Консультант для «армянской королевы». Какие месседжи шлет Пашиняну Москва?
«Я не халявщик, я – партнер!», - многие, наверное, помнят эту остроту героя популярного в свое время рекламного ролика.
Именно она вспомнилась, когда во вторник в российских СМИ одна вслед за другой появились две новости, касающиеся назначения гражданина России главным советником президента Армении.
Вначале «КоммерсантЪ» со ссылкой на собственные источники в дипломатических кругах сообщил, что на должность главного советника президента Армении Армена Саркисяна назначен гражданин России, некто Георгий Асатрян - специалист по Афганистану и контртеррористической деятельности США на Ближнем Востоке.
По данным газеты, ему вверено заниматься укреплением связей между российским президентом Владимиром Путиным и Арменом Саркисяном, а также активизацией контактов между президентскими администрациями двух стран. Причем собеседники издания уточнили, что решение о назначении Георгия Асатряна было принято после визита Владимира Путина в Ереван 1 октября.
Несколько часов спустя РБК опубликовал поспешное «опровержение» управления по связям с общественностью и средствами информации аппарата президента Армении. Оказывается, Асатрян назначен не главным советником, а «консультантом президента на общественных началах по вопросам Центральной Азии и южнокавказского региона, по которым он и специализируется».
«Это не является государственной должностью, не предусматривает какого-либо вознаграждения, а также нормированного режима работы и рабочего времени», - сказали изданию в управлении.
Источник РБК сказал, что задачи нового консультанта не касаются армяно-российских отношений.
То есть, Асатрян не какой-то «халявщик», который будет из России давать советы президенту исторической родины и получать за это зарплату, а «консультант», работающий на общественных началах.
На фото: Г.Асатрян
Конечно, опровержение аппарата президента Саркисяна как очередной изворотливый «армянский вариант» могут вызвать только усмешку. Сколько не меняй форму, суть остается та же, никакой разницы между понятиями «советник» и «консультант» нет – это слова-синонимы.
Интерес может представлять разве что сам факт назначения россиянина советником (или консультантом - это кому как угодно) президента Армении. Может ли быть, что тем самым Москва посылает армянским властям ясный месседж – «даже если фактическим главой государства является Пашинян, мы будем работать с Арменом Саркисяном, пусть и «английской королевой» при пашиняновском правительстве?
По большому счету, такая перспектива представляется достаточно реальной, особенно если обратить внимание на то, что решение о назначении Асатряна было принято после визита Владимира Путина в Ереван, который, как известно, не привел ни к одному из ожидаемых Пашиняном результатов. По сообщениям армянской прессы, премьеру не удалось ни договориться с российским президентом по цене на газ, ни помешать его встрече с семьей арестованного экс-президента Роберта Кочаряна.
Кстати, встреча Путина с женой Кочаряна – Беллой Кочарян и сыном Левоном в посольстве России в Ереване сама по себе несет в себе демонстративный посыл. Армянские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что встреча прошла «в душевной обстановке». Б.Кочарян кратко рассказала Путину о «нарушениях прав Кочаряна, которые допустило армянское правосудие». По ее словам, властями не выполняется даже решение Конституционного суда Армении об освобождении Кочаряна.
В свою очередь, В.Путин «выразил сочувствие, что Кочарян до сих пор под арестом и сожаление, что он не может повлиять на вопрос освобождения своего друга».
На ее просьбу сделать что-нибудь Путин объяснил свою позицию, согласно которой он не может вмешиваться во внутренние дела Армении, поскольку отношения с новыми властями иные, чем были до революции. Но обещал помочь, «если вдруг будет какая-то лазейка». Все же Б.Кочарян попросила Путина поговорить с Пашиняном на эту тему, поскольку «весь этот процесс - политическое преследование в отношении Кочаряна», писали после встречи армянские медиа.
Так есть ли какая-то связь между визитом В.Путина в Ереван, его «душевной встречи» с семьей Кочаряна и последующим назначением президенту Саркисяну «московского консультанта» для «укрепления связей»?
Мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Милли Меджлиса, политолога Расима Мусабекова.
- Сам президент Армении – фигура церемониальная, и я не думаю, что назначение кого-то его советником имеет такое уж большое значение. Но если принять во внимание, что в Армении уже были и министры иностранных дел, которые являлись гражданами других стран, то в этом [назначении] нет ничего особенного.
- В новости «Коммерсанта» акцент делался на то, что новый советник будет заниматься «укреплением связей между Путиным и Саркисяном»…
- Ничем он не будет заниматься – у него, во-первых, нет таких полномочий. Потому что Путин действительно является первым руководителем России, а президент Армении таковым не является. И я не думаю, что Путин нуждается в каком-то посреднике в лице малозначительного субъекта с российским паспортом.
- А может это быть месседжем о том, что Москва намерена говорить не с Пашиняном, а с Саркисяном?
- Ну, кто такой этот человек, чтобы через него говорить с Арменией?! Он в России - совершенно неизвестная и ничего из себя не представляющая личность для того чтобы еще и поддерживать связь с Путиным.
Да, судя по всему, у него какое-то получекистское прошлое. Но вряд ли президент Армении для связи с Путиным может использовать эту фигуру.
И вообще, сам институт советников президента Армении ничего собой не представляет. С точки зрения властных позиций - у самого президента очень мало возможностей, не говоря уже о каких-то его советниках, тем более, внештатных. Все властные полномочия – в руках у Пашиняна, нравится это кому-то или нет.
Повторяю: это событие не стоит того, чтобы на него обращали внимание. Я думаю, оно пройдет абсолютно незаметно не только для России, но даже в Армении на это так называемое «назначение» никто не обратит внимания. Так что, никакого месседжа это в себе не несет. Человек ничего из себя не представляет. Ну, назначили бы, например, Миграняна или еще какую-то медийную фигуру – в этом случае еще можно было бы делать какие-то предположения. А этот человек [Асатрян], повторю, кроме какого-то небольшого чекистского прошлого, для российского политического и медийного пространства ничего собой не представляет. Он - никто, и зовут его никак. Поэтому делать из его назначения какие-то далеко идущие выводы об армяно-российских отношениях не стоит.
Кстати, ведь Армен Саркисян и сам считается прозападным политиком – с учетом того, что он долгое время жил и работал в Лондоне, что у него хорошие связи именно на Западе…
Но вполне возможно, что Саркисян - просто для того чтобы как-то укрепить свои позиции на российском направлении - нуждается в этой фигуре [советника]. Но я сомневаюсь, что в такой фигуре нуждаются или придают этому хоть какое-то мало-мальское значение в Москве. Там – совершенно другие армянские фигуры являются «важными персонами». Но ни Саркисян, ни назначенный им своим главным советником Асатрян не играют для российского истеблишмента никакого значения.
- Говоря о «важных персонах», вы имеете в виду крупных бизнесменов?
- Да, миллиардер Карапетян [глава и основатель группы компаний «Ташир», в состав которой входит более 200 компаний в различных отраслях экономики России], есть влиятельные люди с армянскими корнями и в российском истеблишменте. Ну и кто для них этот Асатрян? Да никто.
- А существует ли, на ваш взгляд, во встрече Владимира Путина с семьей Кочаряна какой-то посыл Пашиняну?
- Это месседж не столько Пашиняну, сколько сторонникам Кочаряна – мол, будьте твердыми, я свою поддержку Кочаряну демонстрирую, пусть даже в такой форме. Там же сейчас серьезные процессы идут. Суды, с одной стороны, колеблются, подвергаясь давлению Пашиняна. С другой стороны, их на должности назначали Кочарян и Саргсян, и они не хотят выполнять волю Пашиняна. И вот тут, что касается встречи Путина – это была демонстрация того, чтобы они были твердыми в своем сопротивлении, и чтобы сторонники Кочаряна продолжали борьбу, видя, что да, Путин свою поддержку Кочаряну не снимает.
Ф.Багирова