поэтому, прежде всего, я хочу высказаться в пользу восстановления смертной казни за некоторые виды преступления: это убийства, совершенные с особой жестокостью, педофилия и предательство Родины. Люди, совершившие подобные преступления, не должны априори попадать под амнистию.
Также я думаю, что причина того, что у нас подобные преступления не получают такого огромного общественного резонанса, какое получают в братской Турции, связана как раз с тем, что люди перестали верить в достойный ответ на эти преступления.
- Вы хотите сказать, что показное равнодушие общества – своего рода «защитная реакция»?
- Да. Люди, наверное, не верят, что наказание за такие преступления будет адекватным. И с этим однозначно нужно что-то делать.
Я как директор Института по правам человека, как депутат Милли Меджлиса, социальный запрос, озвученный редакцией 1news.az, приняла. И мы обязательно будем на него реагировать.
В ближайшее время наш институт займется работой по подготовке документов о внесении в законодательство Азербайджана, на основании которых будут подготовлены предложения о внесении в Уголовный кодекс соответствующих поправок и изменений. Мы уверены, что найдем единомышленников среди правозащитников и депутатов.
Но в свою очередь и общественные институты, и представители других государственных институтов должны также выступить в этом нам поддержкой. Потому что на сегодняшний день ситуация уже дошла до критической точки.
Естественно, что и призыв к насилию, к убийству должен быть не просто порицаем общественностью, но и уголовно наказуем, потому что, как я уже выше сказала, это – тоже часть преступления на почве ненависти. И нужно такого рода высказывания выделить в отдельную уголовную статью, потому что на сегодняшний день такой статьи нет. Пока, увы, максимум, что грозит таким подстрекателям – это вызов в прокуратуру и профилактическая беседа.
- Можно ли надеяться, что в скором будущем в Азербайджане появятся поправки к существующему законодательству, и высказывающие подобные призывы будут сто раз думать, прежде чем озвучивать их публично? Я уже не говорю про ужесточение наказания за такие убийства и преступления?
- Наш институт в ближайшее время приступит к подготовке документов по этому поводу, и я как депутат Милли Меджлиса, конечно,буду искать поддержку среди депутатов и правозащитников. Это серьезный вопрос, и я знаю, что проблемами насилия против женщин, а также семейного насилия вообще сегодня активно занимается Госкомитет по проблемам семьи, женщин и детей. И ситуация в стране сегодня действительно удручающая. Порой женщинам, терпящим насилие в семье, некуда обратиться за помощью: полиция на жалобы не реагирует, потому что, в том числе, нет соответствующего закона. И после ухода даже вызванного участкового (если женщине удается это сделать) насилие против нее только возрастает.
- К тому же, порой она не может обратиться даже к родственникам. Все помнят страшное убийство, произошедшее три года назад в Габалинском районе. Когда вернуться в отчий дом у женщины просто не получилось. А сколько таких случаев, не ставших достоянием общественности…
- Я думаю, что нужно хотя бы несколько раз сделать расследования по таким преступлениям открытыми, транслировать это по всем телеканалам. Чтобы те, кто сегодня думает о безнаказанности, поняли, что завтра они получат за свое преступление адекватное наказание. Но сначала, как я уже сказала, нужно вводить поправки в законодательство.
Сегодня как никогда понятно, что если сегодня ситуацию не изменить коренным образом, завтра будет поздно.
- Будем ждать новостей. Спасибо за беседу.
Натали Александрова