Тофиг Зульфугаров: Пашинян толкает свой народ к войне с Азербайджаном
Глухой тупик, в который завела процесс карабахского урегулирования позиция армянского руководства, заметно повысил в Армении градус нервозности в плане возможного возобновления военных действий.
В последние дни армянские и близкие к армянству СМИ уделяют такой перспективе повышенное внимание. Охарактеризовать участившиеся в Армении публикации о возможности возобновления боевых действий, и в целом, ситуацию, сложившуюся в процессе карабахского урегулирования, мы попросили экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофига Зульфугарова.
- Начну с процесса урегулирования армяно-азербайджанского конфликта - произошли очень серьезные изменения с точки зрения его характера и возможных перспектив.
Дело в том, что после известного заявления Пашиняна, после всех произошедших процессов, и в особенности, дискуссии в Мюнхене, вырисовывается следующая картина, которая, мне кажется, будет определять развитие ситуации с конфликтом в будущем.
Первое: следует отметить, что Армения, по сути, отказалась от Мадридских принципов и всего того комплекса предложений, которые ранее предлагали сопредседатели. Суть Мадридских принципов и всех остальных предложений, которые выдвигала Минская группа, заключается в том, что процесс урегулирования предполагает для армянского населения, которое проживало бы в Азербайджане, рассмотрение некоего нового статуса в пределах Азербайджанского государства, то есть каких-то особых прав самоуправления. Смысл был в этом, и ясно, что многолетняя попытка Минской группы заинтересовать Армению в том, чтобы она пошла на рассмотрение вопроса именно в этом ключе, закончилась неудачей. Более того, она привела к тому, что армяне устами Никола Пашиняна, по сути, раскрыли свою главную цель – это аннексия оккупированных территорий и присоединение их к Армении.
То есть, никакого рассмотрения каких-либо возможных вариаций того, как армяне могли бы совместно с азербайджанцами жить в Азербайджане, они не принимают.
И я думаю, тут мы подходим к тому, что подобного рода проблемы решаются двумя способами. Первое – это обеспечение возможности национальному меньшинству жить в рамках того или иного государства. Как мы видим, армяне это отвергли. И второе - национальное разграничение в рамках своих национальных государств. В мировой практике такая вариация разрешения подобных конфликтов существует на примерах периодов после Первой мировой войны и Второй мировой войны. Это взаимное переселение греков и турок: греков - в Грецию, турок – на территорию Турецкой Республики, или судетских, прибалтийских немцев в Германию и т.д.
Следовательно, если Армения отказывается от первого варианта, то по логике получается, что реальное разрешение конфликта может быть только в случае, если армяне будут жить в Республике Армения, а азербайджанцы – в Азербайджанской Республике. Что, собственно, и произошло с азербайджанцами, но не с армянами. Более того, армяне при помощи России оккупировали часть азербайджанских территорий.
На фото: Депортация азербайджанцев из Армении в начале 1988 года
Азербайджан же, воспользовавшись временем после прекращения огня, усилил свою армию, и сегодня резонно ставит вопрос, что наша цель – и об этом заявил Президент Ильхам Алиев – это восстановление территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. Вместе с тем, глава государства сказал, что права армян, как и всех других граждан Азербайджана, будут обеспечиваться в общем комплексе и на уровне всех гражданских прав, которые имеются в Азербайджане. То есть, никаких особых условий для армянского меньшинства в составе Азербайджанского государства не предусмотрено. Азербайджан как бы отозвал свое предложение о высокой степени самоуправления, которое звучало ранее, и теперь склоняется к тому разрешению конфликта, к которому его вынуждает Армения.
Естественно, переговорный процесс должен рассматривать ситуацию в этом ключе, но Армения не собирается рассматривать предложения, как в комплексе Мадридских предложений, так и в том, чтобы освободить оккупированные территории. Исходя из этого, логически получается, что возобновление военных действий неминуемо.
Мне кажется, что все происходящее сегодня в армянской политической мысли - это некий момент истины. Они осознают, что выдвигая радикальные требования, наподобие того что Нагорный Карабах (при этом теперь они подразумевают и прилегающие к нему оккупированные территории) – «это Армения, и точка», и что «мы не будем вести переговоры об освобождении территорий» - они подводят ситуацию к неизбежному возобновлению военных действий.
Ведь любая деятельность человека строится на какой-то логике. И рассматривая две вариации развития ситуации, становится ясно, что Армения толкает нас именно к такому логическому ходу мысли, в том числе, политической, о том, как разрешить конфликт.
