Альтернатива как необходимость. Россия обращает взоры к транспортным коммуникациям Азербайджана
Инициировав и реализовав проекты, создавшие новые маршруты на огромной географии с Запада на Восток и с Севера на Юг, Азербайджан окутал регион сетью транспортных коммуникаций.
История и время доказали нужность, целесообразность и своевременность сделанной работы - к дорогам, открытым по инициативе Азербайджана, сегодня устремляют свои взоры даже страны, где ранее к ним относились с изрядной долей скептицизма.
В России в эти дни, на фоне логистических проблем и санкций, отмечают рост транзитных железнодорожных перевозок в обход российской территории. Издание «Коммерсантъ» пишет, что Китай создает новые маршруты в Европу, минуя российскую территорию: по транспортному коридору Европа-Кавказ-Азия через Черное и Каспийское моря за январь-февраль перевезено 3 тыс. TEU, что примерно на треть больше, чем год назад.
Обеспокоенность оживлением альтернативных контейнерных маршрутов в обход РФ уже выразили «Российские железные дороги» (РЖД), о чем заявил замглавы компании Алексей Шило.
«Из таких моментов, которые нас сейчас беспокоят, не знаю, насколько это видят другие контейнерные операторы - но мы внимательно следим, что происходит вокруг нас, и мы видим некое оживление различных альтернативных маршрутов в обход России. Это и заявления, которые делаются, и цифры, которые мы официально видим. По крайне мере за первые два месяца уже по ТРАСЕКА (транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия) так называемой через Каспийское море, Азербайджан, Грузию перевезено практически 3 тысячи контейнеров. Не бог весть какая величина, но в этом году коллеги явно рассчитывают на результат больше, чем в прошлом году. Если они там выстроят нормальную логистику - при таких ценах я думаю, это будет вполне себе доступный маршрут - мы можем часть объема мимо нашей страны получить», - сказал топ-менеджер.
Относительно мер «противодействия» ТРАСЕКА, «мы сейчас активно загружаем погранпереход Самур для того, чтобы загрузить ж/д инфраструктуру Азербайджана, в том числе российскими грузами транзитными, азербайджанскими, иранскими и всеми другими направлениями, чтобы было меньше возможностей для перевозки других грузов. Считаем, что такая стратегия, наверное, тоже с нашей стороны правильная», - добавил Шило.
Это ли не красноречивое признание верности шагов, которые в свое время предпринял Баку, и не повод для того чтобы призадуматься над его нынешними предложениями прокладывать новые важные направления. В частности, речь идет о коридорах через Иран, Зангезурском коридоре, способных принести существенную выгоду и дивиденды не только южно-кавказскому региону, но и ряду стран за его пределами.
Что думают по этому поводу в экспертном сообществе Азербайджана?
«Так же, как и в политических, геополитических, институциональных процессах, российско-украинская война меняет и устоявшиеся транспортно-логистические цепочки в Евразии», - говорит один из ведущих политических аналитиков Фархад Мамедов.
«Традиционно сухопутная, железнодорожная связь между Китаем и Европой проходила по территории Российской Федерации, по Транссибирской магистрали, которая начиналась в северных регионах Китая, доходила до порта в Санкт-Петербурге, затем тянулась через Беларусь, отчасти через Украину, и до портов на Черном море. Таким образом, эти грузы доходили до Европы.
Но после начала войны и принятия широкомасштабных санкций в отношении России, Запад закрывает границы для российских грузовых автомобилей, железнодорожных перевозок, и также не собирается отправлять собственные грузы через территорию России», - отмечает эксперт.
И в этом контексте начинают обретать актуальность альтернативные маршруты: «Если мы посмотрим на карту, по диагонали с севера на юг, там, где располагается Азербайджан, то увидим, что между Северным Ледовитым океаном и Персидским Заливом находятся всего лишь три страны - Россия, Азербайджан, Иран. С региональной призмы это РФ, Южный Кавказ, Иран».
«Азербайджан под руководством Президента Ильхама Алиева на протяжении 15 лет формировал региональную транспортную инфраструктуру – автомобильные магистрали, железные дороги, порты, для того чтобы увеличить конкурентоспособность маршрутов, которые проходят через Азербайджан - как в векторе Север-Юг, так и в векторе Восток-Запад.
Сегодня Азербайджан и Грузия обладают транспортной инфраструктурой, связывающей Каспийское море и Черное море. И сейчас, после западных экономических санкций против России, и ответных российских санкций против Запада, актуальность этой транспортной инфраструктуры повышается. А Китай рассматривает все эти варианты – в принципе, он рассматривал их традиционно – но сейчас это уже приобрело характер острой необходимости», - подчеркивает Фархад Мамедов.
Комментируя вышеуказанное заявление замглавы РЖД, азербайджанский эксперт обращает внимание на то, что оно как раз укладывается в рамки конструктивной конкуренции: «То есть, наличие у Азербайджана данной инфраструктуры позволяет нам принимать определенные объемы, которые проходили по территории России.
Российская же сторона демонстрирует, что будет стараться загружать и Баку-Тбилиси-Карс, и железную дорогу, ведущую в Иран, с тем, чтобы эти дороги работали на максимуме своего потенциала, и не могли перетягивать на себя грузы, которые шли из Китая в Европу, и обратно. И это, в принципе, можно назвать конструктивной конкуренцией».
«С другой стороны, принятие Президентом Азербайджана решений по новым маршрутам, в особенности, в рамках Меморандума с Ираном, по будущему Зангезурскому коридору, демонстрирует, что у этих маршрутов тоже появятся интересанты – страны, компании, которые будут заинтересованы в реализации и использовании потенциала этих проектов.
То есть, международная конъюнктура сейчас складывается так, что грузы ищут новые пути, и Азербайджан, наш регион эти возможности предоставляет. Как для России, которая, ввиду того, что западный рынок для нее уже закрыт, будет искать для своей продукции новые рынки в южном направлении, так и для Китая с Европой - в векторе Восток-Запад», - подчеркнул Фархад Мамедов.