Конец старого мира и новый «цифровой» завет
В свете последних событий, связанных с распространением нового типа коронавируса COVID-19, невольно задумаешься о том, что ждет человечество в ближайшем будущем?
И хотя статистика успокаивает, что в худшем из сценариев смертность в отдельных странах не превысит 5-6 процентов, и что в целом люди с хорошим здоровьем могут даже не ощутить, что подверглись заражению, этой информации оказалось достаточно, чтобы наша повседневная социально-экономическая жизнь кардинально изменилась.
Страны закрывают границы и объявляют о чрезвычайном положении, люди запираются в домах, мировая экономика находится в свободном падении, борьба идеологий и межэтнические разногласия, быть может, временно, но уходят на второй план и т.д. Одним словом, все – как во время войны. У нас действительно появился пусть и невидимый, но единый враг, который заставляет переосмыслить ценности. Впервые для победы общего врага (в отличие от всех других войн) человечеству следует не объединиться, а разъединиться, и всеобщими усилиями заключить новый «цифровой» завет.
После всемирного потопа люди уже заключали завет с Богом, где одним из главных пунктов было положение о «свободе воли». К сожалению, вполне вероятно, что именно свобода воли и привела нас к тому, что мы имеем сегодня. И еще более вероятно, что именно ею, ради всеобщего блага, нам и придется пожертвовать, заключив новый «цифровой» завет с искусственным интеллектом. Да, сценарий «Большого Брата» Джорджа Оруэлла уже завтра вполне может стать новой реальностью для всех.
Дело в том, что хотя вирус и «демократичен», не делая различий и поражая всех – и бедных, и богатых, единственным и наиболее эффективным методом борьбы с ним является введение жестких карантинных мер, ограничивающих свободу людей. То есть, фактически авторитаризм.
В то время, когда в Европе этот вирус обновляет все новые рекорды, как по количеству зараженных, так и по количеству умерших, в Китае, с его почти полуторамиллиардным населением, новых случаев заражения больше не выявлено. И здесь дело не только в самом карантине людей и введении чрезвычайного положения, а в подходе к жизни и правам конкретного человека. Пока остальной мир надеялся, что эта зараза их обойдет, и спорил о том, как с ней справиться максимально демократичным способом, Китай бесшумно и жестко предпринимал беспрецедентные меры по сохранению своей нации, невзирая ни на какие «права», за исключением права на жизнь.
В частности, сложившаяся ситуация порождает много споров о необходимости обмена информацией о вашей частной жизни во имя общего блага, во имя самого выживания человечества.
К примеру, в Китае почти каждому человеку, через приложение Ant, присваивается личный QR-код зеленого, желтого или красного цвета, который меняется в зависимости от уровня вероятности заражения, анализируя информацию о геолокации и, соответственно, определяя ваши действия и перемещения.
Еще дальше пошли в Израиле, где спецслужбы получили разрешение отслеживать без уведомления передвижение людей через их мобильные телефоны.
Становится очевидно, что этот тренд, скорее всего, перехватят и другие страны. Более того – такой метод слежки со временем может стать более утонченным и (как писал в своей последней статье в FT Юваль Харари) позволит даже отслеживать вашу температуру, ваше давление, пульс, реакцию вашего тела на то или иное событие, что в конечном итоге сделает возможным предсказание какой-либо болезни еще до ее появления.
Возможно, кому-то такое будущее может показаться нереальным, но пример с торговой сетью Target, которая, основываясь на покупательном поведении женщины, практически со стопроцентной вероятностью угадывает ее беременность, говорит об обратном. Или другой пример – когда алгоритмы Cambridge Analytica распознают ваш пол, ориентацию и политические взгляды, основываясь лишь на одном клике в социальной сети Facebook.
Все эти данные, все «цифровые следы», которые мы оставляем, сами того не понимая или не желая, представляют огромный интерес как для правительств, так и для частных компаний, которые используют их для формирования направленности нашего с вами поведения. Здесь можно долго спорить об этичности всего этого, однако, архитектура такого мира уже построена, и от нее никуда не деться. Мы сами, с подачи технологических компаний, не вникая в детали, разрешили доступ к нашим личным данным в обмен на скорость и удобство, подписываясь и кликая, ставя галочку под каждым соглашением «прочитайте и примите условия». Мы сами таким образом заложили фундамент нового «цифрового завета». И чем быстрее мы осознаем и примем эту реальность, тем легче сможем адаптироваться к новой жизни.
Новая жизнь предполагает новую форму системы управления, основанную в меньшей степени на традиционных ценностях, и в большей - на минимизации бюрократического процесса, и увеличивающую скорость принятия правильных решений. А для принятия такого рода решений, государственному аппарату необходимо иметь огромное количество структурированных данных, которые сможет анализировать только искусственный интеллект. И если сейчас врачи могут обратиться к искусственному интеллекту Watson компании IBM за «вторым мнением», поскольку тот в силах проанализировать огромный массив данных и дать точный диагноз или план лечения за считанные минуты, то в будущем нельзя исключить реальность, в которой человек передаст искусственному интеллекту свободу принятия решений, пожертвовав своей собственной. И тем самым заключит с ним «новый цифровой завет».
Урхан Сеидов, автор книг «Инновации: инструкция по применению» и «Мягкая сила Азербайджана в эпоху цифровых технологий» – научный исследователь Центра политической психологии.
Статья отражает точку зрения автора и может не совпадать с позицией редакции