Конечно, в самой Армении тоже растет осознание того, что радикализируя свою позицию, они фактически загнали ситуацию в тупик, единственный выход из которого – это война. И будет уже неважно, кто и по каким причинам нарушил режим прекращения огня - это просто станет неким поводом для возобновления военных действий.
Но теперь политическая элита Армении должна объяснить своему народу, что то, что она предлагает, фактически означает войну с Азербайджаном, и ее невозможно избежать.
Потому что если они не ориентируют свое общество на поиск каких-то компромиссных решений, о которых я сказал выше, то они должны ориентировать страну на неизбежное возобновление военных действий. И тогда, конечно, им надо спросить у армянского народа: готов ли он платить высокую цену за амбиции своих политиков или нет.
- Скорее всего, армянское общество это понимает, - в последнее время в их прессе, в частности оппозиционной Пашиняну, все чаще появляются публикации на тему «война на пороге» с указанием, в том числе, фактора Нахчывана.
- Да, это значит, что осознание этой истины там все-таки происходит. Более того, между строками этих публикаций мы видим, что они идут еще дальше, говоря о незаменимой роли России в этом вопросе. Вот исходя из этого и складывается внутриполитическая ситуация, внутриполитическая борьба в Армении.
Пашинян, взяв на вооружение все лозунги, позицию и тезисы, которые были до него в вопросе армяно-азербайджанского конфликта, фактически загнал себя в тупик. Но теперь он обязан сделать еще и геополитический разворот от России в сторону Запада. И вот в этой ситуации оппозиция пугает его тем, что если он сделает этот разворот, то столкнется с неизбежным возобновлением военных действий. Именно так я оцениваю эти публикации.
- Какой, на ваш взгляд, будет реакция России в случае возобновления военных действий?
- Прежде всего, надо сказать, что сегодня мы можем ясно видеть, как минимум, две четко обозначенные позиции в российской элите. Первая позиция реалистична и строится на понимании того, что Российское государство должно сконцентрироваться на обеспечении своих национальных интересов, на реальных, а не придуманных концепциях, в том числе, пытаясь отвечать на стоящие перед ней реальные вызовы. Это, прежде всего, взаимоотношения с наиболее близкими славянскими государствами – с Беларусью и Украиной - которые сегодня находятся в кризисе.
Второй компонент заключается в том, что Российское государство имеет всего лишь около 5-7 миллионов населения за Уральским хребтом. С другой стороны – 1,5 миллиарда китайского населения. И если развитие Зауральского региона будет идти такими же темпами, то депопуляция еще больше усилится. А это – реальный вызов, так же, как и нефтяной кризис, повлекший за собой финансовый и экономический кризис, продолжающийся демографический кризис, осложненные отношения с Западом и т.п. Этот список реальных вызовов, которые стоят перед Россией, можно продолжить, заканчивая нынешней пандемией. И в этом большом перечне такое понятие, как амбиции армян удержать оккупированные территории, находится очень далеко – не то что не в первой, но и не во второй и даже не в третьей десятке.
Вместе с тем, существует армянское лобби, представленное в высших эшелонах власти и которое пытается каким-то образом воздействовать на ситуацию. Сегодня ясно, что их рамки маневра ограничены определенными политическими действиями, например, желанием сымитировать возобновление переговоров как альтернативу возобновлению войны. Или, скажем, принятием каких-то деклараций в поддержку геополитической значимости Армении для России – это то, чем наводнили сегодня российское телевидение армянские и проармянские обозреватели. Но опять же, это - всего лишь словесная поддержка, и я считаю, речь уже никогда не будет идти о какой-то серьезной военной поддержке Армении в случае возобновления боевых действий с Азербайджаном.
Я думаю, что это та красная линия, за которую армянской диаспоре и их лоббистам в Москве не дадут перейти «другие башни Кремля». Это сегодня ясно.
И это же очевидно для армян в Армении, потому что их поиски нового спонсора, попытки уйти на Запад продиктованы тем, что они прекрасно понимают, что от России уже ничего получить не смогут. У нее сейчас свои проблемы, и по этой причине армяне хотят быстро перейти под крыло Запада.
Однако Запад тоже не готов их принять в то время, как они все еще надеются и генерируют такие понятия, как «поддержка России», «российский зонтик безопасности» и т.п. Между тем, отказ от этого «зонтика» - и есть часть условий, после выполнения которых Запад их примет.
