Эльдар Намазов о диалоге власть - оппозиция: «Первый шаг уже сделан»
В Азербайджане после многолетнего перерыва возобновился диалог в формате власть-оппозиция-гражданское общество, положив начало новому внутриполитическому процессу.
На этой неделе в Баку состоялся круглый стол с участием лидеров политических партий, НПО, представителей СМИ. Примечательно, что форум посетили не только политики, участие которых в нем было ожидаемо и закономерно, но и те, увидеть лица которых стало неожиданностью, поскольку это указывало на то, что мероприятие организовано не ради формальности, а с истинным намерением формирования общенациональной платформы для обсуждения насущных вопросов, волнующих общество.
Учитывая всю важность этого, с сегодняшнего дня мы будем публиковать интервью на тему национального диалога с известными фигурами на азербайджанском внутриполитическом поле. Свою оценку состоявшему диалогу в интервью 1news.az дает директор Центра стратегических и международных исследований Эльдар Намазов.
- Я получил приглашение на это мероприятие, принимая участие в международной конференции по вопросам безопасности в Украине. Я там выступал с докладом вокруг наших основных национальных проблем. В первую очередь, это касается нагорно-карабахского конфликта, освобождения оккупированных территорий. Кроме того, говорил о тяжелой ситуации в нашем регионе, событиях вокруг Ирана, которые несут угрозу и нашей безопасности тоже.
И в то же время я, конечно, не высказывая этого, думал о том, насколько мы - как страна как государство, как общество - готовы к решению столь сложных задач, к отражению этих угроз. Ведь для этого нужно быть очень стабильной страной, где все основные политические силы действуют вместе, сообща в вопросах защиты национальных интересов.
И вот в момент этой обеспокоенности тем, насколько мы готовы к отражению таких серьезных внешнеполитических угроз, которые сейчас существуют и наблюдаются, я получил приглашение на круглый стол. Меня это очень обрадовало независимо от того, насколько удачно была выбрана первая тема обсуждения - их достаточно много, мы должны обсуждать вместе и карабахский вопрос, и внешнеполитические угрозы, и внутренние проблемы. Но какая разница, какая тема и последовательность. Самое главное – первый шаг уже сделан, впервые за многие годы был организован такой диалог, совместное обсуждение.
Моя поддержка касалась самой идеи такого формата: власть, оппозиция и гражданское общество вместе обсуждают наши насущные проблемы. Я считаю, что для первого раза мероприятие прошло достаточно хорошо.
Конечно, его формат не охватил все цвета политического спектра Азербайджана, считаю, что более представительно на нем могли бы быть представлены не только оппозиционные партии, но и государственные структуры. Но, опять же, для первого раза я считаю - это очень хорошее начинание.
Однако самое главное заключается в том, чтобы оно стало началом дальнейших процессов, - не так, что собрались, поговорили и снова разошлись на 5 лет - в этом случае весь смысл начавшегося диалога будет утерян. Но если будут уже последовательные мероприятия, то это может привести к очень позитивным результатам.
- Насколько, на ваш взгляд, нужен такой диалог именно сейчас?
- Я еще раз хочу подчеркнуть – мы все знаем, что сейчас происходит в мире – разрушается старый миропорядок, новый будет строиться в течение, может, десятилетий, весь мир и наш регион в частности ожидают очень серьезные испытания. И вот период, когда начинается переустройство мира – он всегда несет в себе потенциальные риски для любого государства. Тем более для нас - в условиях нагорно-карабахского конфликта, и событий, разворачивающихся вокруг Ирана.
Вот в такой ситуации вдвойне важно, чтобы все политические силы внутри страны – понятно, что у каждой партии своя программа, свое видение будущего - но в общенациональных вопросах выступали единым фронтом.
На самом деле, диалог очень важен и нужен. Вот я уже сказал – нагорно-карабахский конфликт. Вы знаете, ни в коем случае нельзя использовать нагорно-карабахский конфликт во внутриполитической борьбе. Мы все должны защищать единую позицию, все должны поддерживать наши Вооруженные силы, все должны отвечать нашим врагам, которые ведут против нас информационную войну. Это касается и оппозиции, и гражданского общества и, естественно властей.
Или возьмем события вокруг Ирана, - там, по разным оценкам, проживают от 35 миллионов до 40 миллионов азербайджанцев. И если события вокруг Ирана приобретут уже драматический характер, если начнутся военные действия, то, конечно же, это отразится на Азербайджане.
Вот такая вокруг нас складывается сложная ситуация. С обеих сторон – на западной границе и южной границе – либо состояние конфликта, либо ожидаемого военного противостояния. Поэтому конечно, в такой ситуации надо быть вдвойне заинтересованным в том, чтобы в стране была стабильность и все внутриполитические силы в общенациональных вопросах действовали вместе, сообща, помогая друг другу.
- Вот вы говорили о внешнеполитической угрозе, информационной войне. Как, по-вашему, являются ли троллинг, неэтичные и оскорбительные высказывания некоторых политэмигрантов на Yotube и других платформах, составной частью той самой угрозы?
- Знаете, против нас ведется информационная война – это надо признать. Раз мы находимся в состоянии военного конфликта с Арменией, раз возле наших южных границ сложилась сложная ситуация, то, конечно, страна, оккупировавшая нашу территорию, страны, которые поддерживают оккупанта - они заинтересованы в том, чтобы внутри Азербайджана всегда был хаос, чтобы здесь всегда была слабая власть и слабая оппозиция, и чтобы они находились в состоянии вражды друг с другом. Именно в таких условиях в начале 90-х годов были оккупированы наши территории. И они хотели бы повторения такой же ситуации.
