Лавров представил новую модель поэтапного варианта урегулирования нагорно-карабахского конфликта - Мубариз Ахмедоглу

Некоторые заявления по нагорно-карабахскому урегулированию, сделанные во время пребывания главы МИД РФ С.Лаврова в Ереване, были неправильно поняты со стороны большинства политиков.
Лавров до приезда в Ереван назвал определение статуса Нагорного Карабаха чуть ли не самым сложным вопросом времени. По его ответам на вопросы, заданные на проведенной в Ереване пресс-конференции, стало ясно, что он проводит деятельность в направлении усложнения процесса определения статуса Нагорного Карабаха.
Все предлагаемые Россией варианты в нагорно-карабахском урегулировании всегда опирались на поэтапный вариант решения. Азербайджан также не выступает против поэтапного варианта урегулирования. Россия хочет, усложнив второй этап варианта урегулирования, то есть определение статуса, сохранять его в замороженном состоянии в течение еще более длительного времени. Согласно Лаврову, главная роль в откладывании в течении долгих лет определения статуса Нагорного Карабаха принадлежит Армении; Если Армения не подпишет соглашение по определению статуса, то его не примут. Лавров уверен, что Россия сможет долгое время управлять Арменией. Включение самой Армении в состав России в течение этого длительного времени, предусмотренного Лавровым, является более вероятным. Главная цель в создании Лавровым уверенности у армян в вопросе затягивания определения статуса Нагорного Карабаха - добиться скорого решения первого этапа. Согласно первому этапу, открываются коммуникации между Арменией и Азербайджаном, вынужденные переселенцы возвращаются на родные земли.
Открытие коммуникаций является самым решающим моментом для РФ в данном случае. Открытие Мегринской железной дороги превратилось в императив для текущей и стратегической политики России. В регионе Ближнего Востока начались активные процессы нового типа, и в этом случае возможность передвижения российских бронепоездов вдоль границ Ирана и Турции превращается в самый необходимый вопрос. Армения как государство, а армяне как народ исчезнут, но Россия откроет Мегринскую железную дорогу. Другого варианта не может быть.
Несмотря на то, что Азербайджан не обрадуется открытию Мегринской железной дороги, препятствовать также не будет. Потому что риск со стороны некоторых региональных государств, считающихся союзниками Армении, довольно опасен для Азербайджана, и устранение этого риска невозможно без участия России.
В настоящее время в архитектуре региональной безопасности нет ничего нового. Если Иран или другие государства предложат новую архитектуру, то потребуются годы для создания доверия к этому. Поэтому Азербайджан заинтересован в запуске Мегринской железной дороги, и речь идет не только о сохранении Азербайджаном контроля над направляющимися в Армению грузами, экономической выгоде для Азербайджана. Это также вопрос безопасности для Азербайджана.
С.Лавров вселяет уверенность в армян в вопросе определения статуса, чтобы начался первый этап в нагорно-карабахском урегулировании. Другими словами, чтобы армяне были уверены в том, что судьба Нагорного Карабаха не решается. Но семь районов возвращаются Азербайджану, и вынужденные переселенцы живут в этих районах.
То, какой вывод сделает армянская психология из этого, является очевидным вопросом. Армянская психология также прекрасно понимает, что открытие Мегринской железной дороги является императивом для России. Поэтому не существует никаких сомнений в том, что армяне в ближайшее время будут вновь отступать в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Глава Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу