Фархад Ибрагимов: Ирану хочется напомнить о себе, но у него это получается не совсем корректно
Иран, который на протяжении не одного десятка лет поддерживал территориальную целостность Азербайджана, вдруг начал осуществлять некие действия, идущие вразрез с этим вполне справедливым тезисом.
Если Тегеран видит в Баку своего партнера и союзника, как было ранее неоднократно заявлено, то переправка топлива и груза военного назначения в Армению через Карабах, являющийся неотъемлемой частью Азербайджана, трудно поддается логическому объяснению.
О том, каким представляется будущее ирано-азербайджанских отношений, почему Азербайджану приходится сталкиваться с такого рода выпадами со стороны своего южного соседа и как выправить сложившуюся ситуацию в беседе с 1news.az рассказал эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай», политолог и иранист Фархад Ибрагимов.
Отвечая на вопрос о том, находит ли Армения в лице Ирана союзника, Ф.Ибрагимов отметил, что подобный расклад исключен: «Армения не сможет найти в лице Ирана своего союзника, поскольку ИРИ не рассматривает РА в таком качестве. Армения тут – исключительно экономический партнер.
Это никогда не было секретом. Существует соответствующая декларация, в которой указывается, что Иран и Армения являются партнерами и необходимо развивать экономические связи между Иреваном и Тегераном.
Быть союзниками они не могут по целому ряду причин, в том числе и потому что Иран не доверяет Пашиняну, а также потому что не считает такое союзничество полезным для Тегарана и его интересам в регионе».
Что касается мусульманской солидарности, то эксперт обратил внимание на то, что «данное понятие очень растяжимое».
«Это станет заметно, если мы рассмотрим поведение некоторых арабских государств. Несмотря на то, что большинство их граждан исповедует ислам, там тоже фиксировались случаи, когда они проявляли больший интерес к Армении, нежели к Азербайджану.
Религиозный фактор здесь не является значимым. Хотя, говоря об ирано-азербайджанских отношениях, в обоих случаях в основном исповедуется ислам шиитского толка. Конечно, тут можно думать иначе, но тем не менее надо сказать, что Иран не мыслит данной категорией.
Иран мыслит категориями относительно национальных интересов, которые сегодня заключаются в том, чтобы сохранить нормальные отношения как с Азербайджаном, так и с Арменией. Знак равенства пытаются не ставить, но по итогу выходит именно так, поскольку он не хочет давать на Кавказе кому-то какой-то приоритет.
Многие иранские муллы и дипломаты заявляли о том, что если ставить на весы Азербайджан и Армению, то, конечно же, Азербайджан перевешивает и значимость его неоспорима. Опять-таки, все исходит из того, что нужно сегодня Ирану. А Ирану нужно сохранить свое присутствие в регионе, не испортив отношений ни с Азербайджаном, ни с Арменией», - объяснил политолог.
Говоря об учениях, которые проводит Иран на границе с Азербайджаном, эксперт напомнил, что с теоретической точки зрения и с учетом всех юридических моментов, Иран вправе проводить военные учения на своей территории в том месте, где он считает нужным, как и любое другое государство.
«Другой вопрос состоит в том, что, когда эти территории находились под оккупацией, никаких учений они там не проводили. А после того, как Азербайджан освободил свои земли, восстановил территориальную целостность, вдруг решили о себе напомнить, что выглядит не совсем понятно. Но такой нюанс имеет место быть», - сказал Ф.Ибрагимов.
По его словам, каких-либо агрессивных намерений у Ирана в отношении Азербайджана нет и быть не может: «Никаких обострений ждать не стоит. В азербайджано-иранских отношениях периодически такие моменты возникают. Думаю, что дипломаты смогут все урегулировать».
Касаясь будущего ирано-азербайджанских отношений, собеседник сказал, что многое будет зависеть от результата встречи на высшем уровне.
«Нужно ждать встречи нового иранского президента Саида Ибрагима Раиси с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым и тогда сразу станет понятно, как будут дальше развиваться двусторонние отношения.
Не думаю, что у Ирана некие агрессивные намерения, просто он хочет напомнить о себе и сказать, что он тоже есть в регионе», - отметил иранист.
Политолог также не считает, что у ИРИ есть какое-то недовольство в связи с исходом Отечественной войны: «Тем более, что И.Алиев был одним из первых, кому президент Раиси позвонил после того, как возглавил страну. Он поздравил азербайджанского лидера с восстановлением территориальной целостности и с тем, что справедливость восторжествовала. Вопрос лишь в том, что иранцы не совсем правильно могут выстроить дорожную карту в отношении ирано-азербайджанских отношений. Им хочется о себе напомнить, но у них это получается не всем корректно и выглядит так, словно они пытаются угрожать Азербайджану, что, конечно, недопустимо».