Вот такая сложилась ситуация: с одной стороны - политически завышенные требования в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Нереально завышенные требования, которые Армения не может обеспечить собственным военным, людским, финансовым, экономическим потенциалом. Усилившийся Азербайджан, который четко сформулировал свои задачи, и под эти задачи создал свою сильную экономику, государственную структуру и боеспособную армию. И отсутствие внешних спонсоров, которые в условиях пандемии еще больше отдалились от Армении, когда в многосторонней дипломатии в целом такие вопросы, как поддержка союзников, отодвигаются очень и очень далеко.
Так что, сегодня у армян серьезный кризис, и вот таким образом - популистскими и спекулятивными заявлениями на своей внутриполитической арене они пытаются продержаться на плаву.
- Как вы думаете, какие шаги в сложившейся ситуации может предпринять Азербайджан?
- Стратегическая линия того, что должен предпринимать Азербайджан, определена. Президент Ильхам Алиев заявил, что территориальная целостность и суверенитет Азербайджана будут восстановлены. Достижение этой цели, конечно, предполагает наличие целого ряда тактических действий и, может быть, анализа ситуации с точки зрения того, когда это можно предпринять.
Скажу откровенно: на сегодня пандемия создала еще более благоприятные условия для того чтобы Азербайджан восстановил свою территориальную целостность и суверенитет. Да, экономический кризис, конечно, в Азербайджане есть, но вместе с тем его положение, в том числе, финансово-экономическое позволяет еще несколько лет - в том числе в случае возобновления военных действий – сохранять возможность независимых и свободных решений.
Поэтому на сегодняшний день, мне кажется, речь идет не о том, будут ли возобновлены военные действия, а о том, когда они будут возобновлены.
Конечно, я не хотел бы, чтобы сложилось такое впечатление, что именно Азербайджан начнет эти военные действия. Ведь мы с вами неоднократно говорили о том, что и в Армении есть заинтересованные в этом круги. Это, прежде всего, нужно самому Пашиняну для решения своей стратегической задачи перехода от России к Западу.
Он понимает, что возобновление военных действий открывает для него возможность оборвать все связи с Москвой и полностью «отдаться в руки» Запада, и тем самым, выполнить все условия Запада для предоставления ему своего патроната.
Вот вся эта ситуация в целом и делает возобновление военных действий очень реальным.
И конечно, настораживает то, что армянская общественная и политическая мысль, как мне кажется, недостаточно глубоко оценивает все риски этой радикальной политики. Вот в публикациях, о которых мы говорили выше, - только штрихи каких-то элементов той угрозы, которая лежит в основе политики армянских властей. Мы же можем видеть эту ситуацию еще полнее и многосторонней.
Конечно, все понимают, что возобновление военных действий будет именно между двумя государствами, и я уверен, что в системе вооружений, которые имеются и у Армении, и у Азербайджана - они не будут сконцентрированы только в зоне боевых действий на оккупированных территориях, в Нагорном Карабахе. Однозначно, они затронут территорию обеих стран, и поэтому фактор Нахчывана, о котором говорится в вышеуказанных публикациях, показывает, что армянам есть о чем задуматься.
Потому что - и я об этом неоднократно говорил – непотопляемый авианосец под называнием Нахчыван находится всего в 40 километрах от столицы Армении.
Армяне никогда не должны об этом забывать. Я думаю, сегодня военные возможности Азербайджана позволяют нанести серьезный удар в ответ на попытки армян нанести ущерб нашему мирному населению – на их обстрелы жителей приграничных районов, на саму оккупацию наших территорий, на этнические чистки…
- Вы говорите о стремлении Армении переметнуться от России к Западу, а нужно ли это Западу?
- Вы знаете, что армяне во все исторические периоды спекулировали на взаимоотношениях великих государств, так они, кстати, и создали свое государство. То есть, они всегда пытались быть полезны, по крайней мере, в качестве пропагандистского элемента в играх больших игроков.
Но если сегодня посмотреть на взаимоотношения сверхдержав, то лично я не вижу никакой роли Армении, например, в грядущем противостоянии США и Китая. Не уверен, что использования возможностей армян потребуют и проблемы во взаимоотношениях Турции с США. Так что там, на Западе армянам развернуться негде. Ну, попытаются они обозначить свою роль в турецко-ближневосточных вопросах, связанных, скажем с курдами, но опять же, у армян там роль нулевая. И какой может быть роль Армении, скажем, в противостоянии Запада и Ирана? Она значительно, в разы, меньше, чем у Азербайджана.
Словом, я в данном вопросе никаких особых перспектив не вижу. Ну да, пойти к кому-то на содержание, попросить через лобби кредитов, паёв побольше – это они могут, но этим все и ограничится. Но в политическом отношении – времена, когда Армения представляла хоть какой-то интерес, уже давно прошли.
1news.az