Кочарян решил вернуться во власть. О чем должны помнить армянские реваншисты
Экс-президент Армении Роберт Кочарян вновь напоминает о себе скандальными заявлениями, преимущественно посвящая их своему главному оппоненту.
Казалось бы, ничего странного в этом нет – «теплые» чувства, которые давно питают друг к другу Роберт Кочарян и Никол Пашинян, не представляют большого секрета.
Однако в пресс-конференции, которую бывший армянский руководитель провел 4 марта для российских СМИ, прослеживаются намного более далеко идущие цели, чем просто озвучивание своего видения на поражение Армении в войне и на нынешний политический кризис в стране.
Главный месседж Кочаряна, для озвучивания которого, скорее всего, и была затеяна пресс-конференция – это заявка на возвращение во власть.
«Если будут выборы, я буду в них участвовать. Да, я претендую на участие и претендую на победу. У меня есть достаточно опыта, чтобы установить прогнозируемость, управляемость и динамичность развития Армении», - процитировали Кочаряна армянские СМИ.
О многом говорит и отношение экс-президента к попытке военного переворота в стране, имевшего место 25 февраля, когда армянский генералитет потребовал отставки премьер-министра. По словам Кочаряна, армянский генералитет ведет себя слишком сдержанно в истории вокруг генерального штаба. Генералы не хотят, чтобы малейшее их действие воспринималось как попытка военного переворота.
Не следует бояться словосочетания «военный переворот». В истории немало случаев, когда военный переворот позволял сохранить государственность и обеспечить развитие экономики, сказал Кочарян.
Получается, что Кочарян, будучи далеким от того, чтобы считать приход военных к власти абсолютным злом, поддержал бы военный переворот, при успешности предпринятой попытки.
Впрочем, это неудивительно, если учесть, каким был его собственный путь к власти в Армении, и какие действия он предпринимал для того чтобы ее удержать. Именно его имя чаще остальных склонялось при упоминании теракта в армянском парламенте в октябре 1999 года и при расстреле 1 марта 2008 года демонстрантов, несогласных с итогами выборов, по результатам которых Роберта Кочаряна на президентском посту сменил Серж Саргсян.
Кстати, сам Пашинян, судя по выступлению на последнем митинге на главной площади армянской столицы, убежден в том, что генералы действовали по наущению Сержа Саргсяна – экс-президента и второй после Кочаряна главной фигуры в пресловутом «карабахском клане».
К слову, на своей пресс-конференции Кочарян как мог, пытался выгородить своего соратника, признав, что в период правления Саргсяна были допущены ошибки в управлении. Однако «бархатная революция», в первую очередь, была обусловлена другими факторами, добавил он. «Были проблемы, приведшие к этим процессам. Но здесь были и очевидно применение технологий, наличие геополитического компонента, активное вмешательство внешних неармянских сил», — сказал Кочарян.
Попутно он, хотя и не прямо, но обвинил Пашиняна в манипулировании народом: «Мы всегда пытаемся искать виновных. Для меня это [2018] был непонятный год. Не думал, что нашим народом можно так легко манипулировать. Что применение технологий может быть таким эффективным в армянском обществе».
Что касается сотрудничества с Саргсяном сегодня, то здесь Кочарян, вероятнее всего, снова лукавит – утверждая, что «отдельных переговоров о сотрудничестве не было», он, тем не менее, заявил, что Республиканская партия Армении, которой, как известно, руководит Саргсян, «участвует в протестных акциях и является частью оппозиционного движения, которое он поддержал».
Нынешнего лидера оппозиции, еще одного активиста сепаратистского движения в Нагорном Карабахе - Вазгена Манукяна, Кочарян назвал «достойным и опытным политиком». По его словам, возглавляемому Манукяном оппозиционному движению «удалось сконцентрировать вокруг себя заметную часть армянского общества».
То, насколько «заметной» является сплотившаяся вокруг Манукяна «часть армянского общества», показывает тающее с каждым разом число участников митингов оппозиции на фоне многолюдных акций Пашиняна, значительно усиливающих позиции армянского премьера.
Что касается поражения Армении в войне, то Кочарян считает, что оно «было запланированным». По его мнению, после подписания 10 ноября трехстороннего заявления по Карабаху «власть должна была встать на колени и попросить прощения у народа. И если бы у них было достоинство – застрелиться».
Теперь «главная забота» Кочаряна – это «восстановление боеспособности армянской армии, которое эксперты оценивают примерно в 3 миллиарда долларов». И главный актор, на которого рассчитывает в этом плане экс-президент Армении – это Россия: «Мы как военно-политический союзник России проиграли, Азербайджан – как союзник Турции, выиграл. Я думаю, что мы должны найти формулу такой интеграции с Россией, которая позволит быстро восстановить наши ВС».
Предположительно, искать «формулу такой интеграции» Кочарян желает, «взяв на себя серьезную ответственность» возвращения к власти в Армении. Над тем, насколько сильную ненависть (судя по экспертным оценкам, периодически звучащим в армянских СМИ) к нему испытывают и насколько негативно реагируют на каждый его шаг в армянском обществе, второй президент Армении предпочитает не задумываться.
Находясь под властью реваншистских устремлений, Кочарян «забывает» и о том, что под трехсторонним заявлением по Карабаху стоит и подпись президента России как гаранта данного соглашения.
И что самое главное - для Азербайджана не представляет особого интереса то, кто руководит Арменией сегодня, и кто будет руководить ею завтра. Свое веское слово Азербайджан уже сказал как на дипломатической арене, так и на поле боя, разгромив, фактически уничтожив армянскую армию - ту самую, которую все эти годы строила хунта Кочаряна и Саргсяна, и которую они сегодня мечтают «восстановить».
Вынудив Армению капитулировать, Азербайджан в лице Президента, Верховного главнокомандующего сделал серьезное предупреждение в адрес тех сил в Армении, которые выступают за пересмотр заявления от 10 ноября, и их внешних покровителей:
«Условие для мира заключается в том, что политическим кругам Армении следует понять: любые попытки реваншизма и мести будут строго наказаны Азербайджаном. Если мы увидим какую-либо угрозу, посчитаем ее серьезной угрозой для себя, то немедленно последует ответ. Поэтому предупреждаю, что здесь не должно быть никаких попыток реваншизма и мести. Армения должна полностью выполнить Заявление от 10 ноября, и в регион постепенно, шаг за шагом придет мир».