Еще больше их пугает то, что в последние годы наша страна провела перевооружение армии и, как показали апрельские бои 2016 года, наши Вооруженные силы имеют очевидное преимущество, и если будет отдан приказ, они могут выполнить поставленную задачу и освободить оккупированные территории.
И в условиях, когда они не могут добиться военного паритета, они тем более будут усиливать свою провокационную деятельность в других сферах, в частности, в информационной войне. Это с одной стороны.
С другой стороны, конечно, надо учитывать, что в последние годы, к сожалению, появился какой-то мировой тренд. Вот недавно мы были свидетелями, как на популярном грузинском телеканале известный телеведущий в течение почти 10 минут самыми нецензурными словами ругал президента России Владимира Путина, оскорблял его родителей, могилы предков. Было невыносимо смотреть и слушать это.
Недавно разгорелся еще один скандал – президент Бразилии оскорбительно высказался в соцсетях в адрес супруги президента Франции Эммануэля Макрона.
Интернет снял не только барьеры, когда ты можешь напрямую свободно общаться с тысячами людей. Он снял и красные линии тоже. Что можно - что нельзя, что хорошо - что плохо – сейчас уже никто не гарантирован от нападок или оскорблений в Интернете, потому что противоположная сторона чувствует свою безнаказанность, находится она за пределами страны или выступает здесь под анонимными никами. Это, как я уже сказал, превратилось в некий тренд и еще больше обостряет ситуацию.
Мне кажется, сейчас от таких провокаций и выпадов уже никто не застрахован – ни власти, ни оппозиция, ни в Азербайджане, ни в России, ни в Америке, ни в Европе. Это - уже общемировая проблема.
Мне кажется, мы должны больше внимания уделять не тому, кто и какое оскорбительное высказывание использовал, а на то, как реагирует на это общество. Важно, чтобы на такие проявления реакция общества всегда была негативной, важно, чтобы оно осуждало хулиганство в Интернете.
А для того, чтобы общество было именно так настроено, надо подумать о том, что его беспокоит. Бывает, человек сталкивается с несправедливостью со стороны какого-то безответственного чиновника. Он раздосован, приходит домой, и, зайдя в таком состоянии в Интернет и отслеживая тех самых троллей, он – нет, не переступает границу и не оскорбляет сам – но он озлоблен, недоволен, и он ставит лайк.
Поэтому надо серьезно заниматься решением наших социальных проблем, чтобы каждый гражданин чувствовал, что государство его защищает, работает над тем, чтобы поднять его социальное благосостояние. И вот чем больше достижений будет в этой сфере, тем больше людей будут осуждать этих самых троллей и сажать их на место или попросту игнорировать.
Поэтому надо понимать – есть причина, есть следствие. Очень важно, чтобы граждане чувствовали, что власть защищает их права, что она обеспечивает высокий социальный уровень, социальную защиту населения. Проводимые реформы надо углублять и расширять, я думаю, что этим путем мы сможем добиться того, чтобы в обществе была здоровая моральная атмосфера, и оно само осуждало людей, пытающихся уличной бранью кого-то оскорбить или унизить. То есть, общество само должно на это реагировать.
- Способен ли этому способствовать общенациональный диалог?
- Вот это как раз и обсуждалось на кругом столе, и я тоже высказался по этому поводу в том ключе, в котором сейчас говорю вам. Я хотел бы, чтобы мы и дальше продолжили этот диалог, вносили бы в повестку и другие вопросы. На мой взгляд, обязательно нужно обсуждать карабахское урегулирование - в условиях, когда новое армянское власти фактически срывают весь переговорный процесс, делают его бессмысленным. И в нашем обществе обязательно нужен диалог, обсуждение наших дальнейших шагов по освобождению оккупированных территорий.
Затем можно обсудить и внутренние вопросы, которых достаточно много. Вы знаете, практически по каждой сфере Президент Азербайджана анонсировал пакет реформ – он говорил и о правовых, и о социальных реформах, и о поддержке малого бизнеса...
И я думаю, любая реформа, которая проводится со стороны властей, - желательно, чтобы она проходила через публичные обсуждения. Хорошо, конечно, что есть государственные чиновники, которые этим занимаются, но ведь есть и много ученых, экспертов, скажем, в каждой политической партии есть свои экономические, социальные комиссии. Почему бы не послушать экспертов гражданского общества, политических партий, чтобы уточнить подходы. Ведь есть выражение: «одна голова хорошо, две – лучше».
Поэтому я считаю, что по каждому из направлений, сфере, в которых будут проводиться новые реформы – прежде чем их утверждать и реализовывать, хорошо бы собраться и обсудить в этом самом формате. Я думаю, государственные чиновники много полезного могут услышать от экспертов гражданского общества, политических партий.
- То есть, диалог, по вашему мнению, должен превратиться в непрекращающийся процесс…
- Да, я думаю, что это должно стать нормой. Вот сейчас мы рады, что спустя 5 лет такой диалог, наконец, состоялся. А он должен быть постоянным, нормой, обычным делом.
Знаете, во многих странах есть законы, которые не разрешают властям проводить какие-либо реформы без обсуждения с гражданским обществом. Вот в России недавно приняли закон, который обязывает министерства, которые намерены проводить реновацию, например, связанную с жильем, обязательно организовывать общественные слушания. Это обязательно, то есть, закон запрещает действовать без публичных слушаний.
У нас пока такого закона нет и, конечно, было бы хорошо принять такой, а пока что можно придерживаться этого подхода на практике.
Ф.Багирова